• Этические беседы для начальной школы. Этические беседы с учащимися начальной школы

    Конспект этической беседы «Вежливое общение» с детьми начальных классов

    Чурепкина Валентина Петровна, воспитатель ГБУЗ КО "Областной детский санаторий для больных туберкулёзом" г. Березовский, п. Барзас Кемеровская область.

    Беседа «Что такое вежливость». Конспект

    Слова: «До свиданья!», «Спасибо», «Простите»,
    «Пожалуйста», «Здравствуйте» -
    Щедро дарите!
    Дарите прохожим,
    Друзьям и знакомым.
    В троллейбусе, в парке
    В школе и дома.
    Слова эти очень и очень важны.
    Они человеку как воздух нужны.
    Без них невозможно на свете прожить.
    Слова эти надо с улыбкой дарить.


    Вежливость - это первая и самая приятная добродетель.
    Одной из сторон общей культуры человека является культура поведения, неотъемлемой частью которой, является вежливость. Человек откровенный и приветливый умеет сделать так, чтобы всем окружающим его было ловко и уютно.
    Описание: Данный материал будет полезен воспитателям и учителям начальных классов при проведении бесед с детьми на нравственно-этические темы.
    Цель:
    - формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания быть вежливым.
    Задачи:
    - выяснить взгляды учащихся по данной проблеме;
    - помочь детям понять значение вежливости в жизни людей через разучивание стихотворений, инсценировок, чтение художественных текстов;
    - способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного и ошибочного представления о вежливости;
    - воспитывать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу вежливости.
    Предварительная работа: разучивание инсценировок: заучивание стихов.
    Материал: шапочки и элементы костюма лисы, медведя, вороны для инсценировки; мяч.

    Вежливость для взрослых и для детей важна,
    Вежливость – чудесная и добрая страна.
    Вежливости надо с детства всем учиться,
    Вежливость, ребята, волшебства частица.

    1. Ученики одной школы на вопрос «Что такое вежливость?» ответили так: «Вежливость – это…
    - воспитанность;
    - хорошее поведение;
    - правила поведения человека;
    - когда человек вежливый, к нему хорошо относятся;
    - вежливый человек говорит добрые слова.
    Считаешь ли вы себя вежливыми? Ответьте на вопросы словами «да» или «нет».
    1) Умеешь ли ты благодарить родителей (продавца, библиотекаря, друга и др.) за выполненную просьбу, оказанную услугу, преподнесённый подарок и т.д.?
    2) Называешь ли ты по имени тех, с кем здороваешься?
    3) Всегда ли ты уступаешь место старшим в автобусе, трамвае, троллейбусе?
    4) Пропускаешь ли ты вперёд младших при входе в школу, в столовую?
    5) Выполняешь ли ты просьбы старших?

    2. Чтение стихов «Вежливые слова»

    1 Если наступил на ножку
    Хоть случайно, хоть немножко,
    Сразу говори: «Простите»

    Или лучше – «Извините».
    2
    Если бабушка с утра
    Пирожок тебе дала,
    Ты возьми, скажи «Спасибо» -
    Станет бабушка счастливой!
    3
    Каждый скажет на прощанье,
    Уходя, всем «До свиданья».
    Другу уходить пора –
    Скажем мы ему «Пока».
    4
    Чтобы что-то попросить,
    Нужно вежливыми быть.
    Мы «пожалуйста» добавим –
    Будут все довольны нами.
    5
    Встречу, новый разговор
    Мы со «Здравствуйте» начнем.
    Друг пришел вдруг на обед –
    Скажем мы ему «Привет».
    6
    «Добрый вечер», «Добрый день»
    Говорить нам всем не лень!
    «Утро доброе» мы скажем,
    Поутру проснувшись, маме.
    7
    Если ты сломал игрушку
    Друга или вдруг подружки,
    Ты скажи им «Извини»
    И свою им предложи.
    8
    Угостил вдруг кто конфетой
    Или что-то подарил,
    «Спасибо» говори за это,
    Чтобы вежливым ты был.
    9
    «Добро пожаловать» гостям,
    Говорят и тут, и там.
    Домой гости уезжают
    «Доброго пути!» желаем.
    Вопрос: А теперь ещё раз задай себе вопрос: вежлив ли ты?
    Задание: Давайте проверим, на сколько вы вежливы в игре «Вежливые слова».

    Игра «Вежливые слова».

    Воспитатель бросает мяч ребенку, ребенок называет вежливое слово.
    Ребята, я убедилась, что вы знаете много добрых, вежливых слов. Дарите чаще их своим близким, родным, товарищам!
    3. В сказке «Ценная бандероль» рассказывается, как Ворона прочитала книжку «Уроки вежливости» и «надумала сама вежливой стать.

    Предлагается инсценировка отрывка из сказки «Ценная бандероль»


    Ворона направилась к медведям. Подходит к ним и говорит:
    - Приятного аппетита!
    - Спасибо, - отвечает Медведь. – Присаживайтесь к нам.
    - С удовольствием бы, да некогда мне, спешу очень.
    - Тогда на дорожку возьмите! – угощает Медведь Ворону.
    - Спасибо!
    Взлетела Ворона на ёлку и пообедать уж было собралась, как вдруг слышит:
    - Голу-у-убушка, как хороша-а!
    Глянула Ворона вниз и видит: Лиса под ёлкой стоит.
    - Да кто же теперь этой басни не знает? – кричит ей сверху Ворона. – А уж коли сыру захотела, так проси по-вежливому!
    - Пожалуйста… будьте добры! – заговорила сладким голосом Лиса.
    - Вот это другое дело! – похвалила Ворона и поделилась с Лисой сыром.
    В. Капнинский


    Вопрос: Назовите вежливые слова, которые помогли Вороне и Лисе получить то, что они просят.1) Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком.
    Надо ли поздороваться тебе?
    2) В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, поздоровался: «Здравствуйте, Юрий Васильевич!»
    Как поступил бы ты? Что сказал бы?
    3) Ты вошёл в автобус с задней площадки и увидел, что у передней двери стоят твои друзья.
    Надо ли поздороваться с ними? Если надо, то как ты это сделаешь?
    5. Мы узнаём человека, который хочет к нам обратиться, не только по словам, но и по жестам, по выражению его лица. Особенно высоко ценится в общении улыбка. Об этом очень хорошо рассказал писатель В. Солоухин.
    А ведь у людей в распоряжении есть ещё и улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: ноги - ходить; рот – поглощать пищу; глаза – смотреть, - всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет.

    Задание: Продолжи список ситуаций, в которых особенно важно улыбнуться собеседнику: «Приветствие», «Ты в гостях», «У тебя гости» …

    6. Предложить послушать стихотворение В. Бокова «Доброе слово».

    Ребенок:
    - А Вы седой! – сказали мне при встрече.
    - А были чёрный!
    - Был, - ответил я.
    И что-то мне тот час легло на плечи.
    И придавило камнем бытия.

    А ты не старый! – как-то мне сказали
    Мои друзья за праздничным столом.
    И мне как-будто крылья развязали.
    И туго свистнул воздух под крылом.

    И полетел я в облачные выси,
    И был я очарован красотой.
    Дремавшие во мне дотоле мысли
    Заволновались нивою густой.

    Друзья мои, внушайте людям веру
    И чаще говорите: «Добрый день!»
    И следуйте хорошему примеру –
    Продляйте добрым словом жизнь людей.
    Вопросы: Отчего у героя стихотворения испортилось настроение? Какие слова развязали ему крылья?

    Итог беседы:

    В обиходе вежливого воспитанного человека всегда должны быть слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно открыть любые двери, помочь вернуть хорошее настроение. Творите добро, учитесь делать добрые дела!

    Методика проведения этических бесед включает в себя: подготовительный этап, проведение беседы, организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил. Беседы проводятся на занятиях в группе продленного дня один раз в месяц. Продолжительность беседы не должна превышать 30-40 мин.

    Большое значение для эффективности беседы имеет правильный подбор иллюстративного материала. К иллюстративному материалу относятся: художественные произведения, публицистические и деловые статьи в периодической печати, кинофильмы.

    Одновременно с подбором иллюстративного материала следует продумать, какие педагогические средства необходимы, чтобы предложенный детям материал помог им усвоить знания о нравственных нормах, соотнести с собственными мыслями, переживаниями, поступками. При проведении беседы очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

    Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, назиданий, упреков и насмешек. Дети высказывают свои суждения, впечатления свободно, непринужденно. Если их высказывания наивны, неточны, неверны, учитель не обрывает детей, просит ребят дополнить, высказать свое мнение и, если из детских высказываний все же не получается должного обобщения, на помощь приходит учитель как старший их наставник.

    В этических беседах с младшими школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, задания, тесты и пр.

    В каждой этической беседе с младшими школьниками обычно используется какой-то основной источник получения знаний о нравственных нормах, поступках и поведении. Обсуждение нравственной проблемы начинается с анализа фактов, заключенных в этом источнике. В ходе беседы к этим фактам «присоединяются» и другие, уже имеющиеся в знаниях, наблюдениях и опыте детей. Исходя из этого, этические беседы можно разделить:

    1. На беседы по прочитанному рассказу (или нескольким рассказам).

    2. Беседы, связанные с обсуждением книги.

    3. Беседы, связанные с просмотром кинофильмов.

    4. Беседы, основной материал для которых получен в результате целенаправленных наблюдений самих детей за явлениями общественной жизни.

    5. Беседы по проблемным вопросам, предложенным самими детьми.

    6. Беседы на основе небольших сочинений на моральные темы, написанные детьми.

    Одним из основных условий эффективности этических бесед является формирование в единстве сознания и поведения школьников. Содержание бесед должно быть тесно связано с разнообразной деятельностью детей. Этические знания необходимы ребенку, чтобы он мог ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков.

    Результативность этических бесед зависит и от того, насколько учитель умело воздействовал на чувства детей. Важно в процессе обсуждения фактов проявлений нравственности разбудить у детей чувство собственного достоинства, гордости или угрызения совести - этого «внутреннего судью», «контролера» мыслей, поступков и действий. Важно, чтобы дети были охвачены совместным переживанием, сочувствием, состраданием.

    Конспект беседы в начальной школе. Тема: Цветик-семицветик

    Цели : развитие у детей чувства милосердия и сострадания; воспитание гуманных чувств.

    Ход беседы

    Учитель. Дети, мы с вами смотрели документальный фильм «Аномалия». Вспомните, о ком этот фильм. (Ответы детей.)

    Вспомните Сашу, который не может ходить. Ему помогли оборудовать молельную комнату, где он обращается к Богу сам и учит этому других. Помните девочку, которая рисует, держа карандаш во рту, потому что ее пальцы не сжимают карандаш; девочек, любящих танцевать, но не умеющих ходить?

    Кто помогает этим детям жить, ухаживает за ними?

    Могли бы эти дети ходить в обычную школу? Почему?

    Как мы должны относиться к таким детям?

    Инвалидами не только рождаются, но и становятся: сломал ногу, а она неправильно срослась; играл на дороге - сбила машина; залез на крышу, упал - сломал позвоночник и т. д.

    Послушайте рассказ и подумайте, какие чувства подтолкнули Колю к такому поступку.

    «Жили в одном большом городе, в большом доме Коля и Ира. Дружить они особо не дружили, но и не враждовали между собой. Жили да и жили. Учились в одном классе, сидели за одной партой. Пришла зима. На каникулах дети весело играли в снежки, катались на санках, строили снежную крепость. После каникул все вернулись в школу. Не пришла только Ира. Оказалось, девочка каталась на льду, упала и сломала ногу. Теперь она была дома. Коля рассказал маме о случившемся, и та посоветовала сыну навестить одноклассницу. Мальчик пошел к Ире. Она доброжелательно встретила его. Ходить девочка не могла и только прыгала на одной ноге, а другая была закована в гипс. «Теперь, наверное, придется остаться на второй год, ведь я много пропущу в школе», - грустно сказала Ира. «Не волнуйся, я что-нибудь придумаю», - пообещал девочке Коля. А на другой день школьники увидели такую картину: Коля вез на санках Иру в школу. Мальчишки тут же подняли их на смех. «Тили-тили тесто, жених и невеста», - кричали они. Но Коля не обращал на них внимания. Каждый день Коля стал привозить Иру в школу и отвозить домой. Все привыкли к этому, перестали дразнить и даже помогали девочке подняться по ступенькам».

    Что случилось с Ирой?

    Как помог ей Коля?

    Как сначала реагировали мальчишки на Колин поступок? А потом?

    Обращал ли Коля внимание на насмешки друзей?

    Какие чувства подтолкнули Колю к такому поступку?

    Игра «Сиамские близнецы».

    Цель: развивать умение сотрудничества, чувство коллективизма у детей.

    Оборудование: повязки на глаза, большой лист бумаги, карандаши.

    Дети разбиваются на пары.

    Учитель . Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Скажите, что значит «сотрудничать»? Приведите примеры, когда вы с кем-нибудь сотрудничали.

    Инструкция

    Разбейтесь на пары, четверо будут работать, а остальные смотреть. Сядьте за стол. Я положу перед вами большой лист бумаги. Один в паре работает с завязанными глазами под руководством другого. Рисовать мы будем дом с забором, стоящий среди деревьев и цветов.

    Физкультминутка

    Учитель . Дети, встаньте. Представьте себе на минуту, что у вас болит правая рука. Попытайтесь расстегнуть пуговицы на одежде одной левой рукой. А теперь попытайтесь завязать шнурки, не получается? Закройте крепко-крепко глаза. Пройдите. Вам страшно идти? Вы боитесь натолкнуться на что-нибудь и упасть? Возьмитесь за руки, так легче идти? Вот видите, когда есть рядом опора, идти легче.

    Помните сказку «Цветик-семицветик»? Девочке Жене бабушка-волшебница подарила волшебный цветок. На что потратила Женя 6 драгоценных лепестков? И вот остался последний. И что же? (Чтение отрывка.)

    Как вы думаете, какой лепесток принес наибольшую пользу?

    Почему вы так думаете?

    Сегодня мы с вами говорили о детях-инвалидах. По всему миру взрослые проявляют заботу о них: для таких детей строят специальные больницы, детские сады, школы; создают специальные книги и компьютерные программы; оборудуют тренажерные залы. Дети-инвалиды пользуются особыми правами.

    Мы с вами должны проявлять сострадание к таким детям. Посмотрите, у меня в руках волшебный цветик-семицветик. Я раздам вам его лепестки, вы подумайте и напишите, чем бы вы могли помочь детям-инвалидам, что хотели бы пожелать им.

    Конспект беседы в начальной школе. Тема: Добрым быть полезно

    Цели : воспитание желания совершать добрые поступки; замечать в людях хорошее; формирование отрицательного отношения к жадности и зависти.

    Ход беседы

    Известно, что больше всего долгожителей в горных селениях. Там встречаются старцы, которым 100 и более лет. Что так благотворно действует на людей? Климат? Пища? Ученые долго искали причину этого явления. Наконец они решили, что главное здесь - добросердечность горцев. Она переходит из поколения в поколение и образует полезный «микроклимат».

    А что чувствуют жадные, злые, завистливые? (Ответы детей.) Постоянное недовольство вредит и сердцу, и нервам, и желудку. А еще у такого человека обычно мало друзей.

    Игра «Расскажи о хорошем».

    Дети по очереди берут карточки с именами детей группы и рассказывают о хороших качествах данного человека.

    Тест «Твое мнение».

    Напишите, о чем вам приятнее вспоминать и рассказывать другим: о том, как помог кому-то или о том, как кого-то обидел.

    Учитель. Вот видите, дети, о хорошем поступке вспоминать приятнее, да и делать добрые дела тоже. Доброту в себе нужно тренировать: совершать добрые поступки, замечать в людях хорошее.

    Игра «Связующая нить».

    Цель: сформировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

    Описание игры

    Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что они хотят для себя, что могут пожелать другим.

    Учитель. Дети, а теперь натяните нить. Вот какой крепкий круг у нас получился. Вот, оказывается какие вы дружные в своей группе.

    Конспект беседы в начальной школе. Тема: Забота взрослых о детях

    Цели: формирование представления детей о доброте; воспитание отрицательного отношения к эгоизму.

    Ход беседы

    Учитель. Дети, скажите, пожалуйста, как взрослые заботятся о вас? (Покупают игрушки, книги; заботятся, чтобы у детей было все необходимое.)

    А могут ли дети заботиться о взрослых? Как? Послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье». (Чтение рассказа.)

    Печенье

    Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

    Дели по одному, - строго сказал Миша.

    Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

    Ровно? - спросил Вова.

    Миша смерил глазами кучки.

    Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

    Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

    Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

    Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

    Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

    Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...

    В. А. Осеева

    Учитель . Удивило ли вас что-нибудь в отношении мальчиков к маме и бабушке? Что именно?

    Почему молчали мама и бабушка?

    Что бы вы сказали о поступке мальчиков? Как бы вы их назвали? (Равнодушными, черствыми, неблагодарными.)

    А как бы поступили вы?

    Конспект беседы в начальной школе. Тема: Учусь держать себя в руках

    Цели: формирование умения изображать разные эмоции; воспитание умения переживать огорчения.

    Ход беседы

    Учитель . Дети, посмотрите на рисунки (демонстрирует). Здесь вы видите различные состояния человека - его эмоции. От того, что человек испытывает, чувствует, зависит выражение лица, поза и поведение. Назовите эти состояния. (Радость, грусть, веселье, печаль.) Какие эмоции еще вы знаете? Изобразите их условно.

    Эмоции бывают приятными (положительными) и неприятными (отрицательными). Чем чаще человек испытывает положительные эмоции и реже отрицательные, тем меньше вредных нервных напряжений возникает в его организме, а значит, тем он здоровее. И не только он сам. Рядом с жизнерадостным, спокойным, доброжелательным человеком и другим людям легче живется и работается. Поэтому важно научиться контролировать свои чувства, управлять своим настроением. Умеете ли вы это делать?

    Тест

    Мама обещала пойти с Толей в выходной день в луна-парк. Накануне долгожданного дня она пришла вечером домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удастся нам завтра пойти в парк, у меня срочная работа...»

    Вопрос: что, по-твоему, почувствовал Толя, и как он поступил?

    Варианты ответов:

    1. Ушел в свою комнату (в угол) и долго рыдал, чтобы мама слышала.

    2. Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.

    3. Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда-то пойти.

    4. Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в луна-парк в следующий выходной.

    Расскажите эту историю до конца в каждом из вариантов Толиного поведения. Обязательно обратите внимание на следующее:

    Что при этом почувствовала мама и как себя вела?

    Что почувствовал сам Толя?

    Удалось ли найти выход из положения?

    Можно ли пережить огорчение? Как?

    1. Никогда не спеши «выплеснуть» чувства на окружающих. Собери всю свою волю и сдержись.

    2. Постарайся успокоиться. Для этого есть разные способы:

    Сделай дыхательную гимнастику: несколько глубоких вдохов и выдохов.

    Выпей стакан воды.

    Поговори с кем-нибудь на другую тему.

    Поплачь (но не демонстрируй это всем).

    После такой разрядки обязательно почувствуешь себя спокойнее. Теперь можно обсудить положение. Решение найдется!

    Конспект беседы в начальной школе. Тема: Давайте говорить друг другу комплименты

    Цели : формирование умения использовать комплимент адресовано и мотивированно; развитие коммуникативных способностей.

    Ход беседы

    Дети сидят на стульчиках.

    Учитель . Дорогие мои друзья, сегодня мы отправимся с вами путешествовать по «Стране комплиментов». Это чудесная, добрая, необычная страна. В ней нет зла, в этой стране всегда царят добро и любовь. А вы знаете, что такое комплимент? (Ответы детей.)

    Комплимент - это любезные, приятные, красивые слова или выражения, лестные отзывы, содержащие похвалу или одобрение. Комплименты бывают добрые, то есть приятные, чудесные и при этом правдивые.

    А есть комплименты льстивые, то есть угодливые, восхваляющие кого-либо незаслуженно.

    Сейчас я прочитаю вам две басни И. А. Крылова. Послушайте внимательно. Вы услышите в них комплименты. Определите, каких комплиментов встречается больше - лестных или льстивых.

    Чтение басен «Кукушка и петух» и «Ворона и лисица».

    Обсуждение содержания басен. Особо обращается внимание на различные мотивы лести. Воспитатель зачитывает мораль басни «Ворона и лисица».

    Учитель. Пришло время поиграть.

    Игра «Ласковое имя».

    Цель: воспитывать гуманные отношения между детьми, благодаря осознанному отношению к своему имени и имени другого.

    Описание игры

    Дети становятся в круг.

    Учитель. Бросая мяч друг другу, назовите одно или несколько своих ласковых имен. Когда все произнесут свои имена, нужно бросить мяч тому, кто в первый раз бросил мяч, и назвать его ласковое имя.

    Игра «Комплимент».

    Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что каждый из них принимаем и ценим другими детьми.

    Описание игры

    Дети становятся в круг.

    Учитель. Дети, каждый из вас должен сейчас обратиться к другому со словами: «Мне нравится в тебе...», - а дальше скажите, что вам нравится в вашем товарище (особенности внешнего вида, характера).

    Когда дети скажут по одному комплименту, воспитатель подбрасывает мяч и говорит: «Раз, два, три, четыре, пять, поменяемся опять». Дети меняются местами, и игра повторяется.

    Учитель. Я рада, что вы растете доброжелательными людьми. Если вы говорите такие замечательные комплименты своим сверстникам, значит, у вас доброе, чуткое сердце и вы любите друг друга.

    Вы, наверное, поняли, какую огромную роль играют комплименты в нашей жизни. Оказывается, не так уж легко правильно говорить и получать их. А главное, не путать лестный и льстивый комплимент.

    Конспект беседы в начальной школе. Тема: Как научиться учиться

    Цели : формирование умения детей тренировать память; воспитание волевых качеств - усидчивости и настойчивости.

    Ход беседы

    Учитель . Почему одни хорошо учатся, а другие не очень? Случается так: на уроке ученик был, что-то записывал, а пришел домой и ничего не помнит. И как задачу решать, совершенно непонятно. А кажется, что-то объясняли... Может, не решать, а списать у кого-нибудь? Трудности в учебе бывают у всех, даже у отличников. Давайте выясним, в чем их причина, лично для каждого.

    Тест

    Выберите и отметьте подходящий вариант окончания фразы.

    Многие ребята жалуются на плохую память, «плохие способности». А «бедная» память просто не тренирована. Она не привыкла работать. Значит, нужно тренировать ее. Память у людей бывает трех типов: зрительная (человек лучше запоминает то, что видит); слуховая (особенно хорошо запоминается то, что слышит); двигательная (лучше запоминает, когда записывает).

    Как можно тренировать зрительную память, мы узнаем из игры.

    Игра «Чего не стало».

    Играют два и более человек. На столе разложены разные предметы, игрушки. Нужно внимательно посмотреть, что находится на столе, закрыть глаза. В это время водящий убирает один предмет. На кого водящий указывает, тот отгадывает, чего не стало на столе.

    Учитель . Прекрасная тренировка всех типов памяти - заучивание стихов.

    Что же нужно делать, чтобы лучше учиться?

    Как можно тренировать память?

    Конспект беседы в начальной школе. Тема: Правда, ложь и фантазия

    Цель : формирование отрицательного отношения ко лжи; умения показать, чем ложь отличается от фантазии.

    Ход беседы

    Учитель . Дети, послушайте старую басню. Мальчик- пастушок кричал: «Волки, волки!» Прибежали крестьяне - нет волков. И раз, и два так шутил мальчик. Но однажды и вправду напали на стадо волки. Сколько ни кричал пастушок, никто не пришел к нему на помощь: все знали, что мальчик - лгун. А теперь послушайте рассказ «Фантазеры» Н. Носова и ответьте на вопросы. (Чтение рассказа.)

    Как начинается рассказ?

    Что делали мальчики на скамейке?

    Что случилось потом?

    Кто к ним пришел?

    Смог ли Игорек так же легко придумывать истории?

    О чем рассказал Игорек?

    Как его поступок по отношению к Ире можно назвать: ложь или фантазия?

    Кого встретили Мишутка со Стасиком, идя домой?

    Какое состояние было у девочки? Почему?

    Что предложили ей мальчики?

    Можно ли назвать ложью Мишуткино высказывание о том, что он съел ведро мороженого?

    (Можно сказать, что Мишутка солгал, но сделал он это лишь для того, чтобы утешить и развлечь Иру. И его ложь, может быть, принесла некоторое облегчение девочке.)

    Как вы думаете, Стасик и Мишутка лгали или фантазировали в сквере? (Их разговор можно назвать фантазией, ведь они просто развлекали друг друга.)

    Так чем же отличается ложь от фантазии? (Ответы детей.)

    К чему может привести ложь? (Ответы детей.)

    Учитель . А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы моего теста.

    Тест

    Можно ли обманывать в следующих случаях:

    Чтобы похвастаться;

    Не испортить с кем-нибудь отношения;

    Избежать наказания;

    Добиться выгоды;

    Помочь кому-то пережить тяжелое событие;

    По привычке?

    Учитель . Сегодня мы с вами вели разговор о двух таких непростых вещах, как ложь и фантазия. Очень важно отличать эти два понятия и как можно меньше использовать в своей жизни ложь, потому что она может очень сильно навредить вам в дальнейшей жизни.

    Конспект беседы в начальной школе. Тема: Сочиним сказку

    Цель: направление фантазии ребенка на сочинение сказки и создание рисунков-иллюстраций по ее сюжету.

    Методика проведения

    Дети сидят полукругом на стульях. Педагог показывает объемную книгу.

    Учитель . В этой книге много сказок. Читать мы их сегодня не будем. Мы с вами придумаем сказку сами.

    Вопросы:

    Про кого будет наша история?

    Где он (она) жил(а)?

    Каким был наш герой?

    Что он любил делать? Чем занимался?

    И был у него друг. Кто?

    Чем друг помогал герою?

    Однажды наш герой отправился путешествовать. Куда?

    Для чего? За чем?

    Но у героя был враг. Кто?

    Как он вредил нашему герою?

    Друг героя захотел ему помочь? Что он сделал?

    Какой волшебный предмет дал в помощь?

    Как это помогло герою?

    Как был наказан враг?

    Чем все закончилось?

    Учитель пересказывает сказку, предлагает детям нарисовать к ней иллюстрации.

    Игра «Неожиданные картинки».

    Цель : показать каждому ребенку, какой вклад вносят члены группы в общий рисунок.

    Оборудование : листы А4, карандаши.

    Описание игры

    Дети рассаживаются за столы. Каждому выдается по листу бумаги и цветные карандаши.

    Инструкция

    Учитель. Ребята, сейчас по моей команде вы начнет рисовать. Рисуйте то, что вам хочется. Эта работа - на свободную тему. По моему знаку вы должны поменяться рисунками друг с другом. И далее следующий будет продолжать работу над вашим рисунком. Через 2-3 минуты опять поменяетесь. Каждый из вас сможет внести свой вклад в работу. Итак, приступаем.

    Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?

    Понравилось ли тебе дорисовывать чужие картинки?

    Какой из рисунков тебе нравится больше всего?

    Отличаются ли они от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?

    Конспект беседы в начальной школе. Тема: О неприятном

    Цель : воспитание умения просчитывать последствия поступка; формирование понимания, что жизнь - это школа в которой есть свои правила.

    Ход беседы

    Учитель . В школе вам приходится учить разные правила: правописания, сложения и вычитания... - их много. Не всегда все получается. Бывают неудачи. Жизнь - это тоже школа, только очень большая. Ведь вы должны научиться жить в сложном мире. Правил в нем намного больше, чем в школьной программе. И тоже не все сразу получается. А за проступки приходится терпеть наказание. Иногда наказания бывают суровыми.

    Как вы считаете, что такое наказание?

    Зачем взрослые наказывают детей?

    Как вы понимаете выражение «сам себя наказал»?

    Если вы провинились и вас наказали, постарайтесь получить из этого урока пользу. Научитесь не совершать подобных поступков.

    Сотрудничество и взаимопонимание с ребятами в классе, группе, с друзьями во дворе, часто помогает не совершать плохие поступки, или поддерживает, если вас наказали. И очень важно научиться такому сотрудничеству и пониманию.

    Игра «Разговор сквозь стекло».

    Цель: развитие чувства взаимопонимания между детьми.

    Инструкция

    Учитель. Дети, сейчас представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что надо купить, а выход в другом конце торгового зала. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Помните, вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: вы все равно друг друга не услышите.

    Игра «Двое с одним мелком».

    Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

    Оборудование: лист А4, карандаши.

    Инструкция

    Учитель. Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнером. Теперь вы - одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам дается один карандаш на двоих. Передавая его друг другу, вы должны по очереди рисовать одну картину. В этой игре есть такое правило: нельзя разговаривать во время рисования. На выполнение у вас - 5 минут.

    Вопросы:

    Что ты нарисовал, работая в паре?

    Сложно ли вам было рисовать молча?

    Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?

    Трудно ли было тебе от того, что изображение постоянно менялось?

    1. Значение и структура этической беседы по вопросам нравственного воспитания

    2. Технологический проект беседы по вопросам нравственного воспитания

    2.1 Обоснование темы

    2.2 Технологический проект беседы на тему «Чувства»

    Список использованной литературы


    1. Значение и структура этической беседы по вопросам нравственного воспитания

    Нравственное воспитание школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения этой задачи учителю требуется не только знание предмета и методики его преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование нравственного воспитания детей. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

    В процессе нравственного воспитания школьника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения учащихся, начиная с самого 1-го класса. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьник будет обладать способностью охватывать общее и существенное в разнообразных явлениях окружающей жизни, реалистически оценивать создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка.

    В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы.

    Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

    Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

    1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

    2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатывать правильную точку зрения.

    3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.

    4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

    5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

    6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

    Ошибочно думать, будто беседа спонтанный метод. Высокопрофессиональные учителя проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно.

    Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила; применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

    В школе первой ступени этическая беседа имеет более простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. В средних и старших классах беседу можно начать с формулировки морального правила и для иллюстрации использовать конкретный материал из жизни, художественной литературы.

    Проведение этических бесед включает в себя:

    · подготовительный этап;

    · проведение беседы;

    · организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.

    Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий:

    1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития детского коллектива и нравственных проблем определяется тема беседы.

    2. Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся; те практические выводы, которые будут сделаны.

    3. Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать.

    4. Продумываются вопросы беседы.

    5. Подготовка учащихся к беседе:

    а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;

    б) при необходимости определяются индивидуальные задания, поскольку это психологически настраивает учащихся на самоанализ поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения;

    в) определяются групповые задания.

    Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

    При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

    Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций:

    1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.

    2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.

    3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.

    4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

    Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

    Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями

    В этических беседах со школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.

    Возможны различные варианты последовательности проведения этических бесед:

    1. Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала.

    2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.

    3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.

    4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению учащихся.

    5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.

    Конечно, указанная структура беседы не должна превращаться в трафарет. Как в целом в воспитательной работе, так в проведении беседы не может быть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобных рецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Они не ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.

    При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес школьников к восприятию и усвоению этического материала.

    Для этого можно использовать такие приемы:

    а) поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое вежливость и т.п.;

    б) прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;

    в) прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;

    г) объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов.

    Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение из книг, газет, использование художественных картин и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.

    При анализе поведения школьников лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.

    Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.

    Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провести беседу на моральную тему гораздо труднее, чем урок.


    2. Технологический проект беседы по вопросам нравственного воспитания

    2.1 Обоснование темы


    Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день.

    Прежде всего ребенку с малых лет нужно привить этикет. Этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в широком смысле слова.

    Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.

    Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности о относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но увы? В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура – человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.

    Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или не думать об интересах окружающих.

    И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.

    Всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Далее детский сад, потом школа. Центральная фигура в обществе, от которой зависит его будущее – это учителя, выдающие еще мудрость – в книге. Объединить нас может только высокая культура.

    Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Не дорога она только тем людям, которые лишены её. Культура, только культура может помочь нам и в отсутствии её - причина многих бед.

    Это актуальный вопрос нашего общества и я считаю, что нужно уделять больше внимания подрастающему поколению.


    2.2 Технологический проект беседы на тему «Чувства»


    Цель: Воспитание чувства любви, внимания к своим близким

    Задачи:

    · образовательная:в ходе беседы изучить основные подходы к определению «чувства», дать определение данному понятию;

    · развивающая: развивать умение правильно излагать свои мыли, размышлять;

    · воспитательная: прививать любовь, уважение к окружающим людям, родным.

    Понятия: чувство, эстетика, родственность, эмоции, ощущения, любовь.

    Ход беседы:

    Задание 1. Послушайте рассказ В.А. Сухомлинского и ответьте на вопросы.

    Пришли два юноши на цветущий луг.

    Какая красота! – прошептал Сергей. – Смотри: на зеленом ковре будто кто выткал розовые, красные, голубые цветы!

    Действительно – буйная трава! – сказал Матвей. – Сюда корову бы пустить – к вечеру будет два ведра молока.

    И пчелы звенят, будто арфа, - прошептал Сергей, захваченный волшебной музыкой.

    И ульи сюда бы вывезти. Меда, меда сколько бы наносили! – взволнованно проговорил Матвей.

    И есть же такие люди, что не видят этой красоты, - подумал Сергей.

    Пойду корову пригоню да ульи привезу, - сказал Матвей и отправился в село.

    Ученики отвечают на вопросы:

    1) Как воспринимали мир Сергей и Матвей? Для кого из мальчиков жизнь представлялась ярче, насыщеннее?

    2) Кого из героев рассказа вы бы выбрали в друзья? Почему?

    Задание 2. Попробуйте сформулировать, что такое чувства. Что может чувствовать человек? Какие чувства проявляются у вас особенно ярко?

    Ученики отвечают.

    Учитель приводит в пример известные высказывания.

    Чувства – особый вид эмоциональных переживаний, связанных с представлением или идеей.

    Чувства – это цвет мысли. Без них наши мысли – сухие, безжизненные контуры, а не картины. (Н.Шелгунов)

    У: Основная реальность внутреннего мира человека – это ощущения, эмоции и чувства. Ощущения – это информация «на входе», которую мы воспринимаем извне. Эмоции – это переживания, которые можно считать информацией «на выходе», это реакция наших чувств на важные для них ощущения. Чувства – это как бы некие существа, населяющие наш внутренний мир. Они могут возникать, развиваться и угасать. Для каждого чувства существует некий круг ощущений, на которые оно реагирует. Для каждого чувства существует и свой круг эмоций, которые оно способно породить. Чувства человека взаимодействуют друг с другом, они могут поддержать друг - друга, могут конфликтовать и даже враждовать. Иногда одно - единственное чувство может подчинить себе все остальные.

    Чувство любви. Настроения, сопутствующие чувству любви, могут быть чрезвычайно разнообразны: гордость, восхищение, доверие, нежность, печаль, огорчение, тревога, отчаяние. Едва ли найдется такое эмоциональное состояние, которое мы могли бы легко соотнести с этим чувством. Но первой эмоцией следует назвать радость, восторг, счастье, вызванное самим существованием любимого человека.

    В любви, как и в ненависти, могут быть соединены самые разнообразные чувства: и страдание, и наслаждение, и радость, и печаль, и страх, и гнев. (К.Ушинский)

    Задание 3. Какие чувства включает в себя чувство родства?

    Ученики пытаются ответить.

    У: Чувство родства – наше отношение к родным и близким людям. Чувство родства – одно из самых ранних человеческих чувств и вместе с тем одно из самых устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни.

    Самое глубокое из родственных чувств – материнское чувство. Любовь матери не зависит от качеств ребенка. Мать, и только она, может любить малыша не за какие-то достоинства, а просто за то, что он существует. В этот период у ребенка вырабатывается способность быть любимым; лишь потом появляется умение – уже взрослого человека – любить другого, например, мать. Материнская любовь – Это трамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь.

    Чтение стихотворения учеником (заранее выученное) «Берегите матерей»

    Берегите матерей

    Прошу вас, берегите матерей,

    Теплом укройте от житейской вьюги,

    Их любовь во сто крат горячей,

    Чем друзей и любимой подруги.

    Материнской любви не объять,

    И канонов я здесь не нарушу,

    Коль скажу: «Мать готова отдать

    Свою ласку, нежность и душу».

    Мать возьмет на себя вашу боль,

    Все терзанья, смятенья и муки,

    Мать положит в дорогу хлеб-соль

    И протянет навстречу вам руки.

    Пусть за шалость накажет не строго,

    Только ей никогда вы не лгите

    И во имя великого Бога

    Матерей своих берегите.

    Не оставьте их без участья,

    Сей наказ вы запомните, дети,

    Ведь не может быть полного счастья,

    Если мамы не будет на свете.

    (А.Ремизова)

    У: Чувства к родителям – сына к матери, сына к отцу (также и дочери) – все это довольно разные чувства.

    У: Чувства братьев и сестер прививают нам вкус к отношению на равных. К старшему брату или сестре обратишься с тем, чего не выскажешь родителям. Младший брат или сестра пробуждают в нас нежность и заботу.

    Чтение стихотворения учителем.

    Будь у меня любимый старший брат,

    Его советы слушал бы, робея,

    Его защите братской был бы рад

    До той поры, покуда я слабее.

    Будь у меня любимый младший брат,

    Его учил бы жизни, как умею,

    И защищал, не требуя наград,

    До той поры, покуда я сильнее.

    (К.Ваншенкин)

    Родственные чувства становятся для нас школой личных душевных свойств. На них мы раньше всего учимся любви, дружбе, подчинению и руководству, учимся быть мужчиной и женщиной. Семья – это наше первое и самое естественное общество.

    Задание 4. Анализирование учениками высказываний

    У: Чувство прекрасно – это способность человека ощущать и ценить красоту жизни.

    Ф.М. Достоевский был во многом прав, утверждая, что мир спасет красота. Не сама по себе красота, разумеется, но человек, воспринимающий прекрасное как истинное содержание жизни.

    В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту. (В. Сухомлинский)

    Сколько за детство красоты вошло, таков и ты. (А. Попов)

    Подведение итогов

    Ученики отвечают на вопросы учителя:

    · Что же по-вашему обозначает слово «чувство»?

    · Чем отличается от других понятий чувство родства?

    · Зачем нам нужно чувство прекрасного?

    · Какие Вы знаете виды чувств? Какое из них Вы считаете главным?

    · Как соотносятся чувство любви и уважение?


    Список использованной литературы

    1. Коптева С.И. Инновационные технологии и психологическое сопровождение образования. Учебно-методическое пособие. Мн.: БГПУ, 2004.-104 с.

    2. Основы школьной дидактики.Сост. В.А.Капранова, И.Г.Тихонова. Мн.: БГПУ,2004.

    3. Процесс воспитания: теория, методика, практика: учеб.-метод, пособие / П845 В.А. Капранова, М.И. Дронь, Л.Л. Подольная и др. / под ред. В.А. Капрановой. -Минск: БГПУ, 2009.-138 с.

    4. Справочник по теории воспитания в схемах и понятиях / сост.: Е.Л. Адарченко, Л.Н. Городецкая, Н.А. Хмельницкая. – Мозырь: Содействие, 2005. – 44 с.

    5. Степаненков Н.К. Педагогика: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и дополн. – Мн.: изд. Скакун В.М., 2001. – 448.

    6. Степаненков Н.К., Пенкрат Л.В. Педагогика: Методика проведения практических занятий. Учеб.-метод. Пособие. – Мн.: Изд. Скакун В.М., 2000. – 80 с.

    7. Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А. В. Торхова, И. А. Царик, А.С. Чернявская. - Минск: Нац. ин-т образования, 2009. - 120 с.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Конспект этической беседы для 8-9 классов.

    Тема: «Совесть – основа нравственности».

    Форма проведения: этическая беседа.

    Цель: - формирование нравственных норм;

    Показ путей самовоспитания;

    Разъяснение норм морали с целью формирования

    Нравственных убеждений.

    Оборудование: оформление классной доски

    Место проведения: классная комната

    План беседы

    I. Организационный момент

    II. Беседа

    III. Подведение итогов

    I. Организационный момент

    Здравствуйте ребята! Тема сегодняшней беседы: « Совесть – основа нравственности». Ребята давайте попробуем разобраться в нескольких вопросах, непосредственно связанных с темой сегодняшней беседы.

    ^ II. Беседа

    1.Что такое совесть? (ответы детей)

    Совесть - «чувство нравственной от-ветственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом» (Тол-ковый словарь русского языка).

    Поэт В.А.Жуковский считал, что со-весть - это «наших дел закон и обвини-тель, свидетель и судья...».

    А поэт Николай Рыленков посвятил ей такие строки:

    Она скромна. Не говорит ни слова,

    Пока не взвесит помыслов и дел.

    И вдруг напомнит прямо и сурово

    Как раз о том, что ты забыть хотел.

    ^ Н.Рыленков. «Совесть»

    Но совесть может вызвать у человека и чувства самоуважения, гордости за хоро-шее дело, благородный поступок. «Людь-ми с чистой совестью» называют тех, кто причастен к таким делам и поступкам. Не о них ли стихотворение Е.А.Благининой «Шинель»?

    Почему ты шинель бережешь? -

    Я у папы спросила.

    Почему не порвешь, не сожжешь?

    Я у папы спросила.

    Ведь она и грязна и стара,

    Приглядись-ка получше:

    На спине вон какая дыра,

    Приглядись-ка получше.

     -Потому я ее берегу,

    Отвечает мне папа,

    Потому не порву, не сожгу,

    Отвечает мне папа,

    Потому мне она дорога,

    Что вот в этой шинели

    Мы ходили, дружок, на врага

    И его одолели.

    Это и есть «чувство нравственной от-ветственности» человека перед собой, своими близкими, перед обществом. Сол-датская шинель напоминает отцу о его чистой совести, об исполненном долге.

    ^ 2. Какова роль совести в нашей жизни? (ответы детей)

    Совесть все ведает, все видит, все зна-ет, все помнит о нас, о наших делах и по-ступках, даже если другие этого не заме-чают.

    Она удерживает нас от дурных поступ-ков, подсказывает, как повести себя в той или иной ситуации. Она как бы освещает нам правильный путь, уводя от множест-ва соблазнов и дурных влияний. Недаром немецкий философ Гегель сравнивал совесть со светильником:

    «Совесть - это моральный светильник, озаряющий хоро-ший путь; но когда сворачивают на пло-хой, то его разбивают».

    А «разбивают» его в том случае, если человек потерял совесть и поступает пло-хо, таких в народе называют бессовестны-ми.

    «Совесть побуждает человека к добру, истине и справедливости. На ней держат-ся мир и порядок в семье и обществе», - говорят мудрые люди.

    ^ 3. Откуда в человеке совесть? (ответы детей)

    Церковь утверждает: от Бога. Ученые отвечают по-разному, но точного ответа на этот вопрос никто из них не дает. Не-мецкий философ Иммануил Кант (1724- 1804) удивлялся:

    «Две вещи наполняют душу всегда но-вым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаше и продолжи-тельнее мы размышляем о совести, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»

    Под «моральным законом во мне» он имеет в виду совесть, данную Богом. Из-вестный русский философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) полагал, что совесть формируется в душе человека из чувств стыда, жалости и благоговения. Стыд выражает наше отношение к при-родному началу в себе, освобождает че-ловека от эгоизма, власти плотских чувств. Жалость - это сострадание к дру-гим людям. Благоговение - признание Бога, почитание его вселенской мудрос-ти, власти, силы. Стыд, жалость, благо-говение в единстве составляют совесть, основу нашей нравственности (Шкоринов В.Т. Этика всеединства В. Соловьева // Очерки истории русской этической мысли / Академия наук СССР. - М.: На-ука, 1976. - С. 283-298).

    Среди современных русских ученых есть пришедшие к мысли о бессмертии души человека. Нет предела познанию, многое еще нам неведомо. Главное - сохранить нашу душу чистой, а совесть чуткой.

    ^ 4. Как воспитать в себе совесть и сохра-нить ее чистой? (ответы детей)

    Совесть воспитывается правдивостью, стыдливостью, честностью, как в больших делах, так и в малых. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев советует быть само-критичным, уметь признаваться себе в своих ошибках, даже если другие их не заметили. И необязательно об этом сооб-щать кому-то. А вот осуждение себя са-мого, своих неблаговидных поступков поможет очищению совести.

    О том же говорил в свое время и Сене-ка. Помните его советы?

    «...Сколько можешь, сам себя выво-ди на чистую воду, ищи против себя улик! Сначала выступи обвинителем, потом - судьей и только под конец хо-датаем. Иногда стоит самому себе быть обидчиком» (Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. Тра-гедии. - М.: Художественная литерату-ра, 1986. - С. 75).

    Самовоспитание обладает великой си-лой в становлении личности, в очищении совести, формировании нравственных принципов. Совесть воспитывается чест-ным трудом, доброжелательностью к дру-гим, ответственным отношением к своим обязанностям и дома, и в обществе. Она

    Формируется любовью и «к родному пе-пелищу», и к «отеческим гробам». Эти чувства А.Пушкин назвал «животворящей святыней», утверждая, что «земля была б без них мертва». Здесь - уважение потом-ков к тем, кто прославил Родину своим подвигом, трудом, своим талантом. Здесь и память о горе и страданиях, о мечтах и надеждах, о вере ушедших поколений. Ведь Родина, а с нею и каждая семья, близкие люди переживают не только ра-дость побед, свершений, но и горечь по-ражений, и голод, катастрофы, тяжесть плена, крушение надежд. Как вы считае-те, какой самый дорогой праздник для нашего народа? (День Победы.) А почему его называют «праздником со слезами на глазах», вы задумывались? Огромные жертвы, потери и страдания выпали на долю народа в годы войны. Память о ней - это и есть «любовь к родному пе-пелищу», «любовь к отеческим гробам», «животворящая святыня».

    «Личная память человека формирует его совесть, его уважение к предкам, па-мять о них делает человека личностью. Надо любить своих родителей, свою се-мью, свой дом, свою школу, свою Роди-ну, малую и большую...

    Настоящая любовь к людям, к памят-никам ли никогда не останется без ответа» (Лихачев Д.С. Письма о добром и пре-красном. - М.: Детская литература, 1985).

    ^ III. Подведение итогов

    А теперь помолчим и заглянем каждый внутрь себя. Спокойная ли у нас совесть или тревожная? Чуткая или уснувшая? При этом будем в уме держать реплику великого Льва Толстого: «Часто люди гор-дятся чистотой своей совести только по-тому, что обладают короткой памятью».

    Обратимся к еще одно-му определению совести:

    «Совесть - способность личности осу-ществлять моральный самоконтроль, са-мостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения и производить само-оценку совершаемых поступков...» (Сло-варь по этике. Изд. 4-е / Ред. И.С.Кон. - М.: Политиздат, 1981.)

    Литература: «Воспитание школьников» журнал №8 2004г. Стр. 21- 23.

    Беседа – взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах.

    Наиболее распространенная форма проведения классного часа.

    В педагогической литературе этическая беседа определяется и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков сверстников, и для выработки нравственных взглядов, суждений, оценок, и как форма разъяснения школьникам норм и принципов, осмысления обобщения нравственного опыта школьников. Этическая беседа выступает в реальном воспитательном процессе и как форма этического просвещения, и как метод нравственного воспитания.

    Этические беседы получили широкое распространение в школьной практике. Ценным материалом для этических бесед могут служить факты из жизни школы, класса, произведений художественной литературы, высказывания педагогов, ученых, статьи из газет и журналов и т.п. Целесообразно привлекать учащихся к сбору материала для бесед.

    Этическая беседа выступает как одна из традиционных форм воспитания. Главное назначение - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды, оценки, суждения на основе полученных знаний.

    Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

    Беседы бывают групповые и индивидуальные, а также программные (система бесед по правилам культуры поведения, правилам для учащихся и т.д.). Беседы могут быть также эпизодические, связанные со сложившейся в коллективе ситуацией.

    Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и дедуктивным.

    Основные этапы проведения этических бесед:

    Сообщение фактов о поведении учащихся, взятых из жизни, или привлечение ярких отрывков из художественных произведений;

    Объяснение приведенных фактов и их анализ при активном участии школьников;

    Обсуждение конфликтных ситуаций;

    Обобщение фактов;

    Мотивация и формирование нравственного правила;

    Применение усвоенных понятий при оценке своего поведения и поведения других людей.

    Содержание этических бесед и методика их проведения во многом зависит от возраста учащихся. Так, например, в начальных классах в беседах затрагивается небольшой круг доступных для учащихся вопросов, приводятся яркие примеры из художественной литературы, из просмотренных передач, из окружающей жизни. Этические беседы с учащимися начальных классов чаще всего проводятся индуктивным путем, когда учащимся раскрываются яркие факты, которые содержат в себе определенные нравственные образцы. Уже в 3 - классах некоторые темы этических бесед можно проводить и дедуктивным путем, т.е. идти от определения понятия к фактам и соответствующим выводам.