• Как развивать у ребенка любознательность. консультация (младшая группа) на тему

    Дети рождаются с природным интересом к окружающему миру. Им любопытно, как же здесь все устроено и что будет, если... И когда малыши становятся чуть старше, с удовольствием узнают что-то новое, задают множество вопросов, всюду суют свой очаровательный носик, трогают, нюхают и пробуют на зуб этот мир, что подчас действует родителям на нервы.

    Желание учиться - это способ удовлетворить свою любознательность, и чтобы это желание не пропало в течение всей жизни, нужно поощрять и развивать в ребенке это качество.

    Что говорит наука? Подтверждают это утверждение и ученые. Исследования показали, что любознательность, а не принуждение, имеет ключевую роль в желании учиться. А дети наилучшим образом справляются с заданиями, когда учителям удается вызвать их искреннее удивление от неожиданного результата продемонстрированного опыта.

    Любознательность заставляет ребенка находится в постоянном поиске новых знаний, ему нравиться ставить перед собой сложные задачи и искать решение. Как развить в ребенке это важное качество?

    1. Поощряйте интересы ребенка. Найдите то, что нравится вашему ребенку больше всего и делайте это вместе с малышом. Радиотехника, авиа моделирование, чтение книг и просмотр фильмов на излюбленную тематику, занятия творчеством - все это будет подогревать интерес ребенка.

    2. Создайте интересное пространство. При покупке игрушек выбирайте те, которые будут развивать малыша (сортеры, конструкторы, пазлы, товары для творчества) и подходят ему по возрасту.

    3. Поощряйте игры, которые стимулируют воображение. Яркие пластиковые игрушки на батарейках совершенно бесполезны для ребенка с этой точки зрения. Не ребенок играет ими, подключая фантазию и воображение, а они сами играют с ребенком. В этом смысле бесценны игры с пустыми коробками, деревянными кубиками, пластилином и песком. Они дают огромное пространство для проявления любознательности во время игры. Не подсказывайте ребенку, что он должен делать с этими предметами и как правильно играть, пусть он сам найдет им применение.

    4. Используйте открытые вопросы. Не давайте ребенку готовых решений, пусть он сделает это самостоятельно, а вы лишь подтолкните его с помощью правильных вопросов. Избегайте вопросов, которые требуют однозначных и односложных ответов «да» или «нет». Почаще спрашивайте: «Что ты думаешь о...?», «А как бы ты поступил на его месте?», «Почему?».

    5. Устраните из жизни ребенка факторы, которые убивают в нем любознательность и стремление к новым знаниям. Такие как, боязнь ошибиться, ограничения творчества и отсутствие интереса родителей к занятиям ребенка.

    Опасные факторы, которые мешают развитию любознательности

    Страх. Объясните ребенку, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Поэтому любой имеет право на ошибку. Когда ребенок скован страхом, потребность в новых знаниях и опыте сводится к нулю. А от того как вы помогает справляться ребенку со стрессом зависит его способность к адаптации, которая будет очень важна для него во взрослой жизни.

    Ограничения. Наши категоричные запреты: «Стой! Не трогай! Не разбей! Не испачкайся! Не лезь! Не кричи!» напрочь убивают в ребенке желание познавать нечто новое. Помогите малышу исследовать этот мир, и старайтесь поменьше запрещать. Обязательно обосновывайте свои запреты, если они действительно важны для здоровья и безопасности малыша, а не диктуйте их в форме ультиматума.

    Отсутствие интереса родителей. Ребенку очень важно делиться своими открытиями с близкими людьми. И если родители самоустраняются от его занятий, он быстро теряет к ним интерес. Участие родителей обеспечивает малышу благоприятную эмоциональную среду для его исследований, а также дает чувство безопасности и того, что его усилия одобряют. А это, в свою очередь, приводит к формированию здоровой самооценки.

    А еще обязательно узнайте

    Воспитание любознательности у детей.

    Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.

    Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.

    Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.

    Устойчивый познавательный интерес - признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе. Это особенно важно учитывать в настоящее время, когда начат переход к обучению в школе детей с 6 лет.

    В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности. Известна подражательность дошкольников, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. Так, рассказы членов семьи о своей профессии часто служат причиной для возникновения у детей интереса к ней, желания продолжить дело старших. В беседах с детьми воспитатели детских садов слышат такие высказывания: «Хочу быть врачом, как моя мама», «Буду, как бабушка, учительницей», «Пойду на завод, как мой старший брат».

    Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться.

    В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении. Например, у ребенка возник интерес к птицам. Родители привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о результатах наблюдений, нарисовать об этом.

    Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника. Учитывая роль семьи в этом вопросе, детский сад осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей. Оно включает в себя следующие вопросы: характеристику познавательных интересов детей; особенности их развития в дошкольном возрасте; условия и методы формирования любознательности и познавательных интересов в семье и детском саду. Осуществляется эта работа в детском саду в форме родительского собрания, консультаций, бесед. Целесообразно провести просмотр родителями в детском саду какого-либо занятия или игры детей с тем, чтобы на конкретном примере продемонстрировать методические приемы воспитания познавательных интересов. Занятие, намеченное для просмотра, может быть разным по содержанию: конструирование по заданным условиям, ознакомление с природой с использованием проблемных вопросов и т. д. Можно организовать в группе выставку детских работ и пригласить на нее родителей.

    Любознательность активизирует умственные способности, открывает новые грани возможного и делает жизнь более интересной. Любознательность детей напрямую связана с желанием учиться. Она присутствует у всех малышей, но, к сожалению, с годами пытливость ума ослабевает. Как же сделать так, чтобы этого не произошло?

    Для развития любознательности, в первую очередь, нужно поддерживать и поощрять стремление ребенка к исследовательской деятельности. Он жаждет активного познания мира и ему интересно абсолютно все. Можно проводить эксперименты вместе с крохой, направляя его любопытство в нужное русло. Но иногда нужно предоставить ему полную свободу действий, выбрав для этого подходящее время и место. Некоторые психологи рекомендуют выделить для малыша уголок в доме или во дворе, где ему будет позволено все, что только взбредет в голову. Единственное, о чем нужно позаботиться - это о его безопасности.

    Нужно слушать вопросы и не лениться отвечать на них, а не молчать и уж тем более не одергивать кроху. В определенном возрасте у малыша возникает очень много «почему», в этот период он познает мир, слушает, смотрит, ощупывает, «пробует на вкус». И если ребенок не получит столь важных для него ответов вовремя, он вскоре совсем перестанет спрашивать. Со временем нужно научить свое чадо находить ответы на вопросы самостоятельно, но для начала стоит попробовать делать это вместе.

    Важно создавать для малыша условия, где он сможет увидеть новое. Наблюдать - это так важно! Улица, парк, игровая площадка, музей, выставка, торговый центр - все это представляет сильнейший интерес для юного созидателя. Наблюдать - это так важно! Разные времена года, разные погодные явления, улица, парк, игровая площадка, музей, выставка, торговый центр - все представляет интерес для юного созидателя. И все является источником новой информации и свежих впечатлений. Наблюдать нужно вместе и обязательно обсуждать увиденное, делиться своими мыслями, ощущениями, желаниями.

    У маленьких детей очень сильно развито воображение. Необходимо поощрять их стремление фантазировать и импровизировать. Можно сочинять сказки, стихи или писать сценарии, можно просто играть. Любая творческая деятельность стимулирует любознательность.

    Обучение должно стать не скучной обязанностью, а веселой игрой. Интересной и забавной, но имеющей при этом свои правила, которые нужно соблюдать. Но при этом стоит иногда поступать неожиданно, неординарно. Поступить не так, как обычно, сделать не то, что запланировано.

    Нужно подавать ребенку пример, демонстрируя свой интерес к жизни, свою любознательность. Весомым фактом для крохи станет эмоциональность родителей и неподдельный интерес ко всему происходящему вокруг.

    Каждый ребенок рождается любознательным. Это естественное свойство подстегивает обучение на ранних этапах. Но чтобы любознательность у малыша была созидательной, ее надо культивировать.

    Вы не должны препятствовать малышу в его исследовательской деятельности, иначе он вряд ли захочет продолжать ее или же будет заниматься со значительно меньшей настойчивостью.

    Как же развивать любознательность ребенка, чтобы у него на всю жизнь сохранилось желание учиться?

    . Слушайте вопросы ребенка и не ленитесь отвечать на них. Ведь малыши — ужасные «почемучки». Им нужно узнать очень многое, поэтому они постоянно задают вопросы. И неудивительно, что у вас, родителей, часто голова идет кругом от дождя их вопросов. Иногда желания отвечать на сотый вопрос «почему?» и «что это?» может и не оказаться, но все же постарайтесь не прятаться от любознательного дождя под зонтиком усталости или равнодушия. Не одергивайте ребенка, не молчите. Не говорите ему, что «ты слишком мал, чтобы понять это». Все вопросы крохи заслуживают вашего ответа, поскольку он на данном этапе все щупает, рассматривает, пробует, слушает, а потом пытается разобраться в своих ощущениях. Отвечая, вы обязательно должны учитывать возраст вашего «любознайки». Если малыш не будет получать ответы на свои, такие важные для него вопросы, то вскоре он перестанет спрашивать. И самое главное — вопросы могут исчезнуть вовсе из его жизни. Поэтому не ленитесь объяснять малышу, как устроен мир, ведь так вы делаете его более умным.

    Примиритесь с исследовательской деятельностью малыша, и не только примите ее как должное, но и поощряйте ее . Мир полон захватывающих вещей, и для вас, родителей, это часто беда, ведь ребенку надо с ними экспериментировать. Да, активное изучение ребенком мира может принести в ваш дом сумбур и беспорядок. Но нужно понимать, что, сдерживая кроху, вы помешаете приобретать необходимый ему опыт. Поэтому избавьтесь от желания одернуть малыша ради сохранения чистоты и порядка. Лучше создайте в доме зону полной свободы. Пусть это будет комната (или хотя бы часть комнаты, гаража или подвала, в частном секторе — двора), где ребенку можно абсолютно все: строить укрытия из стульев и одеял, рисовать на стенах, швыряться подушками, возводить замки из песка. Каждому из нас порой нужно, чтобы ничто не сдерживало нашу фантазию. А ребенку тем более.

    Любопытному малышу интересно все: что будет, если дер-нуть кошку за хвост, сорвать листочек комнатного цветка, положить в воду телефонную трубку? Что будет, если попробовать песок на вкус или кинуть им в лицо товарищу по игре, бросить игрушечный автомобиль через всю комнату? Если эксперимент вашего юного исследователя становится опасным и разрушительным, вам необходимо остановить его, переключив внимание и исследовательскую мысль на другой объект. При этом объясните малышу, что вас не устраивает не сам процесс, а его результат. Для спасения дома и поддержки малыша-ученого проводите безобидные опыты и эксперименты вместе с ребенком: лепите из теста пирожок, собирайте букет для мамы, разрисовывайте скучные обои, сдувайте пух с одуванчика, просеивайте песок через сито, смешивайте пищевой краситель с водой и т. д.

    . Показывайте и наблюдайте вместе с малышом мир . Наблюдение — прекрасный способ познания мира! Музеи, игровые площадки, лужайки, магазины игрушек, парки, зоопарки, оживленные улицы — маленькому ребенку почти везде есть чему поучиться. Посещайте выставки, концерты, театры, ходите в гости — ваш ребенок обязательно найдет что- то интересное для себя. Делитесь с малышом собственными наблюдениями, задавайте ему вопросы и обсуждайте их с ним.

    . Дайте возможность и просто позволяйте ребенку получать разнообразные впечатления. Пусть малыш качается на качелях, катается с горки, плещется в детском бассейне, сажает цветы, дергает сорняки, играет в мяч, посыпает тесто мукой, рисует мелком, накрывает на стол, жмет на кнопку звонка, играет с детьми, активно осваивает детскую площадку, моет посуду, говорит по телефону. Возможностей много, они есть везде. Приобретаемый опыт ценен сам по себе, а ваши комментарии могут сделать его еще более ценным. Все, что делает малыш, дает ему необходимый жизненный опыт.

    . Поощряйте фантазии и импровизации ребенка. Ведь вашего малыша учите не только вы и реальный мир вокруг него, но и мир фантазий, который вы можете создать с помощью книг, кино, мультфильмов, телевизионных передач. По-ощряйте любые игры. В собственном воображении ваш ребенок может стать взрослым на пикнике, белкой в лесу, Котом в сапогах или Братцем Кроликом, кассиром за прилавком или Винни-Пухом, песиком в конуре или кем угодно. Предлагайте малышу придумывать свои сказки или переписывать уже хорошо ему знакомые. Не бойтесь смешивать характеры и ситуации в разных сказках, которые ваш ма-лыш знает. Добавьте Бабу-ягу в сказку о Красной Шапочке, Колобка — в историю о Снежной Королеве. Задавайте малышу вопросы: «А что бы произошло, если бы на месте Красной Шапочки была Снежная Королева? И как бы жили тогда герои?» Позвольте ему придумать свой вариант развития событий, стимулируя фантазию дополнительными вопросами. А вы тем временем сможете спокойно домыть посуду или собраться к выходу на улицу.

    . Не поощряйте стремление малыша часто смотреть телевизор. Поскольку это самый простой способ отключить активное познание мира. Да, ребенок способен почерпнуть информацию из некоторых тщательно отобранных детских передач, однако это пассивное обучение. Ребенок начинает ждать, что все его вопросы разрешатся с помощью простых образов, без личного участия, считает, что все ответы придут к нему в виде готовых мелькающих картинок, танцующих животных и легких мотивчиков. Просмотр подряд всех телепередач не поможет вашему ребенку учиться самостоятельно, быть активным участником познавательного процесса. Из-за просиживания перед телевизором малыш станет нелюбознательным учеником, у которого нет желания делать собственные открытия. Поэтому старайтесь сами меньше сидеть у телевизора и усаживать рядом малыша. А если вы хотите, чтобы малыш посмотрел какую-то конкретную передачу, смотрите вместе с ним.

    . Включайте обучение в повседневную жизненную деятельность . Это достигается небольшими усилиями. Вы можете познакомить ребенка с числами («Тебе дать одно печенье или два? Это один, это два»), цветами («Ты наденешь красный свитер или синий? Вот это красный, а это синий»), буквами («Вон видна буква "М". С нее начинаются «мама» и "молоко"»). Вы можете рассказать о животных («Это кошка, она сейчас мурлыкает»). Ваша цель не в том, чтобы научить ребенка считать или читать к полутора годам, а в том, чтобы заронить искру интереса к этим областям знания и создать основу для будущего обучения, все остальное ребенок изучит сам.

    . Меняйте обстановку. Передвиньте мебель в комнате ребенка, переложите вместе с ним игрушки на другие места. Поговорите о том, что изменилось. Стало ли уютнее? Более удобно? Более красиво? Поощряйте высказывать свою точку зрения и искать лучший вариант с точки зрения вкуса ребенка.

    . Обучая ребенка, играйте с ним . Обучение должно стать веселой забавой. Если ваш ребенок почувствует, что вы его заставляете учиться, ругаете, высмеиваете и кричите за неудачи, если вы будете ставить перед малышом трудные не по возрасту задачи, насильно заставлять что-то делать, то он начнет страшиться учебы, страшиться узнавать что- то новое. Поэтому старайтесь, чтобы обучение для ребенка сопровождалось игрой и забавой.

    . Будьте для малыша примером . Пусть кроха поймет, что вы тоже любите исследовать окружающий мир, что обучение продолжается всю жизнь. Желание учиться, как для вас, так и для ребенка, заразительно. Показывайте ему пример. Рассказывайте о своих наблюдениях и новых знаниях, пусть ребенок понимает, что обучение продолжается всю жизнь. Ваш интерес к жизни будет лучшим образцом для подражания.

    . Разбавляйте привычные для малыша традиции экспериментами. Иногда отходите от привычного для малыша уклада жизни. Например, покормите ребенка кашей на ужин и дайте ему суп на завтрак. Или пойдите вместо садика в дельфинарий, парк, театр. Необычный поворот событий даст вам отличную почву для разговоров и рассказов о разном образе жизни. Например, о том, что в Японии едят суп мису на завтрак. Или что во времена царей детей из аристократических семей обучали не в садиках и школах, а дома и не учителя, а гувернантки из разных стран. Так ваш малыш с детства будет приучаться видеть разные способы решать один и тот же вопрос и повысит свой уровень эрудиции. Всегда интересуйтесь мнением малыша по различным вопросам. Задавайте вопрос о том, кто ему больше нравится — Русалочка или Король Лев, железные дороги или мягкие игрушки. Приходите в такой же восторг от стрекозы или жука, расспрашивайте о том, что он узнал нового в садике и что он думает об окружающих его предметах. Не ленитесь показывать, насколько вам с ним интересно.

    Будьте ребенку другом с самого детства — и вы привьете ему вкус к жизни!

    Ребёнок очень любознателен по своей натуре. Его интересует всё новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. Каждый ребёнок по своей природе- исследователь. Чего только мы не найдём в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

    Скажите, что толкает детей на поступки, связанные с разрушением, например, с поломкой машины? (Стремление познать, что у неё внутри, почему она двигается).

    С ростом ребёнка растёт и его интерес к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: почему? для чего? И мы называем этот возраст «почемучки»: «А почему травка зелёная?», « А почему птицы летают?» А почему, почему? Множество таких вопросов ежедневно обрушивается на педагогов, родителей, которые порой не знают, как от них увернуться, как на них ответить?

    Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы?

    (Безусловно, хорошо.)

    Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать ипри этом вооружать ребёнка способами самостоятельного поиска ответа. Не рекомендуется также давать ответы в категоричной форме – «да» или «нет». Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребёнку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами. Важно не только отвечать на вопросы ребёнка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребёнку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Наша задача – поддерживать в детях любознательность и пробуждать её, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребёнка.

    Факторы, способствующие формированию любознательности дошкольника:

    Прежде всего – это общение с ребёнком. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляются.

      Формированию любознательности помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений. Во время таких прогулок мы имеем неограниченные возможности развития наблюдательности, тренировки памяти и внимания. Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это даёт возможность ребёнку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. Важно усиливать стремление ребёнка самостоятельно разбираться в вещах и явлениях, а не ждать и не требовать помощи от взрослых. При этом не скупитесь на одобрение робких попыток детей достигнуть успеха. Здесь главное, чтобы дело с успехом было доведено до конца. Взрослый должен оберегать огонёк любознательности. Одним из источников, питающих этот огонёк, является радость успеха.

      Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Развитию мыслительных и речевых способностей способствуют и природоведческие беседы с ребёнком, содержание которых должно быть интересным и доступным пониманию ребёнка.

      Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. Природоведческая книга помогает присматриваться к окружающей природе и учит правильно её воспринимать. Итак, старайтесь, чтобы у ребёнка создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.