• «Не хочу учиться!» Что делать, если первокласснику не нравится в школе. Почему первоклашка не хочет идти в школу? Первые школьные проблемы Если первоклассник не хочет учиться что делать

    Психолог рассказала, что кроется за отказом первоклашки учиться

    Как выявить причину отказа первоклашки учиться и как вернуть ему интерес к занятиям, рассказала наш эксперт Наталья Неуман, детский психолог, коррекционный педагог.

    1. Нет контакта с учителями

    Как выявить : ребенок на уроках занимается своими делами (рисует, ковыряется в носу, листает учебник и т.д. На вопрос: «Нравится ли тебе учительница?» - отвечает «Нет!»

    Как бороться : чаще всего ребенок не воспринимает учителя из-за того, что он уделяет ему внимания не столько, сколько бы ему хотелось. Поэтому задача родителей рассказать ребенку, что учитель – это наставник, а не друг и не бабушка. Расскажите первокласснику о том, что в классе много деток, а урок длится всего лишь 30 минут, поэтому каждому ребенку получается уделить по чуть-чуть времени.

    Чаще всего ребенок не воспринимает учителя из-за того, что тот уделяет ему внимания не столько, сколько до этого он получал от бабушек и мамы. Поэтому задача родителей - объяснить ребенку, что учитель - это наставник, а не друг и не родня. К тому же в классе много деток, а урок длится всего лишь 30 минут, поэтому каждому ребенку получается уделить по чуть-чуть времени.

    В понимании ребенка, хороший человек тот, кто его хвалит. Поэтому, если учительница скупа на комплименты, попросите хвалить вашего первоклашку чаще, но только за достижения. А для начала договоритесь с ней заранее и подойдите с ребенком - пусть учитель в его присутствии расскажет о его успехах, но с оговоркой, что их было бы больше, если бы ребенок не отвлекался на уроках.

    2. Не подружился с одноклассниками

    Как выявить : ребенок на переменах сидит за партой, не выходит играть с детьми в коридор, а дома не хвастается новыми знакомствами и играми в школе. .

    Как бороться : период адаптации в новом коллективе в таком возрасте - два-три месяца, поэтому время раззнакомиться еще есть. Искусственно ускорять этот процесс не нужно, не надо заставлять дружить, ведь он может попросту тосковать по своим друзьям из детского сада. Чтобы помочь первоклашке найти друзей, каждый день после школы спрашивайте его о том, с кем из одноклассников он общался или играл, давайте ему с собой в школу коллективные игрушки (например, альбомы с наклейками для девочек или небольшие наборы конструктора для мальчиков), но объясняйте, что ими играть можно только на переменах. Если и после первой четверти ребенок не сможет найти контакт с одноклассниками, организуйте им внеклассную вечеринку - на таких мероприятиях детей проще сдружить, они легче найдут общий язык и интересы.

    3. Не понимает заданий и не хочет разбираться в них

    Как выявить: задания на уроках ребенок выполняет плохо, нестарательно и быстро, а дома после родительских объяснений точно такие же упражнения делает на отлично.

    Как бороться: главная задача родителей - помочь начинающему школьнику научиться слушать и слышать объяснения педагога. Если сразу не среагировать на этот тревожный симптом, у ребенка возникнут хроническая неуспеваемость, нервозность и чувство собственной «плохости», а следовательно, нежелание учиться вообще.

    Попросите учителя вашему ребенку более детально объяснять суть задания и контролировать его выполнение на разных этапах, а дома закрепляйте школьный урок. Но не делайте это более 7–10 минут за один подход. Таких подходов может быть максимум три с перерывом не менее 15 минут, чтобы ребенок успел отдохнуть. Два-три месяца подробных объяснений учителя и закрепляющих тренировок дома научат ребенка вникать в суть заданий, следовать инструкциям педагога и не суетиться при их выполнении.

    4. Не созрел психологически

    Как выявить: чаще всего эта проблема возникает у деток, которым нет шести лет или только исполнилось. Постоянные нарекания учителя на плохую дисциплину - главный сигнал неготовности ребенка к школьной жизни. При этом на вопросы о том, какое поведение в школе нормально, ребенок не может ответить правильно, а когда начинаешь ему объяснять, как надо себя вести, он, недоумевая, задает вопрос: «А почему?» Такому ребенку трудно даже 10 минут усидеть за уроками.

    Как бороться: ребенок может уметь читать, писать и считать, но это ничего общего с эмоциональной и психологической готовностью не имеет. Высидеть четыре-пять часов за партой, постоянно удерживать внимание при минимуме движений под силу только «созревшему» ребенку. Если до конца сентября поведение ребенка не изменится - как правило, даже самый большой непоседа привыкает к правилам поведения в школе за месяц, - стоит посоветоваться со школьным психологом и, возможно, оставить его еще на год в садике. При этом родители не должны делать акцент на том, что они забрали ребенка со школы, потому что тот не справляется с программой, чтобы не посеять в нем неуверенность в своих силах в дальнейшем.

    5. Недисциплинированный, невоспитанный

    Как выявить: на вопросы от том, как нужно вести себя в школе, ребенок отвечает верно, а поступает наоборот. Например, на вопрос «Можно ли бегать по классу?» он отвечает: «Нет», а на вопрос «Как надо обращаться к учителю? отвечает: «На «вы» и по имени-отчеству», а на деле в школе нарушает свои же слова.

    Как бороться: если это недостаток воспитания, ситуация исправляется в течение двух месяцев при ежедневной «работе над ошибками». Первый месяц контролируйте его поведение дома, а перед школой напоминайте ребенку о правилах поведения в социуме, о последствиях его выходок. Если плохое поведение не проходит за месяц, подключите школьного психолога.

    Он будет посещать с ним уроки (сидеть за одной партой) и корректировать его поведение. Например, когда ребенок захочет встать во время урока, пояснит, почему нельзя, а если захочет выйти в туалет, напомнит, что стоит попросить разрешения. Если результатов корреляции к третьему месяцу нет, вероятно, у ребенка есть психические проблемы и его стоит обследовать у психиатра.

    Как выявить: на вопрос «Почему ты не хочешь идти в школу?» ребенок отвечает: «Там скучно!» Еще один признак того, что первоклашке на уроках неинтересно: он берет с собой в школу много игрушек и лишних предметов (краски, ножницы и т. п.).

    Как бороться: первые недели первоклассников учат ходить парами, при звонке садиться за парту, поднимать руку при желании что-то сказать и т. д. Такие навыки необходимы для успеваемости. Но некоторым детям это муштрование скучно. Потому родители должны объяснить малышу, что скоро начнутся увлекательные занятия.

    Если же ребенку не интересно потому, что частично учебный материал он уже изучил на курсах раннего развития, то расскажите ему, что во второй четверти начнутся более сложные, незнакомые, а значит, захватывающие для него занятия - стоит немного потерпеть. Лишние предметы из портфеля нельзя выкладывать тайно или силой. Собирайте ранец с вечера вместе, пусть ребенок сам соберет нужные на завтра вещи, а вы в случае ошибки поправьте.

    7. Ребенок не высыпается

    Как выявить: ребенок с утра капризничает и жалуется, что хочет спать, умываться и завтракать идет с закрытыми глазами - это верный признак недостатка сна. При этом в выходные, когда не нужно идти в школу, встает самостоятельно и в хорошем настроении.

    Как бороться: если раньше ребенок просыпался когда хотел, то ему нужно не меньше месяца, чтобы привыкнуть к новому режиму дня. Особенно это касается деток, которые не ходили в детский сад. Попробуйте пробуждение сделать для ребенка приятным. Например, он охотнее откроет глаза, если по ТВ будет идти любимый мультик или вы превратите подъем в игру-сказку: «Я расколдую спящую красавицу» или «Сейчас я сложу ручки-ножки моему мальчику-роботу». Учтите, что первоклашка должен спать не менее 10 часов, а значит, ложиться спать - не позднее 21:00. Перед сном полезна будет 30-минутная прогулка на улице.

    8. Очень устает - перегружен

    Как выявить: перегрузить ребенка можно, если занятия длятся более пяти часов в день (уроки, продленка, кружки). Показателем усталости могут быть как вялость ребенка - он приходит со школы и засыпает, а вечером его невозможно уложить, - так и проявление признаков гиперактивности - он бегает, прыгает и не слушается родителей.

    Как бороться: если вы заметили у своего первоклашки эти симптомы, то немедленно снизьте нагрузку. В первом семестре первого класса не рекомендуется записывать ребенка на кружки и секции. Ребенок должен привыкнуть к школьным нагрузкам, а на это уйдет от трех до шести месяцев. По этой же причине, даже если у него что-то не получается, не пытайтесь сразу требовать от первоклашки идеальной успеваемости: приняв школу психологически, он все упущенное легко наверстает.

    Ни в коем случае не говорите, что в школе серьезные требования и ребенку досталась строгая учительница (это, к слову, говорит о неготовности самих родителей отправить ребенка в школу - работайте над собой), первоклашка будет чувствовать постоянное напряжение, что еще больше повысит усталость и нервозность. Если на продленку и/или секции ребенок не ходит, но все равно устает, не стоит заниматься с ним уроками дома. Тем более в современной школьной программе домашние задания не рекомендованы МОН.

    Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

    Что делать, если еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

    А существует ли проблема?

    Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

    Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

    Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

    Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

    • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
    • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
    • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим - рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
    • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
    • с одним из педагогов;
    • потеря мотивации.

    Отсутствие стимулов

    Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

    Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место - это не только источник получения доходов, но и возможность добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо. Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек. Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

    На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития. Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе. В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

    Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

    Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

    В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

    • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
    • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
    • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
    • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

    Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

    Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

    1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
    2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу - стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
    3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

    Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в вступая в пору становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

    Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

    На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

    Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

    Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

    1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
    2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
    3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

    Лучшая награда - родительское одобрение

    Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

    С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

    Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот - родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

    Подводим итоги

    Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе - достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

    Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

    Вместе с ребенком вы долго готовились к 1 сентября, выбирали школьный рюкзак, тетради и с нетерпением ждали знаменательного события. Однако позади уже целая четверть, а вы с тревогой замечаете, что ребенок все еще относится к школе без особого энтузиазма, не хочет посещать уроки, выполнять домашние задания, носить форму и общаться с одноклассниками. Как помочь малышу адаптироваться?

    Делу время, потехе – час

    Первая трудность, с которой сталкиваются и дети, и их родители – правильная организация времени ребенка, у которого теперь появились новые обязанности. И здесь, конечно же, никак не справиться без помощи взрослых. Малыш в силу своего возраста не может понять, сколько времени ему требуется на выполнение того или иного задания.

    Поэтому вам предстоит взять ситуацию в свои руки и создать для ребенка подходящий распорядок дня, который учитывал бы его индивидуальные особенности, давал достаточно времени на подготовку к занятиям и, конечно, оставлял возможность для игр. Ведь нельзя забывать, что, хотя по статусу ваш ребенок уже школьник, на самом деле он не слишком отличается от того малыша, который еще несколько месяцев назад беззаботно играл на детской площадке.

    Первый камень преткновения в этой ситуации – утренний подъем. Многим детям тяжело просыпаться рано, особенно когда за окном еще совсем темно. Поэтому родители, желая дать малышу еще немного времени для сна, будят его на 10-15 минут позже запланированного. В итоге сборы проходят в спешке.

    Не стоит потакать ребенку, который просит дать ему утром поспать подольше. Лучше следите, чтобы первоклассник вовремя ложился спать: тогда подъем будет даваться ему гораздо легче. Если вы замечаете, что утром малышу, который ложится достаточно рано, трудно сосредоточиться, постарайтесь разбудить его пораньше. Пусть ребенок собирается без лишней спешки, так он не упустит из виду ничего важного.

    Начинать день нужно с улыбки и ласкового утреннего приветствия, которое создаст вашему сыну или дочке хорошее настроение на весь день.

    Психологи утверждают, что обычно процесс адаптации к школе у детей занимает от 2 месяцев до полугода. Поэтому они рекомендуют в течение этого времени провожать и встречать ребенка из школы. При этом совсем не обязательно, чтобы это все время делала мама: другие члены семьи тоже могут предложить свою помощь. Ребенок оценит заботу близких и с удовольствием поделится с новым провожатым школьными новостями.

    В первом классе малыша лучше не отдавать в группу продленного дня: у него и так много новых впечатлений от школы, поэтому по возможности стоит забирать его домой сразу после уроков. Тогда у него будет достаточно времени, чтобы пообедать, отдохнуть и поиграть, а затем приняться за выполнение домашнего задания.

    Если позволяет погода, лучше провести послеобеденное время на улице: там малыш сможет подышать свежим воздухом, поиграть с друзьями и отвлечься от школьных забот. Затем можно приниматься за «домашку». Делать это лучше не позднее 16.00: к этому времени ребенок уже успеет отдохнуть, но у него еще останется достаточно сил и времени для домашней работы. Если же приступить к занятиям позже, то продуктивность школьника будет гораздо ниже.

    Лучше, если домашнюю работу ребенок выполнит до шести часов вечера. В этом случае останется много свободного времени, которое можно провести с семьей: поговорить, посмотреть фильм, погулять, приготовить ужин.

    И не забывайте про отдых! Первоклашки должны спать не менее 9 часов. Если ребенок просыпается в 7 утра, то ложиться спать он должен не позднее 22.00.

    Позаботьтесь о том, чтобы придерживаться привычного распорядка дня и в выходные.

    Даже если у малыша начало складываться не слишком позитивное отношение к школе, наверняка у него с ней связаны и приятные моменты. Обычно дети спешат на учебу, если в классе их ждут новые друзья. Постарайтесь стимулировать и поддерживать дружбу, возникшую между вашим ребенком и его одноклассниками. Предложите сыну или дочери пригласить друзей в гости или вместе пойти погулять после уроков. Можно вручить ребенку фрисби, мяч или другой спортивный снаряд, который подойдет для командной игры: так дети смогут хорошенько размяться после занятий и еще больше подружиться.

    Первокласснику не нравится математика или правописание? Наверняка ему интересны уроки природоведения, рисования или пения. Развивайте это увлечение. Уделяйте подготовке домашних заданий по любимым предметам ребенка не меньше внимания, чем основным дисциплинам. Но распределяйте время так, чтобы сначала делать уроки по математике или письму. Это стимулирует ребенка быстрее справиться с неинтересными заданиями, и он будет более внимательным и усидчивым. Ну, а потом вы сможете вволю порисовать сказочных зверей или наклеить гербарий из ярких осенних листьев, которые вы собрали в выходные в парке.

    Впрочем, не стоит оставлять надежду «подружить» малыша с нелюбимыми предметами. Часто неприязнь к определенной дисциплине возникает, когда у ребенка что-то не получается. Дайте ему понять, что это нормальная ситуация, и он все равно молодец – подчеркивайте его успехи, хвалите за правильно решенные примеры и красиво написанные буквы, ненавязчиво «подталкивайте» к правильным решениям, но ни в коем случае не выполняйте задания за ребенка. Ведь на этом этапе нужно, чтобы школьник почувствовал в себе силы справиться даже со сложным для него заданием, и ваша задача – создать и поддерживать в нем эту уверенность.

    Однако не стоит давить на малыша, заставляя его быстрее рассказать все свои новости, чтобы осталось больше времени на «взрослые» дела. Нередко детям требуется время для того, чтобы решиться рассказать взрослым о своих проблемах и радостях.

    Важно дождаться, когда малыш сам захочет поведать вам о чем-то, и только тогда осторожно задавать вопросы и утешать его. Впрочем, если вы видите, что ребенок уже несколько дней ведет себя замкнуто, чем-то огорчен, но не хочет ничего рассказывать, стоит поговорить с педагогом: возможно, проблема оказалась более серьезной, чем сиюминутный конфликт с одноклассниками, и для ее решения потребуется ваше участие.

    Вот парадокс! Кроха так готовился к школе и с нетерпением ждал первого сентября, а спустя месяц он не хочет ходить на занятия и соглашается делать уроки только под бдительным присмотром родителей. Что же произошло? Почему малыш не хочет учиться? По мнению учительницы начальных классов Серпуховой Валентины Давыдовны , в нежелании детей учиться виноваты в первую очередь сами родители. Именно они, действуя из самых лучших побуждений, отбивают у ребенка тягу к знаниям.

    Переход от дошкольника к первокласснику - огромное событие в жизни семилетнего малыша и его родителей. Первый звонок, первая учительница, первое домашнее задание, первые победы и первые неудачи... С первого школьного дня учеба становится обязанностью, и малышу нужно время, чтобы приспособиться к произошедшим изменениям. Дальнейшая успеваемость и стремление учиться закладываются именно в первый школьный год. И тут многое зависит не только от учительницы, но и от поведения родителей.

    Самая распространенная родительская ошибка - это стремление вырастить вундеркинда. Еще задолго до поступления в школу ребенок осваивает большую часть программы первого класса и ему неинтересно останавливаться на достигнутом. Кроха готов двигаться вперед, а школьная программа не позволяет. Конечно, родителей тоже можно понять. Им хочется, чтобы их малыш был самым-самым и они стараются изо всех сил. Но, если ребенок действительно гений, то он и без вашей помощи проявит себя. А обычному ребенку слишком много учиться тоже вредно. Дети быстро устают. И чем больше вы будете его заставлять сидеть за книжками, тем хуже. В этом случае малыш воспринимает учебу, как неприятную тяжелую обязанность и соглашается делать уроки только из-под палки. Подготовка ребенка к школе должна заключаться в развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления и восприятия. Не пытайтесь во что бы то ни стало, как можно раньше, обучить ребенка письму, счету и чтению. Все это ему предстоит освоить в школе, причем очень быстро и легко. Основная задача родителей - поддержание интереса к знаниям в целом.

    Кроме того, не стоит забывать, что первоклассники переживают огромный психологический стресс. Для ребенка началась новая жизнь, и он не в состоянии мгновенно свыкнуться с новой ролью. Поставьте себя на его место: новый коллектив, вместо воспитателя - учительница и новые обязанности. А родители вместо того, чтобы помогать, начинают предъявлять к первоклассникам слишком высокие требования и ребенок физически не в состоянии их выполнять. Помимо этого взрослые, боятся, что ребенок будет без дела шататься по улице, и стараются максимально загрузить детский досуг. Они отдают малыша в несколько секций и требуют от него невозможного. Не каждый взрослый в состоянии удовлетворить запросы родительских амбиций, не говоря о семилетнем малыше.

    Наиболее распространенные проблемы первого класса:

    • ребенок не может сосредоточиться и перескакивает с одного дела на другое;
    • ребенку необходимо, чтобы его контролировали. Он не в состоянии самостоятельно справиться даже с простейшим заданием;
    • малышу тяжело просидеть без движения 45 минут;
    • ребенку не нравится учиться. Его гораздо больше интересуют игрушки, а не книжки и прописи

    Многие родители, пытаясь приучить малыша к самостоятельности, не помогают ему делать уроки, а только проверяют уже выполненное задание. Но не каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание. Потребуется несколько месяцев, чтобы ребенок понял, что домашнее задание это его обязанность, которую надо выполнять. Поэтому первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки и помогать ему, хотя бы своим присутствием.

    Непременным атрибутом учебы являются - школьные принадлежности. Всевозможные пеналы, тетрадки, ручки, ластики, папки - первоклассник воспринимает, как новые игрушки. Поэтому не экономьте на этих необходимых атрибутах. Позвольте ребенку участвовать в выборе школьных принадлежностей, они поддерживают интерес к учебе.

    Первокласснику необходим твердый распорядок дня. После школы и обеда - дайте малышу один-два часа свободного времени. Пусть он отдохнет, отключится, поиграет, подышит свежим воздухом. Но не откладывайте домашнее задание на поздний вечер. После 17-18 часов сосредоточенность и способность воспринимать новую информацию резко снижается. Оптимальное время для выполнения уроков 16-17 часов - малыш уже отдохнул после школы и еще не устал играть. Только не заставляйте малыша быстро бросить игрушки и садиться за уроки, потому что пришло время. Дождитесь момента, когда ребенок отложит одну игрушку и еще не возьмется за другую. Если вы будете прерывать увлеченно играющего малыша - возникнет протест и необходимость выполнения домашних заданий быстро приобретет негативную окраску.

    Всегда начинайте с самого трудного, пока внимание на высоте. А то, что ребенку знакомо с (например, рисование) он сумеет сделать и после того, как кривая сосредоточенности пойдет на спад.

    Если у ребенка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите малыша к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам. В заключении обязательно похвалите малыша "Вот видишь какой ты молодец. Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример". Тогда у ребенка появиться позитивная установка "Я сам все могу".

    Почаще хвалите малыша, за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах. Если крохе легко дается счет и не получается правописание, то рассказывайте ему, как он здорово считает, а если он будет стараться, то обязательно научиться так же хорошо писать. В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте малыша смешным прозвищами, если он что-то плохо делает (например, "курица криволапая"), чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смириться со своим прозвищем и не захочет научиться красиво писать.

    Если ребенок регулярно просиживает над домашними заданиями на 30-40 минут больше, чем рекомендуется, предложите ему помощь (подчеркните цветным карандашом буквы/цифры, вылепите из пластилина или нарисуйте на песке, объясните другими словами). Если ситуация не улучшается, имеет смысл поговорить со специалистами (школьным психологом, педиатром). У некоторых детей процесс формирования тонкой моторики, которая необходима для учебы, заканчивается лишь к 8 годам. Такого малыша рекомендуется не тащить вперед, а наоборот еще на год оставить в подготовительном классе. Лучше потерять один школьный год, чем утратить желание учиться.

    Не забывайте, что многое зависит и от генов. Если вы не отличались в школе хорошей успеваемостью и с трудом получили аттестат, то не требуйте от своего малыша невозможного. Пусть лучше у вас вырастет твердый троечник, а не замученный зубрила-отличник. Грош цена знаниям, которые насильно вбиты ребенку.

    Как мы усваиваем информацию

    Учеба - это процесс, в котором взаимодействуют различные органы чувств: слух, зрение, осязание, иногда даже обоняние и вкус. Вот их наиболее распространенное распределение.

    Руки - 90% от того, что ребенок сделает сам, хотя бы один раз - он усваивает. Поэтому старайтесь, чтобы кроха не только слушал, но и пытался самостоятельно повторить пример, даже если ему кажется что ничего непонятно. Пусть попробует, а вы при необходимости поможете. Только не берите инициативу в свои руки при первой же ошибке.

    Рот - 70% того, о чем мы говорим - откладывается в памяти. Пусть ребенок повторяет за вами вслух, а не молча слушает. Обсуждайте свои действия. Наводящими вопросами подводите ребенка к правильной мысли, но постарайтесь, чтобы окончательный правильный ответ он произносил сам.

    Уши - лишь 20% того, что ребенок слышит - он запоминает. Поэтому одних ваших объяснений будет недостаточно.

    Глаза - 30% того, что малыш видит - он усваивает. Рисуйте ему наглядные картинки, объясняющие материал. Только рисунки должны быть не скучными, а веселыми и оригинальными, тогда у ребенка будут возникать ассоциации, и он легко поймет материал.

    К какому типу относиться ваш ребенок?

    Но у каждого человека какой-то из этих каналов, в той или иной степени преобладает. Выделяют три основных типа детей по способу усвоения информации. Рассказывает школьный психолог Лунина Римма:

    Кинэстический тип . Люди этого типа обучаются преимущественно через непосредственное участие и активные действия. Ребенку необходимо постоянно двигаться, а при разговоре он не может обойтись без жестикулирования. Он будет хорошо усваивать информацию, если процесс обучения совмещается с какой-либо деятельностью. Пусть подчеркивает, меняет краски, раскладывает карандаши или счетные палочки, главное, чтобы его занятие не отвлекало окружающих. Кинэстетикам требуется спокойное окружение и возможность движения. Попросите учительницу, чтобы она разрешала ребенку делать короткие передышки во время урока (пусть малыш сотрет с доски, сходит намочить тряпку или поможет раздать всем тетрадки). Так же не стоит тренировать у кинэстетика усидчивость во время выполнения домашнего задания. Если такого ребенка насильно заставлять сидеть сложа руки и слушать учительницу (или маму), он вообще ничего не запомнит и потеряет интерес к учебе. Он сидит спокойно ровно столько, сколько может. С возрастом ребенок повзрослеет, и научиться следовать установленным нормам поведения.

    Визуальный тип . Его основной канал восприятия - зрение. Он с удовольствием рассматривает книжки и любит смотреть телевизор. Во время объяснения нового материала или раздумывая над чем-то, малыш постоянно рисует в тетрадки абстрактные картинки. Не запрещайте, так ему легче сосредоточиться. Дети визуального типа учатся посредством письма, ему необходимо все самостоятельно записать, чтобы запомнить. Лучше всего такой ребенок будет воспринимать материал в виде таблиц, рисунков и с помощью образных ассоциаций. Детям этого типа, в большей мере, чем другим, нужен свой письменный стол и порядок вокруг, чтобы не отвлекаться. Хорошим помощником в учебе станут компьютерные программы или обучающие видео кассеты.

    Аудитивный тип . Усваивает информацию посредством слушания. Дети этого типа обладают обширным словарным запасом, а так же хорошей памятью на имена и факты. Однако шум, резкие голоса и даже шепот мешают им сосредоточиться. Поэтому позаботьтесь о создании спокойной обстановки во время выполнения домашних заданий. Некоторым малышам наоборот необходим фон - приглушенная спокойная . Пусть ребенок несколько раз проговорит вслух учебный материал, можно использовать мини-плейер или магнитофон.

    Комментировать статью "Ученье свет. Как делать уроки с первоклашкой"

    10.11.2008 20:54:52, Мария

    Казалось бы,сколько книг прочитано,статей,газет,журналов проштудировано по данной проблематике,но сколько много нового можно узнать,прочитав лишь одну статью.По собственному опыту(моя дочь уже второклассница), могу сказать,автор даёт очень правильные,грамотные советы и рекомендации.

    10.11.2008 20:54:42, Мария

    Глобальная Империя Зла - это США! Россия должна задуматься над своей ролью в "молчании ягнят".
    Кто-нибудь остановит безумную гонку вооружения и агрессию США?
    Под лживым лозунгом борьбы за ИХ демократию, ИХ принципы и ИХ идеалы совершаются самые гнусные преступления против мира и человечности.
    Люди! Задумайтесь над тем, что позавчера США устроили диктат в странах Африканского и Азиатско-Тихоокеанского регионов, вчера - разрушили государственность ряда стран Европы и провели там военные действия, сегодня - устроили интервенцию в странах Востока, а завтра - ...?
    Вы думаете, что вы в безопасности от их эфемерных призывов к борьбе "за справедливость"? Ошибаетесь!
    Принимайте меры к бойкоту агрессивной политики США!
    Подумайте, как хорошо было бы направить такие средства на мирные и полезные цели, например развитие образования и медицины тех стран, где чёрный милитаризм США коснулся мирной жизни людей Африки, Азии, Востока, Южной Америки, где проблема выживания и вообще существования населения связана с разрушением самобытности культуры и быта народов этих государств путем грубого и бесцеремонного вмешательства негодяев из высшего политического руководства США и их покупателей - экономических бонзов США.
    Заметьте, что всё это делается в том числе и с ВАШЕГО молчаливого согласия!!!

    http://www.partia-nv.ru/resolut/r200303.html
    http://www.maoism.ru/librar-y/declaration-28-11-1964.htm
    http://www.asiat.ru/vietnam.shtml-?/historyv/142
    http://www.asiat.ru/cambodge.shtml?/historyc/ag-res
    http://www.asiat.ru/laos.shtml?/historyl/63
    http://www.-cscp.ru/ratings/462/
    http://www.pereplet.ru/text/krupnov27sep0-2.html
    http://www.bookap.by.ru/psywar/imperzla/gl16.shtm
    ht-tp://kosovo.ws/history/arseenko.htm
    http://pkb.promedia.by/16_-04_03/001.html
    http://www.nns.ru/vyborka/bagdad.html

    02.12.2005 13:02:36, Антимилитарист

    Всего 13 сообщений .

    Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на

    Еще по теме "Ученье свет. Как делать уроки с первоклашкой":

    1. Не гонись за хорошими оценками. Никакой ценности в них нет. Ты задаешь себе планку сам, внутренне, а не строкой оценок в журнале. 2. Ты не обязана дружить! Достаточно быть приветливой. Может так случиться, что «твоего» человека в этом коллективе просто нет. Не огорчайся, все впереди! 3. В школе уже нет «милых деток». Ты попадаешь в коллектив, в котором собрались уже полноценные, хотя и все еще растущие личности. Коллектив этот пройдет почти полным составом 11 школьных лет. И сильные...

    Первоклашка - уроки, кружки, занятия, чуткая нервная система, доучилась сегодня до сильной головной боли и У меня тоже первоклассник с подвижной неровной системой, устает ужасно, 5 уроков каждый день. Вечером не нагружаю занятиями, все уроки сама делает днем...

    Прошло две недели, а мне уже хочется выпить успокоительного, дабы не сорваться... Письменные уроки - взрыв мозга. Две строки цифр в тетрадке может писать 30-40 минут... Всячески отодвигает начало уроков - не хочу, потом, устал, хочу есть/пить/ и т.д. и т.п. "У меня ничего не получается!"...

    Вопрос вот какой решаю: в какую школу идти всю голову сломала Мы прошли собеседование в хорошую школу, но она за городом и стоит денег Возить может муж, но это довольно тяжело и ему и ребенку (хотя может привыкнет) По деньгам тоже думаю справимся (туда входит сразу и продленка, точнее там даже лучше и секции на выбор и питание и больше ни на что сдавать не надо) Есть еще вариант гимназия тут же в районе, но не факт, что есть места конечно и я о ней ничего не знаю Вот вообще по рейтингу и...

    Кое о чём, очень важном, первоклассник может не знать. Или знать, но забыть – от растерянности. И это в школе создаст для него неожиданные неудобства, которые перечеркнуть всю радость и удовольствие от школьного дня.Наше дело (и важное дело) предвидеть непредвиденные ситуации, в которые он может попасть. О ЧЁМ НАПОМНИТЬ РЕБЁНКУ, КОТОРЫЙ В ШКОЛУ ИДЁТ. Думаю, вот об этом: - Где находится туалет (Некоторые детишки терпят по полдня, пока не доберутся до дома.). - Как туда попроситься, если...

    Школа № 975 приглашает принять участие в мероприятии для будущих первоклассников и их родителей, которое пройдёт 17 мая в здании Центра образования № 975. В программе мероприятия – пробные уроки для детей, тренинги для родителей, а также презентация возможностей ЦО № 975 для реализации инновационных методик личностно-ориентированного обучения. Школа № 975 известна тем, что эффективно внедряет в общее образование инновационные технологии личностно-ориентированного обучения, которое позволяет в...

    Делать уроки на продленке. У нас учительница сидит с ними пока уроки у большинства не сделаны, отдельно объясняет тем кто не понимает. + в коллективе легче. 12.04.2012 12:12:12, Marinaff.

    У дочки- первоклашки все не так: продленка просто передержка какая-то, с учителем начальных классов, которому, такое ощущение, детей навязали. Когда я в 7 вечера приходила домой, мне говорили, что уроки не сделаны, "потому что Даша хочет делать уроки с мамой, меня не...

    А иногда русский и математику делаем за час. Итого, на уроки с перерывом на чаепитие уходит 3 часа. А иначе действительно непрофессионализм. О первоклашках ничего не могу сказать, там своя специфика.

    снова про уроки у первоклассников. мы делаем уроки полтора часа. ловлю тапки. но пока не вижу, как можно по-другому. мы проговариваем все, что было на уроках. делаем то, что задано. И насколько нереально для первоклашки "не хочешь - можно не делать "...

    Девочки, всем привет. Подскажите пожалуйста, что делать: старшая дочка, возраст 6 лет 10 мес., пошла в этом году в первый класс. Можно подумать, все первоклашки 7 лет от роду ведут себя на уроках идеально и только и думают о том, как бы получше учиться и...

    Он себя заставляет, как может, работает в классе, делает все уроки, хоть и не хочется. Работая учителем, я за пять минут до окончания перемены отправляла первоклашек в туалет, мягко, но очень настойчиво.

    Простите, а можно поинтересоваться, зачем первоклашке помощь в уроках? Не факт, что будем заниматься по три часа, но это я пока предваритель. Знаю только одно, что позволить ему делать уроки с дедом не могу.

    когда учить уроки. Подскажите, как организовать первоклашку? Мы с мужем работаем. ребенок дома с бабушкой. Как показала практика, оптимальный вариант приготовления уроков в 1 классе таков: Сначала вы делаете уроки ВМЕСТЕ.

    Уже нет сил. Ребенок первоклассник- учится не хочет вообще. Сопротивляется из за всех сил. В школу ходить нравится, т.к. там можно поиграть, пообщаться но не учится там вообще, на уроке отвлекается, не участвует в учебном процессе. С октяюря перевели на индивидуальное обучение - 3 раза в неделю по 2.5 часа в школе.
    И все это время просто жуть. Уроки делать не хочет вообще. Так как у меня нет сил с ним заниматься к нам дополнительно ходит домашний учитель вечером с 17 до 19-30для репетиторства по выполнению домашки. За эти 2.5 часа надо не так много- прочитать 2 листа очень крупными буквами(максимум слов 30-40), написать по листу крючков и цифр и маленькую страничку по математике сделать.
    Придумывает все чтобы не учится, хочу в туалет,хочу манадрин, хочу пить итп. Учитель засаживает практически насильно за руку- в это время ребенок орет сопротивляется и кричит "уходи отсюда" учителю.
    Наконец увещеваниями что совсем немного почитает и далее пойдет гулять,или придет папа и возьмет в магазин или если все хорошо сделает в выходные пойдет в лабиринт. Увещевания минут на 20 не менее. После этих увещеваний -пишет пол листа минут 15. Потом опять начинается " не хочу" Учитель давай читай - ребенок "не хочу не буду" . Я иногда вечером ы это время бываю дома, но или из за того что уехала раньше из за плохого самочувствия или взяла работу на дом. Сижу работаю, в соседней комнате вопли не буду постоянные. Ни на что уже кроме крика и битья не реагирует. Приходится выходить с ремнем. Видя ремень занимается еще 15 минут, после этого опять убегает из за парты или просто идет в отказ. И ТАК УЖЕ 4-ЫЙ МЕСЯЦ, КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Это кошмарный кошмар, домашних учителей было уже 5!!, все сбегали после 2-3 раз т.к. говорили что не знают как учить ребенка который не хочет учится вообще. Сейчас наиболее сильная и опытная, с нами уже 2.5 месяца каждый будний вечер. И это у самой опытной так идут занятия -то что я описала. У прошлых даже 2% домашнего задания сделано не было. У этой 70-100% сделано но за 2.5 часа когда можно за час максимум и каждый раз с криками, угрозами или уговорами. Когда я не дома мне звонят на работу- моих увещеваний или криков по телефону хватает тоже максимум на 10 минут занятий. Звонят мужу. Раз в неделю примерно идет вотказ полностью- не делает вообще ничего толкьо посылает учителя. В эти дни вечером получает по попе, и обычно на следующий день занимается более менее нормально.
    Что ЭТО девочки??? Как нам вырваться из этого? Я реально больше не могу, плачу. Сегодня приехала с работы с т-рой отлежаться и он мне не дал, орал что не будет заниматтся и пришлось выбегать и орать с ремнем. Учитель уже тоже устала, я ее прекрасно понимаю что можно репетиторствовать нормальному ребенку который будет сидеть и читать и считать а не работать дрессировщиком и насильно удерживать за столом из 2.5 часов занятий- собственно уговоры к занятиям различного вида кнута и пряника - 1.5 часа.
    У кого нибудь было что то похожее??
    Это может изменится в лучшую сторону??
    Хочу добавить что если не заставлять заниматься- то это вполне милый добрый,немного шкодливый,но не злой ребенок.Который готов делать все что угодно лишь бы не учится...