• Образовательный портал. Экспериментальное исследование процесса воспитания экологической культуры у дошкольников Диагностика детей по экологическому воспитанию в доу

    Диагностика экологических знаний старших дошкольников

    (основана на методике О.Соломенниковой, кандидата педагогических наук, доцента института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области. Журнал "Дошкольное воспитание № 7, 2004 г. стр. 21")

    1. Контрольные задания для определения уровня знаний характерных особенностей мира животных.
    Оборудование.
    Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг.
    Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры.
    Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

    Инструкция к проведению

    Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.
    Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
    Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.
    Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.
    После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
    Как называется животное (птица, насекомое)?
    Что ты можешь рассказать о нем?
    Твое отношение к ним.

    Высокий уровень
    Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
    Средний уровень
    Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
    Уровень ниже среднего
    Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
    2. Контрольные задания для определения уровня знаний характерных особенностей растительного мира.
    Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
    Инструкция к проведению
    Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.
    Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
    Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
    Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
    Для чего нужны людям комнатные растения?
    Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
    Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:
    а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
    б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
    в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
    г) цветы сада и цветы леса (астра, под снежник, ландыш, тюльпан).
    Оценка результатов деятельности
    Высокий уровень
    Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предлагаемых растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
    Средний уровень
    Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
    Уровень ниже среднего
    Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

    3. Контрольные задания для определения уровня знаний характерных особенностей неживой природы.
    Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).
    Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того, как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.
    Какие свойства песка ты знаешь?
    Где и для чего человек использует песок?
    Какие свойства камней ты знаешь?
    Где и для чего человек использует камни?
    Какие свойства воды ты знаешь?
    Где и для чего человек использует воду?
    Оценка результатов деятельности
    Высокий уровень
    Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
    Средний уровень
    Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные объекты неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.
    Уровень ниже среднего.
    Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.
    4. Контрольные задания для определения уровня знаний времен года.
    Оборудование.
    Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
    Инструкция к проведению
    Педагог: Какое время года тебе нравится больше всего и почему?
    Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.
    Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?":
    Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
    Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
    С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.
    На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
    Оценка результатов деятельности
    Высокий уровень
    Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?". По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение к природе.
    Средний уровень
    Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки. На вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.
    Уровень ниже среднего
    Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечая на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе.

    5. Контрольные задания для определения уровня отношения к миру природы.
    Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.
    Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? (Если у ребенка нет домашних животных, спрашивает: "Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?".)
    Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду (если они есть)? (Если в детском саду их нет, спрашивает: "Если бы в детском саду были рыбки, попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживать за ними?".)
    Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
    Как мы можем помочь зимующим птицам?
    Оценка результатов деятельности
    Высокий уровень
    Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к проблеме.
    Средний уровень
    Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.
    Уровень ниже среднего
    Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Не пон имает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

    Экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Для того чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы, он должен обладать элементарными экологическими знаниями, характерными для данного возраста. Экологические знания - это, прежде всего, знания о взаимосвязи между растениями и животными и средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования природных ресурсов. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом - соответствующее отношение к окружающему миру. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.

    Целью экспериментального исследования стало выявление уровня сформированности у детей старшей группе экологической культуры и определение эффективности созданных условий и проведенных мероприятий на формирующем этапе эксперименте.

    Эксперимент проходил в три этапа:

    констатирующий эксперимент;

    формирующий эксперимент;

    контрольный эксперимент;

    Приступая к констатирующему эксперименту, следует отметить, что экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом - соответствующее осознанное правильное отношение к окружающему миру.

    Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ " Одуванчик" г. Волгодонска, с 06.02.2012 по 05.03.2012г.

    Экспериментальную и контрольную группы составляли дети старшей группы, в количестве 22 человек.

    Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время.

    Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

    1. формирование осознанно-правильного отношения к природным объектам;

    2. ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

    Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

    Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным объектам.

    Критерии сформированности экологических знаний:

    правильное отношение к живой природе;

    знания о растительном мире;

    знания о мире животных;

    Контрольное задание для определения экологически правильного отношения дошкольников к природным объектам

    Задание 1. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

    Цель. Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

    Инструкция к проведению:

    Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.

    1. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? Ели у ребенка нет домашних животных, спрашивайте: "Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?"

    2. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?

    3. Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

    4. Как мы можем помочь зимующим птицам?

    Высокий уровень (3 балла)

    * Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.

    * Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

    * Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

    * Без труда выражает свое отношение к проблеме.

    Средний уровень (2балла)

    * Ребенок отвечает на поставленные вопросы.

    * В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

    * Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

    * Может выразить свое отношение к проблеме.

    Низкий уровень (1 балл)

    * Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.

    * Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

    * Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

    * Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

    В результате выполненных заданий наибольшее количество баллов, которое мог бы набрать составляет 9 баллов.

    Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний старших дошкольников о живой природе

    Задание 2. Определение уровня знания детей о характерных особенностях животных, птиц и насекомых.

    (проводится индивидуально с каждым ребенком).

    Цель: Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

    Оборудование: Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

    Инструкция к проведению:

    Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

    Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

    Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

    Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

    После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

    Как называется животное (птица, насекомое)?

    Что ты можешь рассказать о нем?

    Твое отношение к ним.

    Оценка результатов деятельности

    Высокий уровень (3 балла)

    * Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.

    * Соотносит представителей фауны со средой обитания.

    * Знает характерные признаки.

    * Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

    Средний уровень (2 балла)

    * Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

    * В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.

    * Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.

    * На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

    * Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

    Низкий уровень (1 балл)

    * Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

    * Не всегда аргументирует свой выбор.

    * Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.

    * Затрудняется назвать характерные признаки.

    * На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

    * Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

    Задание 3. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

    Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

    Оборудование: Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

    Инструкция к проведению:

    Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

    Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

    Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

    Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).

    Для чего людям нужны комнатные растения?

    Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

    Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

    а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

    б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

    в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

    г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

    Оценка результатов деятельности

    Высокий уровень (3 балла)

    * Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.

    * Без труда выделяет группы предлагаемых растений.

    Средний уровень (2 балла)

    * Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.

    * В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.

    * Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

    * Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

    * Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

    * Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

    Низкий уровень (1 балл)

    * Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.

    * Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.

    * Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

    * Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.

    * В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

    Уровни сформированности экологических знаний.

    Высокий уровень (9-8 баллов). Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам: звери, птицы и насекомые. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам и насекомым). Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира. Знает об изменении образа жизни животных по сезонам.

    Ребенок классифицирует растения по видам: деревья, кустарники и цветы. Знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

    Средний уровень (7-5 баллов). Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам: звери, птицы и насекомые. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам и насекомым). В основном знает, как нужно ухаживать за животными и обитателями уголка природы. В основном знает об изменении образа жизни животных по сезонам. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира.

    Ребенок в основном классифицирует растения по видам: деревья, кустарники и цветы. Иногда не может знать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. В основном сформированы практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

    Низкий уровень (4-3 балла).

    Ребенок допускает частые ошибки в названии представителей животного мира и разделяет их по видам: звери, птицы и насекомые. Допускает значительные ошибки при разделении их по видам: звери, птицы и насекомые. Не может аргументировать свой выбор. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать их характерные признаки. Проявляет слабый интерес и эмоционально не выражает свое отношение к животным (птицам и насекомым).Не знает, как нужно ухаживать за животными и обитателями уголка природы. Не знает об изменении образа жизни животных по сезонам. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально не выражает свое отношение к представителям животного мира.

    Ребенок не может классифицировать растения по видам: деревья, кустарники и цветы. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. У него не сформированы практические умения и навыки ухода за комнатными растениями.

    Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлены в Таблице 1, Таблице 2.

    1. Дошкольники экспериментальной группы в целом показали низкий уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения детей к живой природе, а дети контрольной группы показали средний уровень сформированности соответственно 5,62 и 6,54 балла.

    2. Уровень знания дошкольников о мире животных в экспериментальной группе ниже чем в контрольной группе, соответственно 1,91и 2,09 балла.

    3. Уровень знания о растительном мире и уровень экологически правильного отношения к миру живой природы у дошкольников экспериментальной группы ниже, чем у дошкольников контрольной группы соответственно на 1,90 и 2,27 баллов

    4. Уровень отношения к миру природы в экспериментальной группе ниже, чем у дошкольников контрольной группы, соответственно 1,81 и 2,18 балла.

    Наиболее затруднительным в обеих группах оказался вопрос об особенностях жизни животных и растений в разное время года. Дети не имеют представления об изменениях, которые происходят с живым природным миром в природе. Лишь некоторые воспитанники сказали, что летом на деревьях есть листья, а зимой они голые. Более глубоких познаний об изменениях в живой природе дети не показали.

    Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах отражен в диаграмме (Приложение 10, Рис.1)

    дипломная работа

    2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний у дошкольников (методика и результаты констатирующего эксперимента)

    В дошкольном возрасте экологическое воспитание необходимо проводить с учетом возрастных особенностей детей.

    Целью констатирующего этапа эксперимента стало определение уровня сформированности экологических знаний детей контрольной и экспериментальной групп.(Приложение 1)

    1. Учитывая возрастные особенности детей подобрать диагностируемый материал;

    2. На основе подобранной методики провести диагностику сформированности экологических знаний детей контрольной и экспериментальной групп.

    Для проведения констатирующего эксперимента нами был изучен диагностируемый материал, разработанный С.Н.Николаевой. Данная методика была адаптирована к конкретному эксперименту.

    Констатирующая диагностика проходила в спокойной и естественной для детей обстановке.

    Детям было предложено выполнить следующие задания.

    Задание 1.

    Цель: выявить представления детей о характерных особенностях каждого сезона, закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону (изменения в неживой природе, в растительном и животном мире, сезонный труд людей в природе).

    Ребенку предлагают выбрать и рассмотреть картинку с изображением природы летом (осенью, зимой, весной). Целесообразно подобрать картинки, отображающие характерные признаки каждого сезона, особенности жизни людей, растений и животных.

    Вопросы и задания:

    1. Как ты узнал, что на картинке изображено лето (осень, зима, весна)?

    2. В какое время года холоднее (теплее) всего?

    3. Какое сейчас время года? Как ты определил, что сейчас весна (лето, осень, зима)?

    4. Какое время года наступит после весны?

    5. Какая погода бывает весной (летом, осенью, зимой)? (Попросить ребенка словом определить состояние погоды: солнечно, пасмурно, дует ветер и т. д.). Как светит солнышко? Когда дует холодный (теплый) ветер, идет снег (дождь)?

    6. Почему весной распускаются листья на деревьях и кустарниках, расцветают цветы?

    7. В какое время года много травы, цветов? Найди картинки и назови известные тебе цветы.

    8. Почему летом на лугу много бабочек?

    9. Когда вянут трава и цветы, желтеют и опадают листья с деревьев?

    10. Разложи карточки с изображением дерева в разные сезоны по порядку и расскажи, что происходит с ним осенью, зимой, весной, летом.

    11. Как животные готовятся к зиме? (Птицы улетают, белка делает запасы, заяц становится белым и др.)

    12. Кто из животных спит зимой? Спят ли зимой заяц, волк, лиса?

    13. Что делают люди весной (летом, осенью) в огороде, поле, саду?

    14. Какое время года нравится тебе больше: зима или лето? Почему?

    Задание 2.

    Цель: выявить представления детей о живом (неживом), растениях и животных как живых существах; умение определять принадлежность объектов природы к живым существам на основе выделения признаков живого (дышит, питается, растет и изменяется, передвигается и др.).

    Ребенку предлагают выделить все живое из предметного окружения группы. В случае затруднения задают вопрос: животные (растения) - живые? Почему?

    Задание 3.

    Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о растениях разных морфологических групп (умение узнавать и правильно называть растения, особенности внешнего вида, потребности растений, способы ухода и др.).

    Ребенка просят назвать знакомые комнатные растения, показать и определить словом их части.

    Вопросы и задания:

    1. Какое комнатное растение похоже на дерево (куст, траву)?

    2. Чем дерево отличается от кустарника (травы)? Назови знакомые тебе деревья (кустарники, цветы).

    3. Что нужно для того, чтобы растение росло?

    4. Как ты ухаживаешь за комнатными растениями?

    5. Что произойдет, если не поливать растение (поставить его в темное место, холодное помещение)?

    В случае затруднения перед ребенком раскладывают картинки с изображением древесных и травянистых растений, того, что нужно для их роста и развития (солнце, дающее свет и тепло, вода, земля); фотографии, отображающие знакомые детям способы ухода, особенности состояния растений при недостатке влаги, света, тепла.

    Затем выявляют содержание знаний о растениях естественных и искусственно созданных биоценозов.

    Вопросы и задания:

    6. Выбери растения леса (огорода, сада, цветника).

    7. Где растут овощи (фрукты, цветы)?

    8. Кто посадил цветы на клумбе (овощи в огороде)? Назови знакомые тебе цветы (овощи).

    9. Могут ли овощи расти в лесу?

    10. Из чего выросли овощи (цветы)?

    11. Расскажи, как мы выращивали цветы (сеяли семена, поливали, рыхлили землю, пропалывали и др.).

    Выявляя знания об изменениях во внешнем виде хорошо знакомых растений, детям предлагают картинки с изображением разных стадий роста гороха, просят разложить их в определенной последовательности, объяснить свои действия.

    Представления о садовых цветах, овощах, фруктах целесообразно выявлять с помощью настольно-печатной игры "Во саду ли, в огороде".

    Задание 4.

    Цель: определить уровень представлений дошкольника о животных уголка природы и ближайшего природного окружения (характерные признаки внешнего вида, голосовые реакции, потребности, особенности поведения, среда обитания и др.).

    Из разложенных на столе иллюстраций ребенку предлагают отобрать зверей, птиц, рыб, домашних и диких животных.

    Вопросы и задания:

    1. Где живут рыбы (птицы, звери)? Чем они питаются, как передвигаются, какие издают звуки?

    2. Выбери животных, которые плавают (бегают, прыгают, ползают, летают).

    3. Назови домашних животных. Почему они так называются? Могут ли домашние животные жить без помощи человека?

    4. Каких диких животных ты знаешь? Где они живут?

    5. Назови птиц, которых ты знаешь. Почему ты думаешь, что это птицы? (Если ребенок выбирает по картинкам, то "Как ты узнал, что это птица?").

    Всего в ходе диагностики ребенку необходимо было ответить на 31 вопрос.

    Ответы детей оценивались по трех бальной системе.

    Критерии оценки ответов:

    1 балл - нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается

    2 балла - у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов

    3 балла - ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.

    В соответствии с критериями нами было определено три уровня сформированности у детей экологических знаний: высокий, средний и низкий.

    Характеристика уровней:

    Высокий уровень (93--78 баллов) -знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

    Средний уровень (77-47 баллов) - имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживаются слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.

    Низкий уровень (46-31 баллов)- ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.

    Ответы детей заносились в протокол (Приложение 2).

    Сравнительная гистограмма распределения детей по уровням выполнения отдельно каждого задания в контрольной и экспериментальной группах приведена на рисунке 2.

    Рис. 2 Распределение детей контрольной и экспериментальной групп по уровням выполнения заданий констатирующего эксперимента.

    По количеству общих баллов выполненных заданий мы распределили детей по уровням сформированности экологических знаний и получили следующие результаты. (Таблицы 1 и 2).

    Таблица 1. Распределение детей экспериментальной группы по уровням сформированности экологических знаний.

    Таблица 2. Распределение детей контрольной группы по уровням сформированности экологических знаний.

    Фамилия, имя

    Общий балл

    Андреев Дима

    Буренова Аня

    Гамаюров Сережа

    Клекин Дима

    Потапова Лиза

    Лукьянова Даша

    Эмрих Рома

    Ткач Саша

    Федоров Миша

    Филиппова Катя

    Средний результат по группе

    Сравнивая показатели контрольной и экспериментальной групп, мы построили гистограмму (Рис.3).

    Рис. 3 Сравнительная гистограмма результатов констатирующего эксперимента.

    Качественный анализ результатов констатирующего эксперимента по каждой группе отдельно позволил сделать количественную обработку полученных результатов. (Рис.4 и рис.5)

    Рис.4. Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе (в %)

    Рис.5 Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе (в %)

    Как видно из таблиц 3 и 4 и рисунка 3 значительных отличий по показателям нет. Можно отметить тот факт, что, несмотря на приблизительно равные средние результаты обеих групп (46,3 и 48,5) дети контрольной группы находятся на среднем уровне сформированности экологических знаний, а дети экспериментальной группы на низком. Это произошло в виду того, что в контрольной группе один ребенок (Филиппова Катя) по результатам выполненных заданий набрала 85 баллов, что соответствует высокому уровню сформированности экологических знаний.

    Стоит отметить ответы таких детей, как Васетской Даши, Старовой Ани и Юртаевой Полины из экспериментальной группы и Потаповой Лизы, Буреновой Ани, Лукьяновой Даши, Филипповой Каты из контрольной группы.

    У данных детей имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных. Дети уверенно отвечали на поставленные вопросы, могли привести примеры. Правильно называют последовательность времен года, знают отличительные признаки каждого сезона. Эти дети без особого труда распределили представителей животного мира по видам, четко отвечали на поставленные вопросы, знают, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы.

    Катя Ф.(контрольная группа) при ответах на поставленные вопросы проявляла творчество и фантазию. Ребёнок правильно называл характерные признаки времен года. По памяти воспроизводила сезонные особенности того или иного времени года. Выражала эстетическое отношение к природе.

    Настя К. (экспериментальная группы) иногда допускала незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументировала свой выбор. Антон М. допускал незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, цветов. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

    В первом задании 4 (40%) детей экспериментальной и 4(40%) детей контрольной групп самостоятельно, без подсказки воспитателя выбрали картинку заданного времени года. Иногда, дети затруднялись назвать характерные признаки выбранного сезона. Данные дети правильно устанавливали некоторые связи и зависимости, но не всегда объясняли их. Дети путали названия и порядок времен года, но с помощью наводящих вопросов воспитателя быстро исправляли допущенные ошибки. Допускали нарушения в разложении карточек с изображением дерева в разные сезоны по порядку. Например, лето-весна-осень-зима или зима-осень-весна-лето.

    Особенные трудности при выполнении этого задания вызвал вопрос определения состояния погоды. Дети не смогли подобрать слово, которое могло определить это состояние.

    Со вторым заданием справились 5(50%) детей экспериментальной и 6(60%) детей контрольной групп. Испытуемые знают объекты живой и неживой природы и в основном правильно называли их качественные характеристики. Самостоятельно выделяли признаки живого и неживого.

    Анализируя результаты ответов третьего задания, следует отметить, что данный материал вызвал наибольшие затруднения у детей в обеих группах.

    Частично правильно ответили на поставленные вопросы 3(30%) испытуемых контрольной и 2(20%) экспериментальной групп. Дети очень часто допускали ошибки в своих ответах, но эти ошибки не были значительными.

    Ребята с трудом могли разложить в определенной последовательности картинки с изображением разных стадий роста гороха. Практические навыки и умения ухода за комнатными растениями у данных детей сформированы не достаточно. Все дети испытали затруднение при ответе на третий вопрос, но с помощью картинок, предложенных воспитателем, большинство детей исправляли свои ответы.

    5 (50%) детей экспериментальной и 4(40%) детей контрольной групп при выполнении четвертого задания в основном правильно соотносили представителей животного мира со средой обитания. Дети знают характерные признаки внешнего вида, голосовых реакций, особенностей поведения того или иного представителя животного мира, но иногда допускали неточности в своих ответах.

    Анализируя результаты проведенной диагностики, мы увидели, что наряду с положительными результатами имеются и отрицательные моменты. А именно, в ходе опроса было выявлено, что 3(30%) детей контрольной и 2(20%) экспериментальной групп показали самые худшие результаты по всем заданиям. Данные дошкольники допускали ошибки в названии представителей животного мира, при разделении их по видам. Испытуемые не смогли аргументировать свой выбор. Не соотносили представителей животного мира со средой обитания. Ребята не смогли правильно классифицировать растения по видам. Многие не смогли назвать характерные признаки растений. Многие знают условия, необходимые для жизни и роста растений, но не знают, как нужно ухаживать за ними.

    Дети с трудом выделяли объекты живой и неживой природы. Неправильно называли времена года даже с помощью наводящих вопросов и карточек.

    Объем знаний у этих детей небольшой.

    На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по экологическому воспитанию детей осуществляется не систематически, педагогический процесс недостаточно оснащен, мало места отводится наблюдениям, практической деятельности, труду и особенно такому виду деятельности, как игра.

    Таким образом, перед нами встала задача наметить методику совершенствования работы по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста, что и обусловило проведение формирующего эксперимента в экспериментальной группе.

    Игра - как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

    Экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения...

    Использование краеведческого материала на уроках истории в начальной школе

    Анализ теоретической литературы и практического опыта позволили предположить...

    Использование элементов моделирования в формировании системных знаний у детей о труде взрослых

    Проблема выявления знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста в настоящее время является одной из важнейших проблем дошкольной педагогики...

    Особенности вероятностного прогнозирования у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

    Целью нашего констатирующего эксперимента было изучить особенности вероятностного прогнозирования у детей младшего школьного возраста с ТНР. Полученные в ходе эксперимента данные представлены нами в виде диаграммы...

    Особенности воспитания осознанного правильного отношения к природе дошкольников 4-5 лет

    Для того чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы он должен обладать элементарными экологическими знаниями, характерными для данного возраста...

    Процесс обучения сжатому пересказу учащихся с нарушением речи

    На втором этапе выявились особенности краткого пересказа детей с нарушением интеллекта. В ходе эксперимента было получено 12 пересказов. В результате анализа этих пересказов мы получили следующие цифровые данные, представленные в рисунке 1...

    Психолого–педагогические основы сенсорного воспитания ребенка в процессе игры

    В отечественной педагогике наблюдается повышенный интерес к проблемам сенсорного воспитания: проводятся научно-практические конференции по вопросам всестороннего развития личности ребенка; обобщаются психолого-педагогические данные...

    Развитие мелкой моторики старших дошкольников в процессе овладения элементами художественных техник (на материале японской культуры)

    Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики детей в процессе овладения элементами художественных техник осуществлялась в ДОУ №207 в период с 2011 по 2012 учебный год на базе подготовительной к школе группе...

    Теоретический анализ педагогических условий развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

    По результатам изучения развития связной речи у детей седьмого года жизни при выполнении предложенных заданий на данном этапе в зависимости от общего количества баллов установлено было три уровня умений...

    Формирование гуманного отношения детей дошкольного возраста к природе по средствам совместной деятельности

    Эксперимент проводился на базе ДОУ Ясли - сад № 137 города Гомеля. В эксперименте принимали участие 20 детей старшей группы, посещающие УДО с младшей группы и в среднем имеющие одинаковый уровень развития...

    Формирование изобразительных умений у старших дошкольников в рисовании птиц по алгоритмическим схемам

    Опытно-экспериментальная работа проводилась в подготовительной к школе группе Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения №47 города Тулы. Для обследования было отобрано 6 детей подготовительной к школе группы...

    Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры

    При реализации программы по формированию у старших дошкольников культуры поведения очень важно учитывать следующее: - При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих...

    Формирование экологических предпочтений у дошкольников

    Программа экологического воспитания в детском саду состоит из 10-ти блоков и 18-ти дидактических игр (См. приложение №1). Мы предположили, что занятия по данной программе, с использованием сенсорных эталонов...

    Формирование элементарной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия народной сказки

    В данной части работы мы опишем методы, с помощью которых можно определить уровень сформированности отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Обследование лучше проводить в индивидуальной форме, оно может включать в себя беседу...

    Экологическое воспитания детей старшего дошкольного возраста

    Эффективная реализация экологического воспитания ведет к формированию у ребенка основ экологической культуры. Как уже было отмечено ранее...

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5» «Дюймовочка» Курского муниципального района Ставропольского края

    Диагностические методики

    по экологическому воспитанию

    Составитель

    Воспитатель

    подготовительной группы

    МДОУ№5

    Шевелева Р.И.

    1. Диагностические методики определения уровня сформированности основ экологического сознания у дошкольников

    1 Раздел. Диагностика экологических представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе.

    1.1 Методика «Удивительная прогулка»

    Цель: выявить уровень сформированное™ экологических представлений о среде жизни и ее факторах.

    Подготовка исследования: подобрать рассказ экологической тематики с нелепым содержанием (отрывок рассказа В. Танайсичук "Удивительная прогулка"). Проведение исследования:

    1. Ребенку зачитывают рассказ "Удивительная прогулка":

    "Шел я как-то весной по лесу. Уже трава зеленела, на деревьях развернулись мелкие листики, а снег можно было увидеть только в самой глухомани. Ходил я, ходил, а потом прилег отдохнуть на пригорке у старой сосны. Солнце пригревает, первая весенняя бабочка - лимонница над лужайкой кружится. Хорошо! Вдруг вижу - под вывороченным деревом шевелится что-то светлое и большое. Пригляделся - а это белая медведица из берлоги вылезает. Шерсть у нее даже не белая, а чуть желтоватая, только нос черный. Рядом медвежонок копошится. Я тихонько с пригорка слез - и ну удирать, пока не заметили. Выбрался на дорогу, а рядом над березами, как будто огромные серые змеи вьются. Да это вовсе не змеи, это хоботы слонов! Обламывают слоны ветки и жуют, на меня сверху вниз поглядывают.

    Иду дальше, к речке, а в ней какое-то зеленое бревно лежит. Только нагнулся воды попить, глядь, бревно-то с глазами, и глаза эти на меня смотрят. Крокодил! Пошел я снова по дороге. Вижу - лежит на земле шишка. Я ее поднял и в елку запустил. Оттуда в ответ целый град из шишек. В чем дело? Да в том, что на

    елке стая обезьян. Самая большая обезьяна выбрала шишку потяжелее, изловчилась и бац! - мне в лоб..." 2. Экспериментатор задает ребенку вопросы:

    "Чем для тебя этот рассказ необычен"?

    "Какие животные из рассказа не могут жить в лесу"?

    "Какие условия жизни им необходимы"?

    "Где обитают эти животные"?

    Обработка данных.

    Ответы детей анализируются по пяти уровням

    Очень высокий уровень (5). Ребенок определил всех животных, которые не могут обитать в данной среде.

    Мотивировал свой ответ доводами о необходимости для этих животных других условий жизни и описал их, назвал места их обитания.

    Высокий уровень (4). Ребенок определил всех животных, которые не могут обитать в данной местности. Назвал места их обитания.

    Средний уровень (3). Ребенок только перечислил животных, которые не могут обитать в данной среде (в лесу).

    Низкий уровень (2). Ребенок перечислил только некоторых животных, которые не обитают в лесу.

    Очень низкий уровень (1). Ребенок не смог определить несоответствие между средой обитания и животными. Молчал или отвечал "не знаю".

      Методика "Живая - неживая природа"

    Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о живой и неживой природе.

    Подготовка исследования: подготовить листы на каждого ребенка с изображением объектов живой и неживой природы для раскрашивания, цветные карандаши.

    Проведение исследования:

    Детям (испытуемым) раздаются листы с изображением природы для раскрашивания и дается задание раскрасить цветными карандашами только то, что относится к живой природе.

    Обработка данных:

    Высокий уровень (4-5). Ребенок правильно и аккуратно выполнил задание.

    Средний уровень (2-3). Ребенок допустил ошибки: раскрасил объекты неживой природы или пропустилнекоторые объекты живой природы.

    Низкий уровень (1). Ребенок разукрасил всю природу или только то, что ему нравится.

      Методика "Знатоки природы"

    Цель: определить уровень сформированности экологических представлений об условиях жизни живых объектов природы, их дифференцированном отношении к свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях, существующих в природе. Проведение исследования:

    (Исследование проводится в индивидуальной форме) Ребенку предлагаются следующие задания:

    1.Используя серию карточек "Жизнь дерева круглый год", ребенку необходимо расположить их по порядку и описать процесс изменения внешнего облика дерева в зависимости от времени года.

    2.Ребенку необходимо рассмотреть 3 комнатных растения в уголке природы и определить их отношение к теплу, свету, и влаге (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые).

    3.Предлагаются карточки с изображением животных и насекомых (бабочка, кузнечик, заяц, божья коровка, гусеница). Ребенку необходимо рассказать, как они маскируются, приспосабливаясь к условиям среды.

    4.Предлагаются карточки с изображением живых объектов природы, из которых можно составить пищевые цепочки. Ребенку необходимо заполнить вагоны поезда карточками, составляя цепь питания.

    Обработка данных:

    Высокий уровень (4-5). Ребенок выполнил все задания правильно, смог обосновать свои ответы.

    Средний уровень (3-2). При выполнении заданий у ребенка возникли незначительные затруднения. В ответах ребенок допускал ошибки или не использовал объяснения.

    Низкий уровень (1). У ребенка возникли значительные затруднения при выполнении заданий: не смог правильно расположить карточки или отказывался от выполнения заданий.

    2 Раздел. Диагностика экологически - ответственного отношения к природе, овладения системой нравственных норм и правил экологического характера.

    2.1.Методика «Лес благодарит и сердится»

    Цель: выявить отношение к природе и уровень сформированное™ представлений о правилах, нормах взаимодействия с нею. Подготовка исследования: осуществить прогулку в парк (лес). Проведение исследования. После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в парк (лес), восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса:

    За что лес мог бы сказать тебе спасибо? За что лес мог бы рассердиться на тебя?

    Экспериментатор фиксирует и анализирует ответы детей. Обработка данных:

    Очень высокий уровень (5). Ребенок проявляет активную позицию заботливого хозяина и защитника природы, выделяет актуальные экологические проблемы, приводит примеры уже проделанной им природоохранительной работы.

    Высокий уровень (4). Ребенок приводит примеры практической экологически- ориентированной деятельности в природе или, наоборот, примеры бездействия человека, приводящие к негативным последствиям.

    Средний уровень (3). Ребенок перечисляет правила и нормы поведения в лесу, примеры их нарушения.

    Низкий уровень (2). Ребенок приводит один-два примера нарушения норм и правил поведения в лесу или примеры заботливого отношения к нему.

    Очень низкий уровень (1) Отсутствие ответов. Молчание или ответы «не знаю».

    2.1.Методика «Экологические знаки»

    Цель: изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности.

    Подготовка исследования: разработать знаки «Правила поведения в лесу». Проведение исследования.

    Экспериментатор предлагает ребенку рассмотреть экологические знаки. Задает вопросы:

    «Как ты думаешь, что означают эти знаки»? «Почему необходимо им следовать»? Ответы фиксируются и анализируются.

    Обработка данных:

    Высокий уровень (4-5). Ребенок описывает значения экологических знаков, рассуждает, зачем необходимо им следовать.

    Средний уровень (2-3). Ребенок «расшифровывает» не все экологические знаки или не может объяснить их важность.

    Низкий уровень (1). Ребенок не понимает, что означают предложенные экологические знаки.

    2.2.Методика «продолжи рассказ»

    Цель: выявить у детей уровень развития нравственных мотивов.

    Высокий уровень (4). Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

    Средний уровень (3). Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо).

    Низкий уровень (2). Ребенок не формулирует нравственную норму и не дает оценку ситуации.

    Очень низкий уровень (1). Ребенок не может продолжить рассказ и оценить поступки детей.

    3 Раздел. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к природе.

    3.1. Методика "Радости и огорчения"

    Цель: выявить место природы в системе ценностных ориентации у старших дошкольников.

    Подготовка исследования: подобрать рассказ о природе, вызывающий эстетические и нравственные чувства. Проведение исследования:

    (проходит в 2 этапа)

    1. Чтение рассказа М. Пришвина "Золотой луг":

    "У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

    Сережа! - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

    Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво, все говорили: "Очень красиво! Луг

    Золотой".

    Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал себе одуванчик, и оказалось, что он сжал себе лепестки, как все равно, если бы у нас пальцы были желтые, стороной к ладони, и, сжав кулак, мы закрыли бы желтое.

    Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали". 2. Испытуемому (ребенку) задается 2 вопроса:

    1.Что тебя больше всего порадовало в этом рассказе?

    2.Что тебя больше всего огорчило? Обработка данных.

    Ответы анализируются в соответствии со следующими уровнями:

    Высокий уровень (4-5). Ответ эстетического характера, связанный с природой,

    проявление эмоциональности. Выделение нравственного момента в рассказе.

    Средний уровень (2-3). Ребенок указывает на нарушение норм поведения в природе, но не проявляет

    эмоциональности и эстетического чувства в отношении к природе.

    Низкий уровень (1). Ребенок затрудняется в определении моментов рассказа, которые ему понравились или не понравились. Отказывается отвечать на вопросы

    3.2 Методика "Секретный разговор" (автор И. В. Цветкова)

    Цель: исследовать эмоционально-чувственную сферу старшего дошкольника и ценностное отношение к природе в процессе общения с ней; выявить имеющийся у детей опыт общения с природными объектами. Проведение исследования:

    Методика протекает в два этапа:

    1.Прогулка на участке детского сада или в парке (лесе), во время которой каждый ребенок по заданию педагога выбирает приглянувшееся ему растение и по секрету разговаривает с ним.

    2.Запись экспериментатором секретного разговора во время индивидуальной беседы с ребенком.

    Обработка данных.

    Анализируется эмоциональность общения детей с объектами природы, осознание детьми их ценности. Ответы детей оцениваются по уровням:

    Очень высокий уровень (5). Ребенка заинтересовало задание, он выражал эмоциональное отношение к выбранному объекту природы, проявлял ценностное, заботливое отношение к нему. Ребенок имеет опыт общения с природой.

    Высокий уровень (4). Ребенок с интересом отнесся к заданию. Отмечается наличие у него эмоционального отношения к объекту природы, но общение с ним кратковременное.

    Средний уровень (3). Ребенка заинтересовало задание. Он с удовольствием общался с выбранным объектом природы, но рассказывал ему о себе и не проявлял заботливое отношение к нему.

    Низкий уровень (2). Ребенок затруднялся общаться с выбранным объектом природы, общение носило малосодержательный характер.

    Очень низкий уровень (1)

    Ребенок не смог общаться с объектом природы или отказался от выполнения задания.

    3.3. Методика "Картинная галерея"

    Цель: выявить уровень эстетического восприятия природы и уровень эмоциональной отзывчивости к ней.

    Подготовка исследования: подобрать репродукции картин известных художников - пейзажистов и поэтические произведения к ним. Проведение исследования: Исследование протекает в 3 этапа:

    1.Организуется выставка репродукций картин известных художников: И. И. Шишкина "Утро в сосновом бору", "Лесные дали", И. И. Левитана "Березовая роща", "Весна - большая вода", К. С. Максимова "Сосовый бор", И. С. Остро- ухова "Золотая осень" и др. Зачитываются стихотворения А. А. Блока "Листопад", И. А. Бунина "Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет...", А. С. Пушкина "Весна" и др.

    2.Испытуемый ребенок передает свои впечатления, побывав в "картинной галерее".

    3.Ребенок указывает на наиболее понравившуюся репродукцию и описывает ее содержание и свои впечатления.

    Обработка данных: Очень высокий уровень (5)

    Ребенок эмоционально отзывчив, использует эмоциональные выражения, яркие сравнения при описании природы.

    Высокий уровень (4)

    Умение видеть красоту природы, проявлять к ней эмоциональное отношение, но затрудняется его передать, не владеет яркими сравнениями, эпитетами.

    Средний уровень (3)

    Умение видеть красоту природы, но эмоционально ребенок не проявляет своего отношения к природе.

    Низкий уровень (2)

    Неумение видеть красоту природы, слабая эмоциональная развитость личности

    по отношению к природе. Очень низкий уровень (1)

    Отсутствие положительных эмоций по отношению к природе, торможение эстетических начал природоощущения. Отсутствие положительных эмоций по отношению к природе, торможение эстетических начал природоощущения.

    4 Раздел. Диагностика умений и навыков целеполагающего взаимодействия с природой.

    4.1. Методика «Экологический светофор»

    (Модификация методики Цветковой И. В.)

    Цель: выявить у детей уровень:

    представлений о рациональном взаимодействии человека с природой: о допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранительной деятельности;

    умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);

    опыта в экологически ориентированной деятельности. Подготовка исследования:

    набор цветных карандашей на каждого ребенка;

    набор карточек (четыре) с изображением поступков детей на природе;

    листы на каждого ребенка с изображением поступков детей на природе (в углу

    каждого рисунка - не закрашенный кружок).

    Проведение исследования, (проходит в форме игры)

    Все участники игры получают листы с изображением четырех поступков детей на природе и по три цветных карандаша: красный, желтый, зеленый. У ведущего эти поступки детей изображены на четырех карточках. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает; желтый - предупреждает, а зеленый - разрешает. Ведущий уточняет:

    Красный - запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей.

    Желтый - предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.

    Зеленый - разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным. Ведущий, пользуясь своим набором карточек, поднимает их по одной и описывает изображенный на ней поступок человека на природе. Участники игры должны оценить этот поступок и закрасить кружок рядом с изображением данного поступка соответствующим цветом - включить тот или иной сигнал экологического светофора.

    После описания четырех карточек определяется победитель по количеству правильных и неправильных ответов. Нерешенные задачи - предмет специального обсуждения в группе.

    Чрезвычайно важное значение имеет наблюдение педагога (эспериментатора) за детьми по ходу выполнения ими заданий игры. Не следует торопиться определять победителя. Зачастую при выборе света светофора дети руководствуются весьма своеобразной мотивировкой, которую необходимо узнать педагогу. Обработка данных. Работы детей анализируются и оцениваются по следующим уровням:

    Высокий уровень (4-5)

    Ребенок правильно оценил все поступки детей на природе и аккуратно их раскрасил.

    Средний уровень (2-3) Ребенок допустил одну-две ошибки в оценке поступков детей.

    Низкий уровень (1) Ребенок допустил много ошибок, не аккуратно выполнил задание.

    4.2. Методика «Кормушки для птиц»

    Цель: определить уровень мотивов, влияющих на природоохранительную деятельность.

    Подготовка исследования: бумага, ножницы, клей для изготовления кормушек. Проведение исследования. (Эксперимент проводится со всей группой). Педагог рассказывает детям, для чего нужны кормушки птицам. Детям предлагается сделать кормушки.

    Дети трудятся самостоятельно. По окончании работы ребенка просят объяснить, для чего он сделал кормушку: чтобы помочь птицам, чтобы похвалили люди, чтобы малыши увидели и делали их тоже, чтобы было чем заняться. Обработка данных. Ответы детей анализируются по следующим уровням: Высокий уровень (4-5) Ребенок выбирает экологический мотив (чтобы помочь птицам).

    Средний уровень (2-3) У ребенка социальный мотив (чтобы увидели, похвалили).

    Низкий уровень (1) Ребенка интересует только процесс деятельности или результат для себя.

    4.3. Методика «Забота о природе» (проводится в индивидуальной форме)

    Цель: выявить позицию ребенка по отношению к природе, уровень умения разрешать экологические проблемы, выявлять причины их возникновения. Подготовка исследования: подобрать проблемные экологические ситуации, требующие их разрешения. Проведение исследования. Испытуемому (ребенку) предлагается решить следующие ситуации:

    У герани появились желтые листочки. Почему это произошло? Ты оказал бы ей помощь? Как ты можешь ей помочь?

    Рыбки в аквариуме стали часто подниматься к поверхности воды, хватать ртом воздух над водой; их жаберные крышки очень сильно работают. Нужна ли рыбкам помощь? Какая?

    Обработка данных. Ответы детей анализируются в соответствии со следующими уровнями:

    Высокий уровень (4-5)

    Представь, что ты оказался в лесу с родителями. После отдыха остался мусор. Что ты с ним будешь делать?

    Зимой, после обильного снегопада, ветви ели низко наклонились под тяжестью снега. Надо ли ей помочь? Как?

    Представь, что родители подарили тебе хомячка. Нужно ли ухаживать за ним? Как?

    Обработка данных.

    Ответы детей анализируются в соответствии со следующими уровнями: Высокий уровень (4-5)

    Ребенок стоит на позиции заботливого и бережного отношения к природе. Владеет способами целесообразной деятельности в природе, проявляет активность в решении экологических проблем.

    Средний уровень (2-3)

    Ребенок находит путь решения экологических проблем, но не всех. Частично может объяснить причины, которые привели к негативным последствиям.

    Низкий уровень (1)

    Ребенок не может найти выхода из экологических проблемных ситуаций и объяснить причины их возникновения.

    Диагностику знаний следует осуществлять на примере тех объектов и
    явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с
    которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно
    в течение учебного года организовывались разные виды деятельностей.
    Примерный перечень вопросов об обитателях уголка природы может быть
    следующим.

      Кто живет в нашем аквариуме? Какие условия нужны рыбкам, чтобы они
      хорошо себя чувствовали, не болели? Как мы ухаживаем за аквариумом и его
      обитателями?

      Какие комнатные растения нашей группы ты знаешь? Покажи и назови.
      Какие условия нужны этим растениям, чтобы они росли, цвели, были
      красивыми? Как мы ухаживаем за ними?

      Кто живет в этой клетке? Как называется наша птица? Какие условия
      нужны для того, чтобы она хорошо себя чувствовала, радовала нас? Как мы
      ухаживаем за ней? Какие корма ей нужно давать, чтобы она была сытой и не
      болела?

      Кто живет в этой клетке? Как называется зверек (или животное)? Какие
      условия мы создаем ему, чтобы он хорошо себя чувствовал, не болел? Без
      чего он не может обойтись? Как мы ухаживаем за ним?

      Кто из обитателей уголка природы тебе особенно нравится? Кого ты
      любишь больше всех? Почему ты его (их) любишь? Что ты для него (них)
      делаешь?

    Такие вопросы можно задавать, начиная со средней группы. Разница
    ответов будет отражать (кроме различий в речевом развитии) разные объем и
    содержание знаний, которые дети приобретают в каждом возрасте. Со
    старшими дошкольниками такую диагностику можно провести в форме игры
    в «Экскурсию по уголку природы»: ребенок становится экскурсоводом для
    нового человека или куклы.

    Перечень вопросов по участку детского сада примерно следующий.

      Что растет на нашем участке? Какие деревья и кустарники ты знаешь?
      Покажи и назови их. Какие травы и цветы ты знаешь? Покажи и назови их.
      Какие условия нужны всем растениям нашего участка? Почему они у нас так
      хорошо растут? Какие растения тебе нравятся больше других? Почему? Что
      мы делаем, чтобы растениям было еще лучше?

      Какие птицы прилетают на наш участок? Как они называются? Что они
      делают у нас на участке? Как мы заботимся о птицах в зимнее время? Как
      этих птиц можно назвать одним словом? Почему люди должны помогать
      птицам зимой?

      Как мы определяем погоду? Какая бывает погода? Что такое зима? Какие
      явления бывают зимой? Что зимой происходит с растениями - деревьями,
      травой? Как они выглядят? Почему зимой растения не растут? Каких условий
      им не хватает?

      Что делают разные животные в зимнее время? Все ли птицы остаются на
      зиму? Где бабочки, жуки, комары? Что делают зимой лесные звери?

    Ксения Петрова
    Диагностика экологического воспитания детей средней группы.

    Диагностика разработана на основе методики, предлагаемой Серебряковой Т. А. (средний дошкольный возраст).

    Задания, направленные на выявление уровня сформированности

    знаний о мире природы

    Задание 1. Назови, что это?

    Цель: выявить уровень знаний о представителях основных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения, комнатные растения) по отличительным особенностям внешнего вида.

    Карточки с изображением деревьев (липа, береза, ель); кустарников (сирень обыкновенная, шиповник); травянистых растений (одуванчик, бархатцы, анютины глазки); комнатных растений (фикус, аспидистра).

    Ход диагностики:

    Перед тобой расположены карточки растений. Возьми карточку и назови растение, которое изображено на ней.

    Положи в один ряд те растения, которые относятся к деревьям.

    Положи в другой ряд те растения, которые являются кустарниками.

    Положи в следующий ряд те растения, которые относятся к травянистым.

    Положи в последний ряд растения, которые относятся к комнатным.

    Назови чем отличаются деревья от кустарников (травянистые растения от комнатных?

    Оценка результатов:

    2 балла – высокий уровень – ребенок правильно называет изображенное растение и относит его к нужной группе; ребенок определяет характерные особенности данной группы.

    1 балл – средний уровень – ребенок самостоятельно называет изображенное растение, при помощи взрослого относит его к определенной группе.

    0 баллов – низкий уровень – ребенок затрудняется в назывании растения и отнесении его к определенной группе (ему не помогают советы взрослого) либо индифферентен к заданию.

    Задание 2. Где живет, чем питается?

    Цель: выявить уровень знаний детей о местах обитания и питания представителей животного мира: зайца, лисы, медведя.

    Развивающая предметно-пространственная среда: карточка 15x30, разрезанная на три вертикальные линии; карточки меньших размеров с изображением зайца, лисы, медведя, моркови, меда, курицы, норы, берлоги, куста.

    Ход диагностики:

    Перед тобой расположены карточки животных. Возьми карточку и назови животное, которое изображено на ней. Теперь возьми следующую карточку. Положи эту карточку рядом с предыдущей. Теперь следующую.

    Положи под карточку с зайцем (лисой, медведем) ту карточку, где изображено место обитания зайчика (лисы, медведя).

    Положи под карточку с зайцем (лисой, медведем, ту карточку, где изображена еда зайчика (лисы, медведя).

    Оценка результатов:

    2 балла – высокий уровень – ребенок различает и правильно называет место обитания и питание представителей животного мира; проявляет интерес к особенностям их жизни.

    1 балл – средний уровень – ребенок узнает, различает и при помощи взрослого определяет место обитания и питание представителей животного мира.

    0 баллов – низкий уровень – ребенок затрудняется в определении места обитания и питания представителей животного мира (ему не помогают советы взрослого) либо индифферентен к выполнению задания.

    Задание 3. Когда это бывает?

    Цель: выявить уровень знаний о характерных признаках сезонов года, уровень сформированности умений устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

    Развивающая предметно-пространственная среда: картинки с изображением сезонных явлений: дождь, снег, ручьи, яркое солнце; круги – времена года: желтый – осень, белый – зима, зеленый – весна, красный – лето.

    Ход диагностики:

    Перед тобой расположены картинки с изображением дождя, снега, ручейка, солнышка и круги разного цвета. Желтый круг означает осень, белый – зима, зеленый – весна, красный – лето.

    Возьми карточку и скажи что на ней изображено.

    Положи в желтый круг ту карточку, которая относится к осени.

    Положи в белый круг ту карточку, которая относится к зиме.

    Положи в зеленый круг ту карточку, которая относится к весне.

    Положи в красный круг ту карточку, которая относится к лету.

    Оценка результатов:

    2 балла – высокий уровень – ребенок самостоятельно соотносит сезонные явления с моделью времени года (кругами определенного цвета).

    1 балл – средний уровень – ребенок правильно определяет сезонные явления и с помощью взрослого соотносит с моделью времени года.

    0 баллов – низкий уровень – ребенок затрудняется в определении сезонных явлений и соотнесении с моделью времен года (ему не помогают советы взрослого) либо индифферентен к заданию.

    Задания, направленные на выявление характера отношения к миру природы

    Ситуация 1

    Цель: выявить характер отношения к миру природы

    Развивающая предметно-пространственная среда: карточки (на карточках отсутствуют изображения лиц. Дополнительно к ним прилагаются модели эмоций: радость, злость, грусть, спокойствие):

    3) ребенок топчет цветы;

    4) ребенок поливает цветы;

    8) ребенок гуляет с собакой.

    Ход диагностики:

    На столе разложены карточки с действиями ребенка. Но на карточках отсутствуют изображения лиц. Возьми карточку, рассмотри ее. Как ты думаешь, какие лица у этих ребят? Почему?

    Подбери подходящую эмоцию, к действию ребенка на картинке.

    Вопросы детям:

    Ситуация 2

    Цель: выявить характер отношения к миру природы

    Развивающая предметно-пространственная среда: карточки (набор карточек, что и в ситуации № 1, но с изображением лиц):

    1) ребенок тащит кота за хвост;

    2) ребенок кормит кота молоком;

    3) ребенок топчет цветы;

    4) ребенок поливает цветы;

    5) ребенок стреляет из рогатки по птицам;

    6) ребенок насыпает корм в кормушку для птиц;

    7) ребенок замахивается на собаку палкой;

    8) ребенок гуляет с собакой.

    Ход диагностики:

    Еще раз рассмотри эти карточки. С кем из ребят ты бы хотел дружить (играть) и почему? (Мальчикам предлагаются карточки с изображением мальчика. Девочкам предлагаются карточки с изображением девочки.)

    Оценка результатов:

    Высокий уровень – ребенок проявляет устойчивый интерес к заданию, адекватно оценивает поступок ребенка на картинке и активно выражает свое отношение и переживания по поводу ситуации, изображенной на картинке.

    Средний уровень – ребенок заинтересован заданием, но интерес неустойчив; адекватно оценивает ситуацию на картинке, но эмоциональные реакции слабые, речевые высказывания редкие.

    Низкий уровень – ребенок либо индифферентен к заданию, либо проявляет негативные эмоции и отношение к объектам природы.

    Результаты диагностики:

    Публикации по теме:

    Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры.

    Роль экологического воспитания в развитии детей дошкольного возраста «Человек-дитя природы и жизнь он черпает только у матери-земли. Однако человек иногда забывает об этом, иногда позволяет себе относиться.

    Цели и задачи экологического воспитания в средней группе Наиболее главными и важными задачами экологического воспитания дошкольников являются: - развитие любознательности, наблюдательности детей.

    Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Обширные экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в их разрешение. Глобальные изменения климата,.