• Очень жизненно: Правильный диалог с ребенком. "Мама, купи!" Отказать или договориться? Новый способ общения с ребенком Как вести эффективный диалог взрослого с ребенком

    Какого бы возраста ни был ваш ребенок, пусть это даже 2-летний карапуз, общение родителей с ним должно быть адекватным. Безусловно, нельзя вести диалог на повышенных тонах, но и «сюсюкать» с малышом слишком часто не стоит. Конечно, общаться с ребенком 2, 3, как и 4 лет на равных не получится в силу особенностей его возрастного развития, но выстроить беседу так, чтобы ребенок понял ваши требования и выполнял их без лишних пререканий, вполне реально.

    Новорожденный ребенок кажется нам ангелом во плоти. Но время идет, дети растут, и наше представление об их божественном происхождении претерпевает существенные корректировки. Нет, малыш по-прежнему самый любимый, но такой шкодный и непослушный порой, что даже начинаешь сомневаться, а так ли хорошо ты стараешься его понять?

    Двухлетки проходят через первый кризис в осознании себя и внешнего мира. Так как же общаться с ребенком в 2 года и старше правильно, не давя и не допуская вседозволенности?

    Особенности общения с 2-4-летним ребенком

    В общении с ребенком 2, 3 и 4 лет очень сложно найти общий язык. Самые частые фразы таких малышей: «Я сам!», «Не буду!», «Не трожь!» Другая особенность этого возраста - делать все с точностью до наоборот.

    2-4-летки активно включаются в социальную жизнь, с удовольствием играют со сверстниками, общаются с родственниками и мнят себя неприкасаемыми «божествами».

    В этот же период у ребенка напрочь отсутствует инстинкт самосохранения. Все это нельзя не учитывать при общении с детьми 2-4 лет. И каким бы ни казался трудным этот возраст для взаимодействия, это наиболее удобный период для начала воспитания у ребенка нравственных категорий и личностной стойкости.

    Не секрет, что малыша сложно научить делиться своими игрушками, а чужие игры ему интересны больше своих. В этом возрасте можно отдавать ребенка в развивающие кружки для малышей или устраивать у себя дома непродолжительные встречи с его сверстниками.

    В два-четыре года ребенок начинает примерять на себя различные социальные роли. Он может часами играть в доктора, прослушивая ритм сердца у кукол или ставя градусник родителям, и тут же начнет истерику, если взрослые сменят предмет игры без его согласия. И не учитывать эти особенности при общении с ребенком не допустимо.

    К двум годам ребенка в детской комнате образуются постоянные зоны для различных видов деятельности. Есть отдельная зона для игр, где живут все игрушки в своих домиках-коробках, есть зона для рисования и лепки, а есть зона для отдыха. Мобильность каждого блока остается, так как иногда зоны смешиваются, но разграничение по принадлежности помогает в уборке перед сном.

    Естественно, убирать детскую перед сном маленький ребенок самостоятельно не может. Делать это нужно вместе, превращая рутинное занятие в увлекательную игру: считая игрушки и кубики, проговаривая действия в рифмовках и играя в «ку-ку», когда ищем «затерявшийся» карандаш.

    Прислушайтесь к следующим советам психологов, как правильно общаться с ребенком 2, 3 или 4 лет.

    • В общении с маленькими детьми помните, что они такие же, как вы, только маленькие! Не сюсюкайте, не принижайте их мнение;
    • Не пытайтесь остановить ребенка категоричным «нет». Очень часто слово «нет» только вызывает раздражение и всплеск эмоций у детворы.
    • Не пытайтесь навязать свое мнение о детских игрушках. Иногда бывает, что потрепанный и старенький мишка дороже новенького трехколесного велосипеда.
    • Ещё одно правило общения с маленьким ребенком – малышу все нужно объяснять и показывать на своем примере! Рисовать красками не страшно: макаем свой палец и выводим первую «каракулю» на листе или на планшете. Нельзя качаться на стуле, иначе упадешь: посадите на маленький стульчик куклу и раскачайте его. Кубики можно собирать в картину, в башню и т.д. Благо, в современной детской комнате богатое поле для фантазии и примеров;
    • на маленького ребенка нельзя злиться и раздражаться. Если ребенок довел до «белого каления», стоит досчитать до десяти, повторяя про себя, что это ребенок, и переключить его внимание на другую игру. Если переключить не получается, дайте ребенку несколько минут одиночества.

    Чтобы общаться с ребенком 2, 3 или 4 лет правильно, так, как советуют психологи, нельзя забывать, что малыш чувствует наше настроение, улавливает каждую нотку в нашем голосе. Садясь с ним играть и общаться, не допускайте ни тени фальши и наигранности в поступках.

    Радуйтесь каждой проведенной вместе с ним минуте. Разрисовывание стен в детской, складывание пазлов или сборка конструктора, театральные постановки, игра в концерт на импровизированной сцене из блоков LEGO или просто прятки по углам и за шкафами - все должно быть весело и естественно!

    Как видите, как общаться с детьми 2, 3 или 4 лет не так уж и сложно – просто разбудите в себе ребенка, и ваше взаимодействие малышом пойдет как по маслу.

    Статья прочитана 5 492 раз(a).

    Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся Стивенс Джон
    Из книги Психотерапия нового решения [Теория и практика] автора Гулдинг Мэри М

    Эго-состояние Родитель Мы считаем, что Родитель складывается как из всех убеждений, эмоций и схем поведения, которые человек выбирает для встраивания на вербальном уровне, уровне своей памяти, так и из Родителя, которого он или она создает для себя и продолжает создавать

    Из книги Полночные размышления семейного терапевта автора Витакер Карл

    Я как собственный родитель Последние годы меня все больше занимает рассказ о том, как Платона попросили кратко выразить самую суть «Диалогов», и он, пребывая на смертном одре, загадочно ответил: «Учиться умирать». Это представляется мне логичной психотерапией.

    Из книги Приручи своих Драконов автора Стивенс Хосе

    Обычные комбинации драконов в отношениях родитель - ребенок Ниже приводится перечень комбинаций родитель - ребенок, наиболее типичных для вышеперечисленных формул. Эти же комбинации родитель - ребенок зачастую повторяются и в формировании отношений во взрослом

    Из книги Формы человеческих отношений автора Берн Эрик

    Родитель и Ребенок Сексуальные отношения между родителями и ребенком запрещены, потому что представляют собой кровосмешение даже когда ребенок вырос. Единственные сексуальные удовольствия, разрешенные законом, - это крайние извращения или превосходные процедуры,

    Из книги Лицом к подсознанию [Техники личностного роста на примере метода самотерапии] автора Шиффман Мюриэл

    Игра родитель-ребенок В моем представлении хорошим взрослым общением является способность выражать подлинные чувства одного человека к другому: а) не причиняя ему ущерба и б) без самоунижения. Большинству из нас приходится учиться этому искусству, оно не встроено в нашу

    Из книги Сценарии жизни людей [Школа Эрика Берна] автора Штайнер Клод

    Родитель Поведение родительской части обычно скопировано с родителей человека или других авторитетных фигур. Оно перенимается целиком, без каких бы то ни было изменений. Человек в родительском эго-состоянии - это видеозапись поведения одного из его

    Из книги Зависимость. Семейная болезнь автора Москаленко Валентина Дмитриевна

    Требовательный родитель Послушаем несколько фраз из рассказа требовательной матери. Поводом обращения к психотерапевту явились тяжкие переживания в связи с незапланированной внебрачной беременностью 24-летней дочери."Да, действительно, я всегда была очень

    Из книги Транзактный анализ - восточная версия автора Макаров Виктор Викторович

    Критикующий родитель Когда я хочу узнать, насколько критикующими были родители, я задаю собеседнику два вопроса:Что говорила мама, когда хотела вас покритиковать?Что говорила мама, когда хотела вас подбодрить, похвалить, поддержать?Если на первый вопрос человек отвечает

    Из книги Лечение алкоголизма автора Штайнер Клод

    Ответственный родитель Адекватная самооценка – дело семейное. Формируется она, как и прочие основы личности, рано, по мнению Э. Берна, до 6-летнего возраста. Ответственные родители формируют высокий уровень самоуважения в ребенке, любовь и принятие себя. Это достигается

    Из книги Я ничего не боюсь! [Как избавиться от страхов и начать жить свободно] автора Пахомова Анжелика

    Постоянный Родитель Личность, которая действует преимущественно с позиции Родителя, часто воспринимает окружающих как неразумных малых детей. Существует два наиболее ярких варианта постоянного Родителя. Один с преобладанием Карающего Родителя, другой - Поощряющего

    Из книги Психология мотивации [Как глубинные установки влияют на наши желания и поступки] автора Хэлворсон Хайди Грант

    Родитель Родитель - это оценивающее, основанное на традиции, регулирующее эго-состояние. Родитель подобен магнитофону. Это набор заранее записанных правил, регламентирующих жизнь. Когда человек находится в эго-состоянии Родитель, он мыслит, чувствует и ведет себя

    Из книги Плохие привычки хороших детей автора Баркан Алла Исааковна

    Заботящийся родитель Заботящийся родитель столь же предубежден, как и Критикующий, за одним исключением: вместо того чтобы рассматривать человека как неблагополучного, он полагает, что тот благополучен: умен, добр, рассудителен, красив, здоров, заслуживает

    Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна Владимировна

    Глава 1 Как разговаривать с собой боящимся? Позиции «Ребенок», «Добрый родитель» и «Строгий родитель» Если уж вы взялись бороться со страхом, то, конечно, вас интересуют не только психологические установки, которые внесут ясность в ситуацию, но и конкретные способы,

    Из книги автора

    Какой вы родитель? Делай это, не делай того. Эти слова дети слышат от родителей очень часто. «Убери игрушки…», «Не толкай сестру…», «Ешь фасоль…», «Скажи «спасибо» дедушке…», «Не задирай брата…» и так далее.Казалось бы, мы просто хотим, чтобы дети слушались нас, но на

    Из книги автора

    «Пай-мальчики» и «гадкие утята» (Застенчивый ребенок, или ребенок, которого не слышно) «Почему, когда приходят гости, Костик наш краснее помидора?» (Алена, 5 лет)Конечно же, в сравнительном аспекте с агрессивностью ребенка застенчивость покажется Вам благом. Застенчивый

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    О чем говорить с ребенком в семье?

    Диалог или монолог?

    Уважаемые родители!

    Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам короткие рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.

    Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.

    Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.

    В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.

    В з р о с л ы й: Какое сейчас время года?

    Р е б е н о к: Весна.

    В з р о с л ы й: Какие птицы прилетают к нам весной?

    Р е б е н о к: Весной из теплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.

    С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее, имеют правильную речь.

    Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в детском саду. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово – и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой).

    Некоторые родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он еще мал и ничего не понимает. Напротив, ребенок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

    Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах: можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и т.д. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, стихи и сказки.

    Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.

    Развитию диалогической речи способствует игра «Телефон». Можно использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребенка в этой игре выступает взрослый, который и предлагает тему диалога. Например, «Знакомство».

    Р е б е н о к: Добрый день, Татьяна Федоровна.

    В з р о с л ы й: Извините, с кем я разговариваю?

    Р е б е н о к: С вами разговаривает Оля.

    В з р о с л ы й: Оля, мама дома?

    Р е б е н о к: Нет, мама еще не пришла с работы.

    Диалогической речью дети овладевают примерно к 5-ти годам. На 6-м году жизни ее уже недостаточно, и ребенок сам старается рассказывать сказки, передавать содержание просмотренных фильмов, т.е. пользуется монологической речью.

    Монолог – речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связность рассказа.

    Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое(как отдыхал, что видел в цирке, в лесу…), придумывать сказки на заданную тему.

    Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: « Это кукла. Ее зовут Аленка. Она пластмассовая. У Алены голубые глаза, белые волосы, красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают».

    Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», « Из чего сделан?», « Для чего нужен?».

    После необходимо научить ребенка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и др. При этом рекомендуется помогать ребенку вопросами.

    Ребенок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки- описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать тоже: « Он деревянный, стоит посередине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать.

    Можно предложить игру « Веселые путешественники». Ребенок представляет, что он летит на самолете, едет на поезде, плывет на теплоходе, идет пешком по стране: описывает воображаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители должны отгадывать место «путешествия».

    Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.

    Детям 6-7- летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или предмет) или рассказывать от своего лица.

    Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вод такого творчества – составление рассказов по трем-четырем опорным словам. Например, со словами « зима», «дети», «зимние развлечения». « Наступила зима. Выпал пушистый белый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки – на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Веселые зимние развлечения у детей».

    Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: « Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где-то близко заревел медведь…»

    Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки можете придумать вы, например: « В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: « Не ходи далеко, заблудишься». Не послушал зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в лес…».

    Советы родителям:

    1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.

    2. помните, что основные собеседники для ребенка в семье- мама, папа, бабушка, дедушка.

    3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.

    4. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.

    5. Предложите ребенку соревнование: « Чья сказка лучше», « Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.

    6. Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2-3 месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.

    7. Учите ребенка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу. Это добрый стимул для составления рассказов и сказок.

    Пожелания родителям:

    1. Чаще и больше разговаривайте с ребенком.

    2. Чаще обращайтесь к ребенку с вопросами.

    3. Систематически проводите игры в слова «Кто больше знает слов», «Скажи, какой…?», «А если бы…», «Придумай слово».

    4. Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывать загадки.

    5. Стимулируйте ребенка вспоминать отдельные строки отдельных стихотворений, рассказов.

    6. Каждое непонятное слово обязательно разъясните ребенку.

    Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка.

    Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребенка с самого начала опосредованы языком.

    Ребенок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе. В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется прежде всего в речевом отставании. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи у ребенка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.

    Необходимо, чтобы мать уделяла достаточное внимание речевому общению с ребенком, стимулируя его к использованию слов и предложений. Первой задачей матери является формирование у ребенка потребности в общении. А для этого малышу надо, прежде всего, ощутить реальное преимущество речевого общения с окружающими. Это может быть, например, в ситуации, когда малыш хочет, чтобы мать взяла его на руки. Он тянет к ней руки, стремится криком привлечь внимание, наконец ему удается произнести звукосочетания, похожие на слово «неси» - и мать тут же берет его на руки.

    Такие же ситуации возникают при манипуляции с игрушками, когда ребенок связывает произнесение первых слов или звукосочетаний со значимым для него действием или предметом.

    Как только ребенок произнес нужное слово, мать награждает его радостной улыбкой и выполняет его просьбу.

    Развитие речи начинается с формирования обозначающей функции слова, что тесно связано с предметно- практической деятельностью ребенка. С шести месяцев ребенка следует учить соотнесению предмета с обозначающим его словом, т.е. постепенно развивать ситуативное понимание обращенной к нему речи.

    Для формирования речи,важное значение имеет моторное развитие ребенка, дифференциация слухового восприятия и развитие ориентировки в окружающем, а также формирование потребности в общении.

    В дошкольном возрасте для стимуляции речевого развития ребенка,важное значение имеет работа с картинками. Взрослый стимулирует у ребенка развитие диалогической речи (ответы на вопросы) с опорой как на сюжетные картинки, так и на серии картинок, учит его составлению рассказов.

    Дети с церебральным параличом нуждаются в ранней комплексной лечебно – педагогической работе, направленной прежде всего на развитие моторики речи, коммуникативного поведения.

    На отношение родителей к речевому дефекту ребенка влияют несколько обстоятельств: глубина самого дефекта, интеллектуальный уровень родителей, просвещенность в сфере логопедии (знания об особенностях речевых дефектов и о дефекте собственного ребенка), компетентность родителей в вопросах воспитания ребенка, понимание его психологии, а также собственные особенности характера, семейные отношения и т.д.

    Отношение родителей к дефекту, естественно, отражается на отношении ребенка к своей речи, так как родитель является авторитетом.

    Лечение ребенка с незначительными отклонениями в речевом развитии в первую очередь сводится к укреплению организма ребенка. В этом отношении большое значение имеют правильный режим и питание, физкультура, различные водные процедуры. Необходимо попытаться выяснить причины невропатии и устранить неблагоприятные психогенные факторы, действующие на ребенка. Так, при нарушениях аппетита родители должны принять меры, чтобы у ребенка не было отвращения к еде и вырабатывался положительный рефлекс на процесс кормления. Важно установить четкий режим кормления. Пища не должна быть слишком горячей. Категорически запрещается кормить ребенка насильно, особенно при недомогании, перекармливать его, кормить, чередуя угрозы и обещания. Иногда, чтобы разрешить трудности, связанные с кормлением ребенка, ему бывает полезно пребывание в небольшом детском коллективе.

    При наличии у ребенка страха ни в коем случае нельзя смеяться над ним или путем грубого насилия стараться его преодолеть. Надо пытаться вводить пугающий объект в сферу его познавательных интересов. Не следует рассказывать на ночь волшебные сказки, разрешать просмотры телепередач.

    Категорически запрещается запугивать ребенка различными реальными или мифическими «пугалами». Ребенка нужно последовательно и осторожно знакомить с окружающим миром, постепенно вводить в сферу деятельности ребенка новые для него объекты, давая им соответствующие объяснения.


    Танюшка (1 год 6 месяцев) с мамой вышли на прогулку после дождя. Девочка смотрит в лужу, видит там отражение облаков и заявляет:

    Мама, облака упали!

    Мама приготовила на завтрак чай с лимоном. Таня попробовала его и говорит:

    Это чай с лимоном. Я такое не заказывала.

    Танюшка (2 года 3 месяца) с папой рассматривают фотографии, на которых изображены сцены из жизни детского сада. Таня поясняет:

    Это дети, это воспитатели.

    Папа уточняет:

    А что делают воспитатели в детском саду?

    Кушают и играют.

    Таня с папой играют. В процессе игры возник спор. Таня заявляет:

    Все, я на тебя обиделась! Я ухожу!

    Мама спрашивает:

    Танюша, ты куда уходишь?

    Я ухожу замуж.

    Посидев немного в соседней комнате, возвращается и говорит:

    Все, я вышла из замужа.

    Папа утром собирается на работу. Таня наблюдает:

    Папа, ты куда собираешься?

    На работу в университет. А ты куда идешь?

    На работу в садик.

    А какая у тебя там работа?

    Игральная.

    Таня с папой рассматривали книги Никитиных. Папа показывает фотографии и комментирует:

    Это дедушка Никитин.

    Таня внимательно рассматривает и с недоумением спрашивает:

    А где же сам Никита?

    Танюшка (2 года 6 месяцев) вернулась из садика домой, услышала, что в комнате кто-то разговаривает, и спрашивает у мамы:

    А кто там?

    А что они делают?

    Кушают и разговаривают.

    Таня возмущенно:

    Но это же некультурно - разговаривать во время еды.

    Таня нашла книгу «Фортепьянная игра», открыла ее и стала изображать, что играет. Когда закончила, заявила:

    Я все задания выполнила, только пианино не хватает.

    Таня с мамой играют в поликлинику. Таня распределяет роли:

    Я - доктор, а ты - мама. Вот твоя дочка.

    Мама, чтобы усложнить действия врача, стала перечислять:

    У нас насморк, горло красное, голова болит, ручку ударили, ножку подвернули.

    Таня-доктор возмущенно заявляет:

    Мамаша, вы почему за ребенком не смотрите?

    Папа поглаживает Таню по голове и приговаривает:

    Таня у нас блондиночка.

    На что Таня заявляет:

    А папа у нас белорусый.

    Папа с Таней говорили о сладком.

    Таня перечисляет:

    Шоколад, конфеты, лимон…

    Папа спрашивает:

    Неужели лимон сладкий?

    А если его сахаром посыпать!

    На даче. Папа играет вместе с Таней (4 года 6 месяцев). Услышав, что его зовут, собирается уходить:

    Меня дедушка зовет, чтобы посоветоваться о том, какого размера строить баню.

    А ты ему скажи - 50-го размера или 48-го и возвращайся играть со мной.

    Мама уехала в гости. Папа остался с Таней (5 лет). Прочитав ей на ночь сказку, он говорит, что больше с ней заниматься не будет, так как за день сильно устал.

    Таня выслушала его и замечает: «Это тебе не абы что - глядеть за ребенком».

    Таня (5 лет 2 месяца) комментирует свой рисунок для родителей (объясняет, почему фиолетовая бабочка вся обведена толстым желтым контуром). Родителям такое объяснение не совсем понравилось, и Таня уходит. Через некоторое время она возвращается и заявляет: «У меня появились новые мозги» - и начинает объяснять все иначе.

    Накануне дня рождения мамы.

    Мама, у тебя завтра день рождения. И сколько тебе лет исполняется?

    Ну, допустим, лет двадцать.

    И-и-и, ты такая старенькая!

    А ты как думаешь, сколько мне лет?

    Ну, лет пятнадцать…

    Апрель. Ясный солнечный день. Таня (5 лет 3 месяца) выходит на улицу, видит зеленую травку, лопнувшие почки на деревьях и кустарниках и философски заявляет:

    Да… новая жизнь начинается!

    Таня смотрит телевизор и вдруг заявляет:

    А души у телевизора нет.

    Тане 5 лет и 7 месяцев.

    Мама, ты папу полюбила с детства или с первого взгляда?

    Таня возвращается из садика и говорит:

    Папа, у меня такая большая новость. Я впервые по-настоящему влюбилась.

    Замечательный психолог Э. Берн выделил в каждом человеке три ипостаси: Ребенок, Родитель и Взрослый.

    • Ребенок - инфантильная часть нашей личности, стремящаяся получать все без труда и избегать ответственности за свои слова и действия.
    • Родитель - строгий воспитатель, который знает, как должно быть, и диктует свою волю.
    • Взрослый смотрит на мир с позиции зрелой личности и является самым «адекватным» из всех трех.

    Если оценивать наши семейные диалоги с точки зрения теории Э. Берна, то становится ясно, почему мы иногда не понимаем друг друга, причем до такой степени, как будто говорим на разных языках. Весь секрет в том, что диалог продуктивен только тогда, когда идет «параллельно», то есть на одной параллели.

    Как вести семейный диалог?

    Семейный диалог: Взрослый - Взрослый

    Например, если утром муж уходит на работу и жена спрашивает: «Ты сегодня во сколько вернешься?», то она явно обращается как Взрослый ко Взрослому. Она хочет знать, когда они сядут ужинать и будет ли время на какие-то совместные дела. Муж может ответить: «Часов в восемь, если все будет нормально». Это ответ Взрослого, и жена воспримет его как должное, понимая, что супруг хотел бы быть к восьми, но мало ли что может случиться, и тогда он может задержаться по не зависящим от него причинам. К ответам Взрослого будет относиться и такой вариант, как: «Пока не могу сказать точно. Буду выходить с работы - позвоню». Этот ответ также будет воспринят нормально.

    Совсем другое дело, если супруг ответит с позиции Родителя: «Когда вернусь, тогда и вернусь». Реакцией на такой ответ будет вполне естественная обида.

    Еще интереснее ответ с позиции Ребенка: «А ты что, меня контролируешь?» или: «Я не обязан перед тобой отчитываться!» Ответы Ребенка - попытка уйти от ответственности и отстоять свою независимость. Эти ответы прекрасно провоцируют конфликт, что называется, «на пустом месте». Варианты ответов с позиции Ребенка или Родителя на вопрос, адресованный Взрослому, представляют собой неадекватные вопросу ответы, проявляющие внутренние проблемы и комплексы супруга, подчас даже подсознательные.

    Диалог семейной пары

    Семейный диалог: Родитель - Ребенок

    Если супруги строят отношения по принципу Родитель - Ребенок, то нормальным для них диалогом будут диалоги типа:

    - Ты почему истратила целую тысячу на продукты? Мы же договорились не тратить на питание больше, чем пятьсот рублей в день, пока не станем достаточно зарабатывать!

    - Ну прости, дорогой! Мне так захотелось с икоркой! Я просто не смогла удержаться! Честное слово, я больше не буду!

    - Ну ладно, смотри, а то будем с твоей икоркой голодными сидеть...

    «Ребенок» супруги ответил «Родителю» супруга, и все обошлось, поскольку каждый четко знал свою «роль», знал, с кем он имеет дело, и получил тот ответ, которого ожидал.

    Семейный диалог: Взрослый - Родитель

    Совершенно другую реакцию вызывают ответы с неожиданной позиции. В общем-то, именно непонимание «правильной» роли и приводит к возникновению конфликтов. Например, в таком диалоге: Супруг (вернулся в одиннадцать вечера):

    - Привет, дорогая, мне никто не звонил?

    -Кто-то звонил?

    - А кто?

    - Я тебе не телефонистка, пришел бы вовремя, сам знал бы все о своих звонках!

    Дальше диалог будет, вероятнее всего, развиваться в духе «доброй» супружеской перебранки, поскольку припозднившийся муж обратился к жене с позиции Взрослого и ответа ожидал от ее Взрослого, а «нарвался» на разгневанного Родителя, который даже не посчитал нужным спросить, почему супруг задержался, а сразу же кинулся отчитывать и «строить».

    Семейный диалог: Взрослый - Ребенок

    Еще интереснее супружеские диалоги, когда на внешнем уровне разговор ведется с позиции Взрослого, а на психологическом уровне он обращен к иной позиции партнера. Например:

    - Я сегодня присматривала себе шубу на зиму. Там, в магазине, очень симпатичные бобры, норка, лиса и заяц. Бобер, конечно, лучше всех, он и теплый, и ноский, и практичный, но я думаю, что мы купим лису, потому что бобер слишком дорогой, он для жен крупных бизнесменов или чиновников.

    - Нет уж, давай купим тебе бобра. Мы можем себе это позволить.

    Супруга на психологическом уровне очень грамот но обратилась к Ребенку мужа, «подначив» его тем, что бобер дорогой и подходит для жен крупных бизнесменов (подразумевается: «А ты занят мелким бизнесом, и тебе бобер не по карману»). Муж тут же «покупается» «на слабо» и отвечает с психологической позиции Ребенка («А я тоже крутой!»).