• Конспект образовательной деятельности детей со взрослым в старшей группе о.о. "Познание", "Коммуникация" «Путешествие в мир предметов

    Название: Конспект занятия «Путешествие в прошлое лампочки»
    Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, познавательная, Старшая группа

    Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
    Место работы: МБДОУ детский сад №33 Звездочка
    Месторасположение: г.Сокол Вологодской области

    КОНСПЕКТ
    Непосредственно образовательной деятельности
    ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
    СТАРШАЯ ГРУППА
    ТЕМА: «Путешествие в прошлое лампочки»

    Программное содержание.

    1. Познакомить с историей электрической лампочки. Систематизировать знания о свойствах и действиях различных предметов-предшественников электрической лампочки.
    2. Формировать способности устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
    3. Воспитывать интерес, желание больше узнать о жизни людей раньше.
    4. Активизировать речевую деятельность детей (обогащение словаря, построение сложных предложений, умение участвовать в разговоре).

    Материал: ящик ощущений, лучина, керосиновая лампа, электролампочка, спички, различные светильники.

    Ход занятия.

    Воспитатель: Дети, скажите как вы понимаете слово путешествие? (Рассуждения детей).

    Вывод: путешествия бывают разные, но всегда интересные и полезные.

    Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся в путешествие, которое называется «Мир удивительных вещей».

    Одна из этих удивительных вещей находится здесь, в этом волшебном ящичке. Что это за вещь вы можете узнать руками. Давайте попросим Машу узнать что там. Что это? Про такую удивительную вещь есть много загадок, вы их знаете. Давайте послушаем как точно в загадках рассказывается об электрической лампочке.

    Ваня, твоя загадка:

    Дом – стеклянный пузырек,

    А живет в нем огонек.

    Днем он спит, а как проснется

    Ярким пламенем зажжется. Аня:

    Висит груша,

    Нельзя скушать.

    Почему электрическую лампочку назвали грушей?

    А я тоже знаю загадку:

    Чудеса на потолке —

    Повисло солнце на шнурке.

    Про какие лампочки можно сказать, что они повисли на шнурке?

    Висит без дела днем,

    А ночью освещает дом.

    Почему так говорится? (Днем свет не нужен).

    Вывод: вот какая удивительная вещь – электрическая лампочка: стеклянный пузырек
    похож на грушу, внутри огонек, днем отдыхает, ночью все освещает.

    Об истории появления электрической лампочки, о том, как люди освещали свое жилье, нам поможет узнать музей электрической лампочки. Встаньте, пожалуйста, закройте глаза и со мной, не спеша, повторяйте:

    Раз-два-три, повернись

    И в музее окажись.

    Вот мы и в музее. Дети, а какое основное правило есть в музее? (Экспонаты руками
    не трогать). Подойдите сюда поближе и рассмотрите экспонаты. Какие предметы вы
    видите? (Дети перечисляют). Вика, ты что увидела?

    Докажите, что общего у этих предметов? (Зажигаются, освещают). Давайте присядем, поговорим о том, как человек придумал свет.

    Давно-давно, когда человек жил в пещере, он научился разжигать огонь (показ иллюстрации), от него становилось светлее. Когда ему вечером или ночью надо было выйти из пещеры, он придумал факел. Я вам расскажу о нем. Факел- это большая палка, один конец ее обмотан тряпками или паклей, этот конец обмакивали в жидкость, которая хорошо и долго горит. С факелами ходили не только по улицам, но позже стали в замках освещать помещение. (Показ иллюстрации). Позднее, в крестьянских избах для освещения использовали это… .

    Что это? Это просто щепка, заостренная на одном конце, ее называли лучиной.. Может, кто из вас видел лучину? Что ей делали? (Разжигали самовар). В избах лучину вставляли вот в это укрепление, оно по-старинному называется светец (повторение нового слова). Лучину делали из березы, она лучше горит. (Зажечь, показ). Обратите внимание: от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Может, ее оставить гореть? Потушим, чтобы не было пожара. (Стакан с ВОДОЙ).

    Физминутка

    Мы работали, устали,

    Разом встанем, отдохнем

    И опять рассказ начнем.

    На раз – подняться – потянуться,

    На два – согнуться – разогнуться,

    На три — в ладоши три хлопка,

    головою три кивка,

    На четыре – руки шире,

    На пять – руками помахать,

    Шесть – на место тихо сесть.

    Воспитатель: У меня здесь есть еще удивительные вещи, возьмите по одной. Что это? Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения жилья — свечи. Рассмотрите, потрогайте. Какая свеча на ощупь? Потрогайте ноготочком — какая она? Свечи делали из пчелиного воска и бараньего сала. Внутри свечки находятся крученые нити – это фитиль, его зажигают, потрогайте ниточки. Вы дома с родителями зажгите свечи и понаблюдайте, что же будет, а потом в д/с все расскажете. (Собрать свечи).

    Человек стремился придумать более удобное освещение для своего жилья. Люди научились из нефти делать керосин и придумали керосиновую лампу. Никто не видел такой лампы? Внизу у лампы чашечка, туда наливают керосин, вставляют фитиль из толстой нитяной ткани, а сверху вставляют стекло. Для чего стекло? Чтобы не обжечься, лучше освещало. (Показ зажжения, выдвижение фитиля).

    Лучинка, свеча, керосиновая лампа, как думаете, они удобны для освещения?

    Почему? (Коптят, быстро сгорают, мало света, может пожар быть, обжечься, руки занозить).

    Воспитатель: Прошли годы, и человек придумал электрическую лампочку. Она и сейчас

    освещает наши квартиры. В наших домах различные светильники: на потолках

    висят люстры, на стенах — бра, на столах – настольные лампы. А еще, какие знаете?

    (Торшеры на полу).

    Воспитатель: Вот мы сегодня с вами и узнали об истории электрической лампочки и о том, чем люди освещали свое жилье. Вы меня порадовали своими ответами. А сейчас пора из музея возвратиться в д/с:

    Раз – два – три, повернись

    В детском саду окажись.

    ольга щеклеина
    Конспект занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое пылесоса»

    ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ПЫЛЕСОСА

    СТАРШАЯ ГРУППА

    Программное содержание. Вызвать у детей интерес к прошлому предметов окружающих нас; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создаёт разные предметы для облегчения своего труда. Учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов.

    Материал. Пылесос , предметные картинки.

    Ход ЗАНЯТИЯ

    Ребята сегодня утром когда я пришла в группу то нашла конверт

    А в нём послание для вас от Незнайки. Вы знаете кто такой Незнайка?

    (ответы детей) . Молодцы давайте прочитаем что же нам прислал Незнайка. «Дорогие друзья мы решили написать вам т. к. сами незнаем что же нам делать мы в наш цветочный городок купили ковры а как убирать с них грязь незнаем. И просим вас помочь нам узнать чем лучше убирать пыль и грязь с ковров.»

    Ребята поможем жителям цветочного городка.

    ДЕТИ : да.

    Воспитатель : Ребята, а у вас дома есть ковры. Ответы детей.

    А как дома у вас и чем убирают пыль и грязь с ковров. Ответы детей.

    (пылесосом )

    А вы знаете что давным - давно пылесос не было пылесосов . Как вы думаете чем убирали грязь с ковров. Предположения детей. (веником, щеткой) .

    Люди когда не было пылесоса выносили ковры на улицу и выбивали быль простой палкой (как вы думаете это было удобно. Ответы детей.

    Люди придумали веник, а что такое веник из чего он сделан.

    Веник - связка прутьев или веток, в большей степени используемый для подметания помещений.

    Как вы думаете людям стало легче, удобнее с веником чем с палкой (предположения детей) .

    Но человек не остановился на достигнутом, потом он придумал выбивалку она удобнее, чем палка. У неё очень удобная плоская форма, даже сейчас многие люди ею пользуются. А ещё изобрели щётку с ручкой для чистки ковров. Как вы

    думаете, это было удобно. Ответы детей. А из чего сделана щётка. Ответы детей.

    Он охотно пыль глотает,

    Не болеет, не чихает… (пылесос )

    И вот наконец человек придумал пылесос в 1860 году . Но они выгляди совершенно не так как сейчас. В одном музеев хранится экспонат пылесоса 1900 года его размер одинаков с ростом человека 170 сантиметров и им пылесосить нужно было непременно вдвоём : один крутил ручку, а другой собирал пыль с помощью метлы на длинном черенке.

    Пылесос , сконструированный англичанином С . Бутом в 1901 году, был ещё солиднее. Его доставляли к дому клиента на двух лошадях - таким он был громоздким, а длина шланга составляла 250 метров. Представляете, какой грохот и вой сопровождали работу этого агрегата!

    Но прошло много времени и теперь кроме своей основной обязанности - глотать пыль, он белит и красит потолки, лакирует мебель, машины, опрыскивает растения и даже. моет пол. Вот такой замечательный помощник живёт в вашем доме.

    Подружившись с ним, вы быстро наведёте чистоту и порядок в своей комнате, во всём доме, чем несказанно порадуете своих родителей.

    Физкультминутка.

    Слоненок на колесиках

    Ковер почистит носиком (наклоны вперед)

    Длинным толстым хоботком

    Собирает пыль кругом. (повороты вправо-влево)

    Что под хобот попадет,

    Все лети в его живот. (руки вверх, потягивание)

    Ребята а давайте рассмотрим наш пылесос из чего он состоит

    Пылесосы бывают разными : по названию, внешнему виду (показываю

    рисунки пылесосов , по размеру. Но принцип устройства и действия у них

    один. Рассмотрим основные части пылесоса (называю и показываю на

    рисунке и на натуральном предмете, ученицы проговаривают названия вслед

    за воспитателем)

    2) Электрошнур с вилкой

    3) Выключатель

    4) Ручка (для переноса)

    5) Колёса (для передвижения)

    6) Всасывающий шланг

    8) Щетки для разных видов работ

    9) Выходное отверстие

    10) Пылесборник (показываю на пылесосе )

    Когда пылесос включают , то вентилятор внутри пылесоса начинает

    быстро вращаться. Через отверстие в щётке по трубкам и шлангу в пылесос

    всасывается воздух вместе с пылью и мусором. Они остаются в пылесборнике , который находится внутри корпуса пылесоса . Чистый воздух выходит через выходное отверстие.

    Дидактическая игра «чего не хватает?» Дети рассматривают картинки с предметами бытовой техники, находят недостающую часть, называют её объясняют можно ли использовать предмет без неё.

    Вывод. Ко всему что создано трудом человека и для блага человека нужно относиться бережно. А что мы можем посоветовать незнайки конечно пылесос ведь он очень удобный и его можно использовать не только для сбора пыли с ковра но и для многого другого для чего ответы детей.

    ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ПЫЛЕСОСА
    СТАРШАЯ ГРУППА
    Программное содержание. Вызвать у детей интерес к прошлому предметов окружающих нас; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создаёт разные предметы для облегчения своего труда. Учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов.
    Материал. Пылесос, предметные картинки.
    ХОД ЗАНЯТИЯ
    Ребята сегодня утром когда я пришла в группу то нашла конверт
    А в нём послание для вас от Незнайки. Вы знаете кто такой Незнайка?
    (ответы детей). Молодцы давайте прочитаем что же нам прислал Незнайка. « Дорогие друзья мы решили написать вам т.к. сами незнаем что же нам делать мы в наш цветочный городок купили ковры а как убирать с них грязь незнаем. И просим вас помочь нам узнать чем лучше убирать пыль и грязь с ковров.»
    Ребята поможем жителям цветочного городка.
    ДЕТИ: да.
    Воспитатель: Ребята, а у вас дома есть ковры. Ответы детей.
    А как дома у вас и чем убирают пыль и грязь с ковров. Ответы детей.
    (пылесосом)
    А вы знаете что давным - давно пылесос не было пылесосов. Как вы думаете чем убирали грязь с ковров. Предположения детей. (веником, щеткой).
    Люди когда не было пылесоса выносили ковры на улицу и выбивали быль простой палкой (как вы думаете это было удобно. Ответы детей.
    Люди придумали веник, а что такое веник из чего он сделан.
    Ве́ник - связка прутьев или веток, в большей степени используемый для подметания помещений.
    Как вы думаете людям стало легче, удобнее с веником чем с палкой (предположения детей).
    Но человек не остановился на достигнутом, потом он придумал выбивалку она удобнее, чем палка. У неё очень удобная плоская форма, даже сейчас многие люди ею пользуются. А ещё изобрели щётку с ручкой для чистки ковров. Как вы
    думаете, это было удобно. Ответы детей. А из чего сделана щётка. Ответы детей.
    Он охотно пыль глотает,
    Не болеет, не чихает… (пылесос)

    И вот наконец человек придумал пылесос в 1860 году. Но они выгляди совершенно не так как сейчас.В одном музеев хранится экспонат пылесоса 1900 года его размер одинаков с ростом человека 170 сантиметров и им пылесосить нужно было непременно вдвоём: один крутил ручку, а другой собирал пыль с помощью метлы на длинном черенке.
    Пылесос, сконструированный англичанином С. Бутом в 1901 году, был ещё солиднее. Его доставляли к дому клиента на двух лошадях - таким он был громоздким, а длина шланга составляла 250 метров. Представляете, какой грохот и вой сопровождали работу этого агрегата!
    Но прошло много времени и теперь кроме своей основной обязанности - глотать пыль, он белит и красит потолки, лакирует мебель, машины, опрыскивает растения и даже... моет пол. Вот такой замечательный помощник живёт в вашем доме.
    Подружившись с ним, вы быстро наведёте чистоту и порядок в своей комнате, во всём доме, чем несказанно порадуете своих родителей.
    . Физкультминутка.
    Слоненок на колесиках
    Ковер почистит носиком (наклоны вперед)
    Длинным толстым хоботком
    Собирает пыль кругом. (повороты вправо-влево)
    Что под хобот попадет,
    Все лети в его живот. (руки вверх, потягивание)

    Ребята а давайте рассмотрим наш пылесос из чего он состоит
    Пылесосы бывают разными: по названию, внешнему виду (показываю
    рисунки пылесосов), по размеру. Но принцип устройства и действия у них
    один. Рассмотрим основные части пылесоса (называю и показываю на
    рисунке и на натуральном предмете, ученицы проговаривают названия вслед
    за воспитателем)
    1) Корпус
    2) Электрошнур с вилкой
    3) Выключатель
    4) Ручка (для переноса)
    5) Колёса (для передвижения)
    6) Всасывающий шланг
    7) Трубки
    8) Щетки для разных видов работ
    9) Выходное отверстие
    10) Пылесборник (показываю на пылесосе)
    - Когда пылесос включают, то вентилятор внутри пылесоса начинает
    быстро вращаться. Через отверстие в щётке по трубкам и шлангу в пылесос
    всасывается воздух вместе с пылью и мусором. Они остаются в пылесборнике, который находится внутри корпуса пылесоса. Чистый воздух выходит через выходное отверстие.

    Дидактическая игра « чего не хватает?» Дети рассматривают картинки с предметами бытовой техники, находят недостающую часть, называют её объясняют можно ли использовать предмет без неё.
    Вывод. Ко всему что создано трудом человека и для блага человека нужно относиться бережно. А что мы можем посоветовать незнайки конечно пылесос ведь он очень удобный и его можно использовать не только для сбора пыли с ковра но и для многого другого для чего ответы детей.

    Материал предназначен для воспитателей старшей подгруппы. Цель:

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    НОД Познавательное развитие (ОСПО)

    Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ПЫЛЕСОСА
    (Старшая подгруппа)
    Цель: Вызвать у детей интерес к прошлому предметов окружающих нас; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создаёт разные предметы для облегчения своего труда. Учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов.
    Материалы: Пылесос, предметные картинки.
    Ход НОД:
    Воспитатель: Ребята сегодня утром, когда я пришла в группу то нашла конверт, а в нём послание для вас от Незнайки. Вы знаете кто такой Незнайка? (ответы детей).

    Молодцы, давайте прочитаем, что же нам написал Незнайка. « Дорогие друзья мы решили написать вам т.к. сами не знаем, что же нам делать мы в наш цветочный городок купили ковры, а как убирать с них грязь не знаем. И просим вас помочь нам, узнать чем лучше убирать пыль и грязь с ковров.»
    Ребята, поможем жителям цветочного городка?
    ДЕТИ: Да!
    Воспитатель: Ребята, а у вас дома есть ковры. (Ответы детей.)
    А дома у вас чем убирают пыль и грязь с ковров. (Ответы детей.) (пылесосом)
    А вы знаете, что давным - давно не было пылесосов чем же убирали грязь с ковров. Предположения детей (веником, щеткой).
    Люди когда не было пылесоса выносили ковры на улицу и выбивали пыль простой палкой, как вы думаете это было удобно? (Ответы детей.)
    Люди придумали веник, а что такое веник из чего он сделан.
    Ве́ник - связка прутьев или веток, в большей степени используемый для подметания помещений.
    Как вы думаете людям стало легче, удобнее пользоваться веником чем палкой (предположения детей).
    Человек не остановился на достигнутом, потом он придумал выбивалку она удобнее, чем палка. У неё очень удобная плоская форма, даже сейчас многие люди ею пользуются. А ещё изобрели щётку с ручкой для чистки ковров.. А из чего сделана щётка. (Ответы детей.)

    Отгадайте ка загадку:
    Он охотно пыль глотает,
    Не болеет, не чихает… (пылесос)

    И вот наконец человек придумал пылесос в 1860 году. Первые пылесосы выглядели не так как сейчас. В одном музеев хранится экспонат пылесоса 1900 года его размер одинаков с ростом человека 170 сантиметров и им пылесосить нужно было непременно вдвоём: один крутил ручку, а другой собирал пыль с помощью метлы на длинном черенке.
    Пылесос, сконструированный англичанином С. Бутом в 1901 году, был ещё солиднее. Его доставляли к дому клиента на двух лошадях - таким он был громоздким, а длина шланга составляла 250 метров. Представляете, какой грохот и вой сопровождали работу этого агрегата!
    Но прошло много времени и теперь кроме своей основной обязанности - глотать пыль, он белит и красит потолки, лакирует мебель, машины, опрыскивает растения и даже... моет пол. Вот такой замечательный помощник живёт в вашем доме.
    Подружившись с ним, вы быстро наведёте чистоту и порядок в своей комнате, во всём доме, чем несказанно порадуете своих родителей.
    Физкультминутка.
    Слоненок на колесиках
    Ковер почистит носиком (наклоны вперед)
    Длинным толстым хоботком
    Собирает пыль кругом. (повороты вправо-влево)
    Что под хобот попадет,
    Все лети в его живот. (руки вверх, потягивание)


    Воспитатель: Ребята, а давайте рассмотрим наш пылесос, из чего он состоит. Пылесосы бывают разными: по названию, внешнему виду (показываю рисунки пылесосов), по размеру. Но принцип устройства и действия у них один. Рассмотрим основные части пылесоса (называю и показываю на рисунке и на натуральном предмете, дети проговаривают названия вслед за воспитателем)
    1) Корпус
    2) Электрошнур с вилкой
    3) Выключатель
    4) Ручка (для переноса)
    5) Колёса (для передвижения)
    6) Всасывающий шланг
    7) Трубки
    8) Щетки для разных видов работ
    9) Выходное отверстие
    10) Пылесборник (показываю на пылесосе)
    - Когда пылесос включают, то вентилятор внутри пылесоса начинает
    быстро вращаться. Через отверстие в щётке по трубкам и шлангу в пылесос
    всасывается воздух вместе с пылью и мусором. Они остаются в пылесборнике, который находится внутри корпуса пылесоса. Чистый воздух выходит через выходное отверстие.
    Дидактическая игра « Чего не хватает?» Дети рассматривают картинки с предметами бытовой техники, находят недостающую часть, называют её объясняют можно ли использовать предмет без неё.
    Вывод. Ко всему, что создано трудом человека и для блага человека нужно относиться бережно. А что мы можем посоветовать Незнайки конечно приобрести пылесос, ведь он очень удобный и его можно использовать не только для сбора пыли с ковра, но и для других дел. Молодцы, ребята!