• Идеи, реализуемые мною при проведении занятий и в других режимных моментах. Картотека сюрпризных моментов Все вместе зовем деда мороза и снегурочку

    Млада Сидорова

    Цель: Вызвать интерес к разучиванию нового танца, мотивировать детей на закрепление пройденного материала и выразительного его исполнения.

    Оборудование: напольная ёлочка, большая варежка, маленькие варежки по 2 на каждого ребёнка, 2 варежки среднего размера.

    Ход занятия:

    Дети входят в зал и видят большую варежку под ёлкой.

    Музрук: Ребята, смотрите, какая большая варежка! Кто это потерял? Это не ваша? Ну-ка, приложите ладошку, кому варежка по размеру? (Дети примериваются к варежке, всем она велика)

    Ой, я, кажется, знаю, чья она: это варежка Деда Мороза. И она не пустая. Посмотрю, что в ней. А в ней маленькие варежки, целый мешок! Давайте их примерим! (раздаёт варежки, дети надевают)

    Всем подошли? Здорово! А я знаю интересный танец с варежками. Хотите вас научу?

    Разучивание танца «Варежки»

    Музрук: Загляну ещё в варежку, там, кажется, ещё что-то лежит… Ой, ещё варежки – среднего размера! Давайте с ними поиграем!

    Игра «Варежки»

    (передача варежек по кругу, на ком музыка остановится, тот их надевает и пляшет, все хлопают)

    Музрук: Вот какой молодец дедушка Мороз, так нас повеселил! Скоро он и сам к нам в гости на праздник придёт. Давайте, ребята, хорошенько повторим все песенки и танцы к утреннику!

    Публикации по теме:

    Новый год - это всегда сказка, волшебство и подарки. Желаем, чтоб новогоднее настроение затронуло каждое сердце, разожгло в душе огонь в.

    Каждый праздник для детей это яркое событие, запоминающееся на долго. С каким нетерпением ребята ждут этого дня, с усердием готовятся.

    Я хочу показать мастер-класс - изготовление атрибута для проведения утренников- "Волшебное яйцо". "2017 год- год Огненного Петуха сам продиктовал.

    Новогодний сценарий для детского сада во второй младшей группе «В гостях у Деда Мороза и Снегурочки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» В гостях у Деда Мороза и.

    Одной из ведущих форм культурно-досуговой деятельности дошкольников является праздник. Особая роль на празднике отводится сюрпризному моменту,.

    Сценарий новогоднего утренника в младшей группе «Поиск Деда Мороза» НОВОГОДНЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Поиск Деда Мороза» (Дети забегают в зал и строят два концентричных круга перед ёлкой. Сначала.

    Сюрпризный момент на лыжный праздник для дошкольников Сюрпризный момент на лыжный праздник для дошкольников Герои: Смешарики (Кар-Карыч и Нюша) Вбегает Кар- карыч. Кар- карыч: Здравствуйте.

    1. В гости к детям из леса приходит Мишка, который рассказывает, что на их лес напала старуха Лень. От этого растения перестали расти, животные не кормят своих детенышей, все деревья в паутине, лес стал, как мертвый. Мишка просит детей добрыми поступками, трудолюбием помочь жителям леса освободить его от старухи Лени. В конце дня сорока приносит из леса письмо с благодарностью от лесных жителей, которые пишут, что старуха Лень растаяла и лес ожил.

    2. В гости к детям прилетает бабочка, чтобы отправиться с ними в мир насекомых, цветов, сказок и т.п. Для этого протягивается леска от любого шкафа или настенной полки до более низкой опоры. Бабочка прячется за шкаф. К игрушке привязывается леска, за которую можно потянуть, и она спустится вниз по натянутой леске, как будто слетит.

    3. До занятия под стол педагог прячет игрушку-котенка. На занятии обращает внимание детей, что кто-то мяукает и дергает ее за ногу. Достает котенка, спрашивает его, что он делает под столом. Котенок говорит, что хотел поиграть и сломал... Педагог успокаивает котенка и предлагает детям сделать...

    4. Педагог привязывает Незнайку на воздушных шариках со стороны улицы к фрамуге или окну, а леску спускает в комнату. Незаметно подтягивает леску, и Незнайка влетает в комнату.

    5. Игрушка-дергунчик вешается на стену. К месту соединения частей игрушки, на спине, прикрепляется леска. «Оживает» дергунчик тогда, когда дети сделают доброе дело и скажут хорошее, вежливое, ласковое слово.

    6. К детям приходит Мойдодыр (воспитатель): полотенце вокруг головы, на плечах, в руках — таз, в карманах умывальные принадлежности. Мойдодыр приходит на занятие по закреплению знаний о гигиене и умывальных принадлежностях или во время умывания в режимных процессах.

    7. В гости к детям прилетает Карлсон (игрушка, воспитатель), который не знает вежливых слов, из-за чего взрослые не всегда ему разрешают дружить с малышами, которых он очень любит. Дети учат Карлсона вежливости, а потом вместе с ним «путешествуют» по крышам.

    8. В группе появляется Волшебная книга, к которой воспитатель обращается при разрешении конфликтов, спорных вопросов, проблемных ситуаций.

    9. В группу приходит человек Рассеянный с улицы Бассейной (воспитатель). Дети учат его, как правильно одеваться, складывать и убирать на место вещи.

    10. Прилетает Каркуша из передачи «Спокойной ночи, малыши» с письмом любого содержания от своих друзей.

    11. В группе «вырастает» необычный цветок — цветик-семицветик, на обратной стороне лепестков которого написаны задания для детей.

    12. Присутствие в группе Духа банки с водой. Две банки закрыты крышками, обратная сторона которых окрашена гуашью красного и синего цвета. Встряхивание банки окрашивает воду все больше и больше.

    13. Приходит посылка из Африки, которую приносят (прислали) жители острова Чунга-Чанга.

    14. В группе появляется лесная фея, которую нельзя увидеть, но она оставляет следы: лист, веточку, цветок и т.п. Фея наблюдает, как дети относятся к растениям.

    15. Вносится волшебный сундучок, к крышке которого прикрепляется колокольчик, звенящий при открывании сундучка.

    16. Появляются волшебные кисти, с помощью которых оживают картины на листе; волшебный брусок пластилина, из которого появляется зайчик, волшебный лист бумаги, из которого «выскакивает» лягушка (оригами).

    17. Вырастают волшебное дерево или два розовых куста, на которых от добрых дел детей «расцветают» розовые цветы, а от плохих — черные.

    18. Игрушка-котенок прячется за дверь. Педагог предлагает детям послушать тишину. Обращает внимание, что кто-то скребется и мяукает. Находит за дверью котенка, вносит его, спрашивает: «Здравствуй, киска, как дела? / Что же ты от нас ушла?» «Не хочу я с вами жить, / Хвостик негде положить. / Ходите, зеваете, / На хвостик наступаете». Педагог предлагает пожалеть котенка, найти для него место, оборудовать его или перейти к наблюдению за настоящим котенком.

    19. Из леса в гости к детям приходит гном и приносит волшебный зонтик, с многослойной шляпкой, из бумаги разных цветов. Цвет шляпки меняется, реагируя на дела или ответы детей.

    20. К детям приходят персонажи кукольного театра — дедушка и бабушка. Они рассказывают детям о своей внучке. Дети оценивают ее поступки и решают проблемные ситуации, с которыми она сталкивается.

    21. Входят персонажи — Ох и Ах, противоположные по характеру. Беседуют на тему о здоровье, здоровом образе жизни.

    22. Приходит письмо от Винтика и Шпунтика. Они сделали машину, а гаража для нее нет. Винтик и Шпунтик просят детей построить гараж.

    23. В группе присутствует добрый Домовенок, который мирит детей, оценивает их поступки.

    24. В группе «вырастает» аленький цветочек, внутри которого живет маленькая девочка. Цветок боится шума, распускается от добрых дел.

    25. Педагог вносит книгу-букварь (с ручками, ножками), который учит детей.

    26. Появляются воздушные шары с нарисованными мордочками, за нитки которых привязаны задания детям.

    27. К детям приходит девочка Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города», просит помочь льву, который никак не станет смелым, — подарить ему частичку своей смелости (перед физкультурным занятием).

    28. Приходит Буратино, который везде сует свой длинный нос и за это ему постоянно попадает. Нужно научить Буратино вести себя культурно.

    29. На полу воспитатель с помощью ковра, цветной ленты, цветной изоленты, носового платочка обозначает ковер-самолет, предлагает детям полететь на нем под звуки волшебной музыки.

    30. Воспитатель надевает детям воображаемые шапочки, башмачки, плащи и «отправляется» с ними в путешествие.

    31. На стекле группы печатными буквами со стороны улицы гуашью или зубной пастой пишутся зашифрованные слова.

    32. Педагог вносит две маски — одна с веселым лицом, другая — с грустным. Маски «реагируют» на поведение детей.

    33. К детям в гости приходит курочка (игрушка), которая плачет, потому что у нее пропали цыплятки. Просит детей помочь их найти, собрать.

    34. В группе пропадают все игрушки, а на полке для игрушек лежит лист с черной кляксой. Педагог делает предположение, что игрушки украли жители страны Грязнуль, потому что дети давно не мыли игрушки. Что же делать? Педагог предлагает показать, какие дети трудолюбивые, навести порядок в игровом уголке, протереть полки. Дети находят игрушки, моют их.

    35. Драматизация стихотворения А. Барто «Девочка чумазая» с куклой, измазанной черной краской. Педагог предлагает посмотреть, все ли игрушки в группе чистые, нет ли чумазых кукол.

    36. Дети с воспитателем отправляются в королевство Тишины, где нельзя разговаривать даже шепотом, вертеться, двигаться, а можно только слушать.

    37. В гости к детям прибегают три испуганных поросенка и просят построить прочный дом, чтобы их не съел волк.

    38. Приходит звуковое письмо любого содержания, записанное на магнитофон.

    39. Педагог надевает накидку с кнопками или крючками, пуговицами по всей ткани, за которые пристегиваются различные элементы оформления (изображения или символы осени, зимы, лета, весны, ночи, дня, цветов, грибов и т.п.). Меняя элементы оформления в течение дня, можно превращаться в разных персонажей.

    Можно использовать многофункциональную косынку, шаль с множеством полотнищ, которые прострачиваются только сверху, а остальная часть легко перекидывается, меняя цвет, рисунок и т.д.

    40. Появляется цветной зонт с разными клиньями, красивым рисунком, который педагог использует как зонт Оле-Лукойе, во время укладывания детей на дневной сон, рассказывания сказок.

    41. Вырастает чудо-дерево (красивая ветка), на которое дети вешают свои поделки, придумывают о них рассказ или сказку.

    Организация: МАДОУ №117 «Капелька»

    Населенный пункт: г. Вологда

    Сюрпризные моменты.

    В дошкольном возрасте главная и неотъемлемая форма организации любой деятельности – это игра. Игра, в свою очередь увлекает дошкольников, они с радостью принимают эту форму действия, мгновенно включаются в игру и познают мир. Задача педагога – превратить процесс получения знаний детьми в увлекательный процесс.

    В первую очередь педагог исполняет роль режиссера, который создает и воплощает замысел педагогического взаимодействия с воспитанниками через применение различных форм и методов. Сюрпризные моменты на занятиях естественным образом повышают интерес к моменту получения знаний. Ребенок неосознанно включается в непосредственную образовательную деятельность и полностью готов к получению информативных знаний.

    Педагогу, как режиссеру, нужно создать такую атмосферу для решения педагогических задач, чтобы настроить дошкольников на активное участие в обучающем процессе, расположить их к творчеству и тем самым результативно воспринять новый материал. При проведении непосредственной образовательной деятельности я, как педагог, включаю такие сюрпризные моменты: «К нам пришел гость», «Пришло письмо на электронную почту», «Пришло письмо в почтовый ящик» «В группе появилась волшебная коробочка» и так далее. Подробнее расскажу о таком сюрпризном моменте, как «К нам пришел гость». Обычно к детям приходит гость в виде какой-то игрушки, персонаж из сказки и так далее, а в одном из моих занятий к детям пришел самый настоящий поросенок (коллега в костюме поросенка). Одной из задач было «закрепить знания детей правил чтения (рассматривания) книг». Поросенок не умел обращаться с книгой и дети с большим удовольствием его этому научили, наглядно показали и Поросенок поблагодарил их за это, подарив новую интересную книгу. Самое удивительное в этом занятии – живое общение с персонажем. Тем самым на протяжении всей непосредственной образовательной деятельности не терялся интерес, и гость не уходил из виду, дети активно вели себя, помогая гостю-герою. Конечно, в конце дети попрощались с Поросенком и попросили прийти к ним еще раз. Ребята довольны, задачи решены. Сюрпризный момент отработал на сто процентов.

    «Письмо на электронную почту». Здесь реализуется применение информационных компьютерных технологий. Дети во время занятия, на всем его протяжении обращаются к тексту письма и выполняют какие-либо инструкции, написанные в нем.

    Следующей моей идеей при проведении непосредственной образовательной деятельности с детьми стал такой сюрпризный момент, как «Пришло письмо в почтовый ящик». В группе есть придуманный мною «почтовый ящик» и, время от времени, когда это предполагается, мы с детьми проверяем, нет ли там какого-нибудь письма. И вот однажды нам прислали письмо в красивом ярком большом конверте. Дети были удивлены, они заинтересовались этим. На конверте был изображен герой мультфильма «Простоквашино» Дядя Федор. Дети сразу догадались, что письмо пришло к нам из Простоквашино от Дяди Федора. В письме была просьба о помощи. В ходе непосредственной образовательной деятельности дети «помогали» герою мультфильма, таким образом, детский интерес присутствовал на протяжении всего занятия, дети очень ответственно помогали Деде Федору. Задачи НОД были решены, сюрпризный момент принес только пользу.

    Еще одна очень интересная, на мой взгляд, идея в области сюрпризных моментов – это «Волшебная коробочка», которая периодически появляется у нас в группе и заставляет детей, моих воспитанников заинтересоваться и обязательно узнать, что внутри. Перед началом занятия я создаю соответствующее настроение музыкой, затем рассказываю детям, что коробочка появилась у нас не просто так, ее принес загадочный герой, он просил детей вести себя хорошо (хотя я не люблю детям говорить это слово, лучше конкретизировать). Настрой присутствует, дети в ожидании открытия коробочки, где находятся разные задания для детишек, раздаточный и наглядный материал. Весь набор предметов достается постепенно, по ходу непосредственной образовательной деятельности. Дети заинтригованы. Они стараются правильно решить ту или иную задачу, ответить на вопрос. Воспитанники на протяжении всего занятия заинтересованы и активны. Сюрпризный момент в этом случае помогает в решении задач, стоящих перед педагогом и детьми.

    Экран настроения.

    Идея с «экраном настроения» появилась и реализуется у меня на практике очень давно, но от выпуска к выпуску меняю форму представления этого экрана. В этом году для детишек 2й младшей группы придумала вариант экрана, используя мольберт и за ламинированные картинки тучек и солнышек [приложение 1]. Дети каждое утро, заходя в группу (экран находится на входе в групповое помещение), обращаются к «экрану», чтобы взять и прикрепить картинку, соответствующую их настроению в данный момент. Почему в данный момент, потому что в течение дня каждый ребенок может подойти и поменять картинку, если его настроение изменилось.

    Утреннее приветствие.

    Еще одна моя идея, которую я применяю ежедневно на протяжении многих лет, – после утреннего приема детей проводить «утреннее приветствие». Утром к детям приходит герой (игрушка) и знакомится с каждым из ребят. Дети ей рассказывают про сегодняшнюю погоду, про свое настроение, с героем играем в пальчиковые игры, герой может спросить у того или иного ребенка «как зовут твою маму или твоего папу» и так далее. В моменте задавания вопросов я делаю упор на индивидуальность каждого воспитанника. Гость присутствует в течение целого дня, время от времени я обращаю внимание детей на него таким образом: «Смотри, Петя, Зайчик сидит и поглядывает на тебя. Он радуется тому, что ты убрал игрушки за собой и помог мне», или: «А Зайчик расстроился, что Вася недоел весь суп из своей тарелочки. Может, порадуем Зайчика и съедим весь суп»? В формировании культурно-гигиенических навыков гость играет свою роль, дети учат Зайчика как правильно намыливать ручки, как правильно держать ложку, вытирать ротик после еды салфеткой и так далее. Во время тихого часа Зайчик может сесть к кому то на кроватку и погладить по спинке. В моем опыте был такой случай, ребенок во время адаптационного периода очень тяжело засыпал в тихий час, я посадила к нему на кровать пришедшего утром гостя (Мышку), погладила ребенка по спинке и он…уснул. На протяжении еще недель двух этот ребенок просил, чтобы пришла Мышка и помогла ему заснуть.

    Таким образом, ежедневно решается широкий список задач.

    Ритуалы приветствия и прощания.

    Также в своих занятиях с детьми я использую идеи своих коллег. Особенно мне нравится идея ритуалов приветствия и прощания. Ритуал приветствия проводится в начале непосредственной образовательной деятельности различными способами: пальчиковой гимнастикой, речевой игрой, с перышком, с колокольчиком, мячом, тактильным шариком и т.д. На-пример, дети стоят в кругу, ребенок берет в руки перышко, гладит им по щеке рядом стоящего и говорит такие слова: «Доброе утро, Света! Ты сегодня такая милая!» И передает перышко Свете. Далее Света гладит по щеке рядом стоящего ребенка, тоже желает ему доброго утра и говорит ему ласковые слова. Дети с удовольствием исполняют этот ритуал, на лицах всегда появляются улыбки.

    Ритуал прощания проводится в конце занятия и включает в себя легкие прикосновения руками или пальчиками друг к другу. С педагогом дети в конце занятия также прощаются, воспитатель просит «дать пять». Дети в восторге от такого жеста! Эти ритуалы способствуют накоплению опыта добрых взаимоотношений между детьми.

    Замечания.

    Следующий момент, о котором мне бы хотелось рассказать – это способ преподнесения замечаний. Все мы прекрасно знаем, что идеально проведенных занятий не бывает, послушных детей во всех смыслах тоже нет. В своем большинстве дети во время непосредственной образовательной деятельности ведут себя иногда неидеально. Педагогу приходится делать замечания, от этого никуда не уйти, но можно сделать это замечание настолько корректно, что ребенок, отреагировав, даже не заметит, но поведение его изменится на желаемое. Делать корректные замечания меня научили на курсах повышения квалификации. Этим делюсь с вами. Приведу пример, чтобы было понятно. Идет занятие. Дети попали в королевство, где правят король и королева. Действие происходит на балу, где много мальчиков и девочек (на столах детей раздаточный материал). Ребенок, не выслушав задание педагога, начинает трогать раздаточный материал, что не допустимо делать в настоящий момент. Воспитатель в этом случае вышла из ситуации следующим образом, она сказала ребенку: «Ну что ты трогаешь девочек и мальчиков, ты же им всю одежду помнешь. Тебе приятно, когда тебя дергают и мнут твою одежду?» Ребенок мгновенно перестал трогать раздаточный материал, педагог вроде бы сделала ему замечание, но воспитанник этого не понял.

    Таймер.

    Таким образом, поскольку дошкольники обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения необходимо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. При использовании игровых приемов и доступной подачи материала, дети проявляют эмоциональную отзывчивость и лучше усваивают тему и содержание занятия, задачи при такой подаче решаются лучше на мой взгляд. Воздействовать на интересы детей очень помогают сюрпризные моменты, в которых главная составляющая – неожиданность – побуждает детей задумываться, размышлять и делать какие-то выводы. Также дают положительный эффект: «экран настроения», утренние приветствия, ритуалы приветствия и прощания, подача замечаний, таймер. Преподносимый воспитателем материал должен вызывать удивление, изумление у ребенка. Только тогда у детей будет интерес к получению новых знаний.

    Воздействовать на чувства детей можно через тактильные приемы – «обнимашки», поглаживания.

    И не будем забывать, что воспитатели – это такие люди, которые в душе должны всегда оставаться детьми. Иначе дети их не примут, не пустят в свой детский мир и не раскроются перед педагогом на все сто.

    Литература не использовалась.


    Программное содержание:

    — закреплять состав чисел в пределах 10, знания о плоскости, объемных геометрических фигурах, находить формы в окружающем мире;

    — продолжать учить дошкольников измерять жидкие, сыпучие вещества и длину с помощью условных мерок;

    — углублять знания о временах года и месяцах, календаре и часах;

    — упражнять в умении составлять и решать арифметические задачи по сюжетным рисункам;

    — развивать логическое мышление, творческое воображение, фантазию;

    Воспитывать усидчивость, желание прийти на помощь ближнему.

    Материал: ящик с орешками, письмо, карточки-билеты с геометрическими фигурами, плоскости и объемные геометрические фигуры, карточки с предметами разной формы; карты и знаки для решения примеров, цветные палочки Кюизенера, картинки-ассоциации месяцев, цветовой круг с временами года, часы, счетные палочки, перловка, манка, вода, дощечка, условные мерки для измерения.

    Ход занятия воспитателя в старшей группе детского сада:

    Воспитатель. Дети, сегодня утром почтальон принесла письмо, в котором адрес нашей группы и этот ящик. Давайте прочитаем это письмо.

    «ДОРОГИЕ ДЕТИ! МЫ, ЗВЕРИ ЛЕСНОЙ ШКОЛЫ, ПЕРЕДАЕМ ВАМ ЯЩИК С СЮРПРИЗОМ. А ЧТОБЫ ЕГО ПОЛУЧИТЬ НАДО ВЫПОЛНИТЬ НАШИ ЗАДАЧИ.»

    Воспитатель. Дети, а вы любите сюрпризы? Тогда выполним задачи лесных зверюшек? А чтобы дальше работать нам надо разделиться на команды. Мы сделаем это с помощью карточек с изображением геометрических фигур. Каждый из вас возьмет карточку, и подойдет к столу с изображением такой геометрической фигуры, которая изображена на вашей карте.

    Задача №1

    Вот первое задание: На столах стоят коробки с геометрическими фигурами. Надо выбрать геометрические фигуры, которые похожи на вашу геометрическую фигуру, изображенную на карточке.

    Задача №2

    Решите примеры. (Дети с помощью знаков и цифр решают примеры и задачи)

    1. Из-под ворот видно восемь кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? (Две)

    2. Летела стая гусей, двое впереди, одна сзади. Двое позади, одна впереди. Сколько было гусей? (Трое)

    3. По небу летели воробей, ласточка и шмель. Сколько всего летело птиц? (Двое)

    4. Какую посуду нельзя наполнить? (Полную)

    5. Что будет с вороной, когда пройдет пять лет? (Пойдет шестой год)

    Задача №3

    Палочки цветовые уже ждут вас.

    Числовой ряд из них нужно выложить сейчас

    (Дети с помощью палочек Кюизенера выкладывают цифровой ряд, подсчитывают его прямым и обратным счетом, и выкладывают цифровой ряд)

    Воспитатель. Что же, видимо, пришла пора, немного отдохнуть.

    Хочу всех вас пригласить на физкультминутку и немного размяться.

    Физминутка

    Раз — подняли руки вверх,

    Два — склонились все вниз.

    Руки — в стороны!

    Прыг — прыг — скок!

    Наклонились, повернулись,

    Друг другу улыбнулись.

    Покрутились вправо — влево

    Чтобы ничего не болело.

    Раз, два, три, четыре!

    Набираемся мы силы

    Наклонились, повернулись

    И товарищу улыбнулись.

    Задача №4

    Воспитатель.

    Круг цветной дали нам зверьки,

    Чтобы это значило малыши?

    (Цветной круг — это четыре времени года: синий — зима, зеленый — весна, красный — лето, желтый — осень, у каждого времени года 3 месяца;)

    Где еще можно увидеть месяцы? (В календаре)

    Какие бывают календари? (Перекидные, настенные, настольные, отрывные)

    С помощью чего еще можно определять время? (С помощью часов)

    Задача №5

    Чем измеряется длина? (Сантиметрами, метрами)

    Объем — литрами;

    Масса — килограммами.

    Каждой группе нужно измерить что-нибудь условными мерками.

    Итог. Рефлексия.

    Воспитатель. Молодцы, дети, все задачи вы выполнили. А сейчас ящик откройте, и сюрприз получите. (Дети открывают ящик, внутри орехи)

    Это орешек не простой, а очень обаятельный, «орехом знаний» его назвали, чтобы вы умными росли.

    АННОТАЦИЯ

    Данная методическая разработка выполнена в рамках работы по самообразованию. В работе рассмотрены эффективные методы игровой мотивации, изучено влияние памяти, внимания и игровых ситуаций на образовательную деятельность и успеваемость, рассмотрены методы формирования игр и специфика игрового действия в работе с дошкольниками Огромное внимание уделяется рекомендациям по использованию сюрпризных моментов на занятиях.. Методическая разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования на занятиях с детьми общеразвивающих направленностей 5-6 лет.

    1. Аннотация……………………………………………………………………………………….

    3. Введение………………………………………………………………………………………...

    4. Основная часть………………………………………………………………………………….

    5. Глава 1. Внимание произвольное и непроизвольное и его значение для детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….............

    6. Глава 2. Развитие памяти, как важнейшая составляющая дошкольного детства…………..

    7. Глава 3. Сюрпризный момент – секрет увлекательного занятия!!!

    8. Глава 3.1. Развитие основных познавательных процессов у дошкольников через использование «сюрпризных моментов» на занятиях …………………..………………..........

    9. Глава 3.2 Сюрпризный момент, как эффективный метод обучения детей…………………

    10 Заключение

    11 Список используемых источников

    Педагогика должна быть весёлой простой и увлекательной

    такими же должны быть и педагоги.

    (Пётр Капица)

    Введение

    В настоящее время в практике работы с детьми дошкольного возраста эффективно используются нетрадиционные формы обучения, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Следует отметить, что глубокие изменения, постигшие нашу страну и общество в последние десятилетия, коренным образом изменили социальную направленность обучения.

    Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Такие занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо

    В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности

    Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

    Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили занятия с использование сюрпризных моментов. Данная форма применяется преимущественно в работе с детьми 5-6 лет и пользуется огромной популярностью, так как является особой, безопасной формой взаимодействия с ребёнком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста.

    Помимо образовательной нагрузки, такая форма даёт возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование сюрпризных моментов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания. Сюрприз - это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций, дети оживляются, их деятельность активизируется

    Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Сюрпризные моменты я включаю в занятия, в праздники, досуги и в повседневную жизнь детей.

    Сюрприз как нельзя более точно отвечает психологическим особенностям дошкольников. Сюрпризные моменты всегда красочны, ярки, неожиданны, они стимулируют развитие творческой фантазии. Сюрпризный момент это один из приемов активизации детей на занятии.

    Актуальность методической разработки заключается в том, что приобретаемые дошкольниками знания на занятиях общеразвивающих направленностях усваиваются полнее, если педагоги используют в своей работе игровые методы обучения. Учитывая активный возраст формирования развития детей, а именно таким является дошкольный возраст, среди педагогов пользуется огромной популярностью использование сюрпризных моментов» на занятиях. Данная форма в наибольшей степени соответствует особенностям детского возраста (5-7 лет).

    Цель: Раскрыть основные принципы использования сюрпризных моментов на занятиях с дошкольниками.

    Задачи:

    Изучить основные познавательные процессы дошкольников

    Проанализировать методы и формы работы применяемые на занятиях

    Способствовать развитию мотивации использовать сюрпризные моменты на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

    Внедрить в образовательный процесс сюрпризные моменты с целью формирования и развития познавательных процессов у дошкольников.

    Повысить качество проведения занятий за счет внедрения игрового метода (сюпризного момента)

    Глава 1 Внимание произвольное и непроизвольное и его значение для детей дошкольного возраста.

    Дошкольный возраст – время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов. Занятия по подготовке к школе рассматриваются в этом случае, как часть взросления и воспитания, как часть детства и играют немаловажную роль в развитии этих процессов, а также оказывают огромное влияние на развитие внимания и памяти. Ведущая роль в проведении занятий с дошкольниками отдаётся удовлетворению любопытства маленьким ученикам, а перед педагогом ставится сложная задача, не только научить, но и удержать внимание детей от начала и до конца занятия, что порой крайне сложно сделать. Остановимся на последнем поподробнее.

    Внимание рассматривается в педагогике как направленность сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности ребёнка.

    По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное.

    Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека. Внимание вызывает все необычное. Самые разнообразные раздражители, обладающие фактически одним только общим свойством – новизной, привлекают внимание потому, что реакция на них не ослаблена в результате привычки. А сюрприз для ребенка – это всегда масса новых, ярких впечатлений, например на праздниках, часто используются сюрпризные моменты, меняются действующие лица и виды деятельности.

    Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Оно возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно выполняет программу действий.

    Необходимость волевых усилий для организации внимания ярко проявляется при вхождении в работу, при возникновении в ней затруднений, ослаблении познавательного интереса, а также при наличии помех (новых, сильных или эмоционально значимых раздражителей).

    В процессе подготовки занятия педагога объясняет детям важность предстоящего мероприятия, тематику праздника, рассказывает, что на нем будет и что надо будет сделать детям.

    Таким образом, перед детьми ставится задача, которую они при помощи воспитателей и педагогов выполняют. Так «запускается» механизм и происходит тренировка произвольного внимания.

    Помимо произвольного и непроизвольного внимания, может быть выделен еще один особый вид внимания – послепроизвольное. Если в целенаправленной деятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только его результат, как при произвольном сосредоточении, то есть основание говорить о послепроизвольном внимании.

    Деятельность так захватывает в этом случае ребенка, что ему не требуется заметных волевых усилий для поддержания внимания. Поскольку у детей дошкольного возраста произвольное внимание неустойчиво, в основном, в процессе образовательного процесса используется непроизвольное и послепроизвольное внимание. Но следует помнить, что произвольное внимание развивается на основе непроизвольного.

    В памяти различают основные процессы, запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. По характеру психологической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. В процессе подготовки и проведения праздника у детей используются и развиваются все вышеназванные виды памяти.

    Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она активно используется в постановке танцев и пении и тесно связана со словесно-логической памятью.

    Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются потребности и интересы, как осуществляются отношения с окружающим миром. Яркие, запоминающиеся занятия всегда богаты различными эмоциями, а эмоциональная память всегда оказывается сильнее других видов памяти. Поэтому она имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.

    Также в дошкольной педагогике выделяет и образную память – память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи и вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой.

    Глава 2 Развитие памяти, как важнейшая составляющая дошкольного детства.

    В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Её развитие и перестройка связаны с изменениями происходящими в разных сферах психической жизни ребёнка, и прежде всего в познавательных процессах – восприятии и мышлении. Ребенок дошкольного возраста проявляет активность в познании окружающего мира, ищет ответы на свои вопросы, пытается получить как можно больше информации о том, что его интересует. Новые знания запоминаются и сохраняются, а когда возникает необходимость, воспроизводятся. Такая форма отражения опыта называется памятью.

    Развитие памяти у дошкольников неразрывно связано с формированием других познавательных процессов. Так, узнавание объектов и явлений в восприятии возможно только в случае, если они уже воспринимались в прошлом, а информация о них запечатлелась в памяти. С другой стороны процесс, процесс запоминания представляет собой установление связей между тем, что наблюдается, воспринимается в этот момент и тем, что было в опыте ребёнка ранее. В памяти различают основные процессы, запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. По характеру психологической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она активно используется в постановке танцев и пении и тесно связана со словесно-логической памятью.

    Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются потребности и интересы, как осуществляются отношения с окружающим миром. Память, которая отвечает за различные эмоции, называется эмоциональная, она всегда оказывается сильнее других видов памяти. Поэтому она имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.

    Также психология выделяет и образную память – память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи и вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой.

    Содержанием словесно-логической памяти являются мысли, которые не существуют без языка, поэтому память на них называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их возможно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти.

    Двигательная, образная и словесно-логическая память не могут существовать изолированно друг от друга, так как между собой связаны, прежде всего, соответствующие стороны предметов и явлений внешнего мира, а следовательно, и формы их отражения. И для детей очень важно формирование обширного, разностороннего и полного представления об окружающем их мире.

    Глава 3. Сюрпризный момент – секрет увлекательного занятия!!!

    Дошкольный возраст – время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов. Занятия с детьми дошкольного возраста, выполняют не только функцию образовательной или воспитательной работы, но и являются частью детства и играют немаловажную роль в развитии ребенка.

    Игра – ведущая деятельность дошкольника. Благодаря игре ребенок учиться думать! Многие великие педагоги говорили, что игры имеют исключительное значение для детей дошкольного возраста, игра для них труд, воспитание и обучение. Придя, к нам в пятилетнем возрасте, мало кто испытывает желание учится, в основном дети исполняют волю родителей. Нельзя забывать, что игра и учёба это два абсолютно разных вида деятельности. Наша задача, как педагогов совместить игру и образовательную деятельность воедино и делать это максимально плавно, используя так называемые «переходные формы», к которым как раз относится «Сюрпризный момент».

    Дети в возрасте 5 лет имеют возрастные особенности, связанные с неустойчивой психикой, заставить их делать, то, что они не хотят практически невозможно. Это связано с отсутствием познавательной мотивации, тут мы сталкиваемся с основной трудностью – связать игру и учёбу.

    «Сюрприз» в переводе с французского означает «неожиданность», «новость».

    Это что - то такое необыкновенное, волшебное, что вызывает удивление, радость, восторг. И сейчас нам педагогам, работающим с дошкольниками трудно представить себе занятия без использования сюрпризного момента. Ведь когда возникает сюрпризная ситуация на занятии дошкольники оживляются их деятельность активизируется, материал усваивается более эффективно, внимание ребёнка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. За счёт этого усвоение знаний умений и навыков происходит непреднамеренно.

    Естественно все сюрпризные моменты должны быть тесно связаны с темой занятия.

    Условно сюрпризные моменты можно разделить на несколько групп

    Сюрпризы с использованием волшебных предметов

    Использование сказочных слов, заклинаний

    Использование магических действий

    Появление сказочного персонажа.

    Роль сюрприза могут выполнять яркие красивые игрушки, различные предметы, доступные восприятию и пониманию ребёнка

    Глава 3.1 Развитие основных познавательных процессов у дошкольников через использование «сюрпризных моментов» на занятиях.

    Каждый педагог стремится к тому, чтобы занятия с дошкольниками были занимательными и интересными, чтобы каждый ребенок был максимально вовлечен в педагогический процесс и получил максимум пользы от проведенного занятия . Большинство педагогов сталкиваются с проблемой удержания внимания детей на занятиях. К проведению любого занятия подходите творчески, используя план занятия с конкретными задачами и целями. Но не забывайте, что план – не догма, его всегда можно дополнить и разнообразить, используя интерактивную доску, мультимедийный проектор, компьютер, планшет или просто интересную идею. Начинайте занятие с интриги: например, с загадочного предмета (у меня для тебя что-то есть интересненькое) или загадки (угадай, что я вам приготовила) . Фантазия и изобретательность – ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей. Отработайте ритуал приветствия и прощания, что благоприятно отразится на установлении атмосферы доверия и общности в группе, на развитии умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом. Поделитесь своим энтузиазмом. Энтузиазм - это моторчик, который позволяет педагогу постоянно находиться в действии, это движение вперед. Энтузиазм заразителен, и наша задача не упустить этой возможности вести за собой детей. Дети пребывают в состоянии вечного любопытства, удивления и восхищения, поэтому этот процесс не доставит особого труда. Ведите игру : вытяните лицо, сопровождайте речь мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. Пусть дети копируют ваши действия, не бойтесь показаться смешным. Покажите всем своим видом, что вы действительно хотите проводить с ними время и вам самим интересно. Используйте голосовую и эмоциональную модуляции : изменяйте интонацию, тембр, высоту и громкость голоса, темп речи, избегая монотонности. Обучайте, играя. Психология требует от нас учитывать, что внимание маленького ребенка в основном является непроизвольным. В его основе лежит интерес к происходящему. Недостаток произвольности в этом возрасте компенсируется за счет природного детского любопытства и готовности включаться в игру. Используйте это! Обучение через игру – наиболее эффективная форма занятия для дошкольников. Игру недаром называют " ведущей : именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности" - отмечал В. А. Сухомлинский. Существует очень мало видов деятельности, которые не могут быть превращены в игру, когда вы пытаетесь привлечь внимание детей. Простая фраза вроде : “давай посмотрим, кто быстрее может это сделать …» обеспечит вам всестороннее внимание детей и полную их вовлеченность в процесс.

    Используйте цвета. Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей, особенно младшего возраста. Цвет – одна из самых ярких сторон детства. И каждый (мы же все были детьми) может вспомнить, сколько радости было, когда нам покупали желтый шар, цветную яркую книжку или розовое мороженое. Восприятие цвета детьми не только не такое, как у взрослых. Восприятие цвета детьми особое, непонятное взрослым, но очень точное в действительности, хотя для его описания детям не хватает слов языка. Примером этого служит веселый детский стишок

    С . Михалкова :

    "Мы гуляли по Неглинной

    Заходили на бульвар,

    И купили синий-синий,

    Презеленый, красный шар"!

    Цвет - это отличное средство управлять детьми. Мы все можем применять это средство, чтобы обучать, подталкивать и вдохновлять подрастающее поколение.

    Сочиняйте сказки . Никто не любит лекции, а дети меньше всего. Все любят сказки, а дети больше всего. Новейшие нейро - маркетинговые исследования продемонстрировали, что наш мозг сказку помнит лучше, чем любую другую форму обмена информацией. Придумывать истории - это отличный способ научить ребенка чему-либо. Во время рассказа предлагайте детям активные роли, вовлекайте детей , заставляя их действовать в некоторых частях или давая возможность предсказать некоторые события, и вы, несомненно, окажетесь в центре их внимания.

    Используйте музыку . Дети очень любят петь и танцевать! Используя эту привязанность детей к музыке, возможно, повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка. Музыка – самый эмоциональный вид искусства, поэтому она должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей . Музыка помогает детям отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку.

    Вовремя осуществляйте смену видов деятельности . Удержать внимание маленьких детей во время взаимодействия с ними непросто. Чтобы этого добиться, мы должны вовремя осуществлять смену видов деятельности. Это прием , который заключается в целесообразном чередовании педагогом в ходе занятия различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса у воспитанников. Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь. А теперь давайте попробуем это изобразить в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного. Какие бы приемы ни использовал педагог в своей работе, самым важным остается то, насколько он чувствует психологическое состояние коллектива, каждого отдельного ребенка, насколько вовремя он может применить тот или иной способ активизации внимания , а нестандартные ходы воспитателя, творчество и выдумка – наши верные в этом помощники.

    Роль сюрприза могут выполнять яркие красивые игрушки, появляющиеся и оживающие в сказке, различные персонажи и предметы, доступные восприятию и пониманию ребенка. Они необычайно повышают эмоциональный тонус детей, могут служить отправной точкой для развития сюжета и, конечно, прекрасно завершить занятие. Дети очень эмоционально воспринимают движущиеся предметы, например; «убежавшие» калоши, печку, приехавшую к Емеле, домик на «курьих ножках», говорящие предметы, особенно в сочетании со световыми эффектами (миганием, подсветкой, вспышками),все это выглядит необычно, непонятно, иногда интригующе, иногда смешно, но, безусловно, представляет собой захватывающее зрелище.

    Все сюрпризы должны быть тесно связаны с сюжетом, чтобы надежды детей не обманывались, а лишь подтверждались очарованием каждого, пусть даже небольшого сюрпризного момента.

    И, естественно, финал – это достижение цели, когда преодолены все препятствия, добро побеждает зло, а дети получают заслуженную награду не только в виде подарков и угощения, но и благодаря тем переживаниям (удивлению, радости, восторгу), которые они испытывают, и которые оставляют неизгладимую память в их душе.

    Глава 3.2 Сюрпризный момент, как эффективный метод обучения детей

    Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного образования – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.

    Сюрпризные моменты выполняют функцию средств обучения . Моя методическая разработка по теме «Сюрпризный момент, как эффективное средство в обучении дошкольников», целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей среды, как основы воспитания правильного отношения к ней через сюрпризные моменты, которая предусматривает решение следующих задач.

    1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

    2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

    3. Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

    4. Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

    5. Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи - словаря) ;

    6. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;

    В результате чего у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие. Развивающие занятия по подготовке к школе в своём объединении мы строим по следующим направлениям: Обучение детей строится на основе программы «Детство». Работа с детьми построена по следующим направлениям: интеллектуальное развитие, развитие внимания, развитие восприятия и памяти, развитие речи. В интеллектуальном развитии применяю такие игры: «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Превращения», «Чудесный лес», «Четвёртый лишний», «Путаница? ».В развитии внимания : «Отражение», «Выложи кружочки», «Пантомима», «Портрет».В развитии восприятия и памяти : «Нади отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года? », «Кто не на месте? », «Рассмотри внимательно», «Найди предмет». По развитию речи : «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Угадай, что я съел», «Что за предмет? », «Разноцветный сундучок». Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Сюрпризные моменты включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Идеи для сюрпризных моментов в образовательной деятельности подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали. По математике я подбираю сюжеты с математическим содержанием. В ходе самого занятия в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом происходящего. В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к ситуации, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные истории, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности. Применяю в работе с детьми различные дидактические игры, в том числе и электронные игры. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации образовательной деятельности или индивидуально очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

    Широко использую: игры – путешествия, презентации, интерактивные игры. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательные процессы. В свою работу активно подключаем родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети? », на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя». Здесь была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры. Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом».Такая систематическая работа дает положительные результаты. К пяти годам место крупных игрушек постепенно завоевывают наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками, развивается фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается. Шестилетнему ребенку будут полезнее и интереснее уже не статичные и конкретные игрушки, а необычные конструкторуы модели кораблей и самолетов, красивые фломастеры и занимательные настольные игры, разборные роботы-трансформеры, наборы для рукоделия. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения) . Радость и гордость вызывает в ребенке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поощрение таких игр поможет развить в ребенке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим.

    Заключение

    Именно в дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка. Игровой сюжет – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка. Внимание, память, мышление, воображение наиболее интенсивно активизируются, развиваются у дошкольников именно в игре, а не в других видах деятельности. Игра способствует преодолению эгоцентрика у ребенка, учит его отграничивать свою точку зрения от чужой. Он обучается соотносить различные точки зрения, вставать на позицию других людей.

    В заключении хочу подчеркнуть, что в любом занятии с дошкольниками общий план, сценарий, все сюрпризы для детей остаются загадкой. О них они узнают только на заключительном этапе, что создаёт ещё большую интригу для маленьких почемучек . Это в полной мере дает возможность использовать огромный потенциал сюрпризных моментов, которые благотворно воздействуют на личность ребенка, несут детям радость, энергетический запас, обладают силой захватывать, притягивать, побуждать их к соучастию и, конечно, развивают их творческие способности.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проведение красочных, интересных, эмоционально богатых занятий способствует развитию различных видов памяти у дошкольников. Играя, дети учатся жить!

    Список используемых источников