• Пластилинография на картоне. Мастер-класс

    С пластилином с самого раннего детства знаком каждый из нас. Пластилин — мягкий и податливый материал, притягивающий к себе каждого малыша.

    Из пластилина лепятся самые различные штучки — от простых колбасок и шариков до более сложных деталей.

    Видя, как чудно можно изменять форму с помощью пластилина, малыши приходят в восторг и готовы заниматься длительное время, в то время, как родители могут делать свои повседневные дела по дому.

    Однако не всем известно, что с помощью пластилина можно не только лепить разные фигурки, но и создавать самые настоящие картины. Изображения на таких картинах получаются выпуклыми и невероятно красивыми.

    Такая техника создания получила название пластилинография. Занятие пластилинографией очень увлекательно не только для детей, но также и их родителей или просто взрослых людей, которые не безразличны к творчеству из пластилина.

    Для детей же пластилинография полезна еще и для развития у них интеллектуальных способностей, творчества и воображения, моторики рук.

    Только ли в этом мы видим пользу для дошкольников от занятий Пластилинография?

    Пластилинография и ее роль в развитии дошкольника

    В момент изготовления пластилиновой картины мальчишки и девчонки обретают полезные навыки:

    • ориентировка в горизонтальной плоскости;
    • познание с окружающим пространством;
    • умение работать с пластилином;
    • интерес к занятию лепкой и творческой деятельностью;
    • формируется эмоциональное восприятие и развивается фантазия;
    • появляется и усовершенствуется художественно-эстетический вкус;
    • и, наконец, развиваются творческие способности и пространственно-образное мышление.

    У дошколят раннего дошкольного возраста формируется самостоятельность в процессе пластилинографией. А дошкольники постарше получают значительный социальный опыт, что очень важно для социализации и адаптации в детском коллективе.

    Можно также отметить, что пластилинография является эффективным средством для снятия эмоционального напряжения.

    Составляющие пластилина

    Пластилин для лепки изготавливают из сухой глины и парафина. Сначала парафин растапливается, и затем в него добавляется глина, а также вещество озокерит, который помогает полученной массе высохнуть.

    Озокерит — это что-то, напоминающее пчелиный воск. Иногда добавляют езерин, который получают из озокерита. Либо добавляют животный жир, вазелин или другие подобные вещества.

    Чтобы пластилин получался разноцветным также добавляют пигменты.

    История появления пластилина

    О пластилине было известно еще в средневековье. Наши прародители лепили сначала из обычной глины или воска. Но глина приставала к рукам, а воск расплавлялся, лепить из них было очень неудобно.

    Но люди догадались, что эти два вещества можно соединить, и тогда получится материал, который не будет прилипать к рукам, но будет мягким при повышенных температурах.

    Таким образом появился первый настоящий пластилин.

    Какой пластилин сегодня?

    Сегодняшний пластилин не намного отличается от первого изобретения. Он остается мягким, не засыхает и не становится твердым, а также имеет разные цвета. И хотя в коробочке может быть всего 6 или 8 цветов пластилина, но его можно искусно соединять друг с другом, получая интересные цвета и оттенки.

    В настоящее время изготавливается два вида пластилина. Пластилин с добавлением воска, и пластилин парафиновый.

    Пластилин бывает твердый, средней твердости и мягкий. Твердый пластилин плох для работы, так как его очень трудно размять даже взрослому, не говоря уже о ребенке. И такой пластилин очень крошится.

    Средней твердости пластилин легко разминается при температуры помещения, хорошо держит форму. С этим пластилином работают чаще всего, когда делают фигурки.

    Мягкий пластилин удобнее для малышей, так как он легко лепится, детальки без труда формируются и долго держатся.

    В настоящее время для самых маленьких «лепунов» можно приобрести пластилин — тесто. В его состав входят только натуральные компоненты: мука пшеничная, красители. Он с приятным запахом, не прилипает к рукам, не пачкает одежду, оставляя жирные следы. Вот только хранить его долго не рекомендуется, потому что фигурки, изготовленные из пластилина теста, очень быстро высыхают и становятся хрупкими, крошатся.

    Как выбирается пластилин подходящего качества?

    Качественный материал:

    • режется пластмассовым стеком без усилий;
    • при длительном держании в ладошках делается мягким и податливым;
    • не крошится и не плавится;
    • легко скатывается между ладошками, не прилипая;
    • если нужно снять с какой-либо плоскости, то легко удаляется стеком;
    • одним кусочком без труда прилепляется к разным материалам и не отпадает;
    • при нахождении на воздухе не теряет свои свойства;
    • не марает руки и хорошо отмывается теплой водой.

    Разновозрастные особенности пластилинографии у детей

    Для детей разного возраста используются разные шаблоны для пластилинографии. И они очень отличаются.

    Например, малышам 3-4 лет под силу лишь размазывать пластилин по поверхности, скатывать из него маленькие колбаски и шарики. Если потребуется, то они могут сплющить из шариков лепешечки. В силу своих возрастных особенностей они уже способны научиться крепить пластилиновые детальки между собой.

    Для того чтобы малыш мог самостоятельно выполнить что-то из пластилина, шаблон для него подбирается попроще. К примеру, это может быть лужайка и солнце с лучиками. Малыш легко справится с таким сюжетом.

    Сначала он размажет травку по нижнему краю поверхности, затем голубое небо. А затем скатает шарик, расплющит его, и получится солнышка. А тоненькие колбаски он прикрепит к желтой лепешечке, и получится солнышко с лучиками.

    Шаблон можно усложнить немного и предложить дошкольнику сделать цветочки, скатывая шарики и колбаски, прикрепить их на травке.

    В среднем дошкольном возрасте можно предлагать шаблоны пластилинографии с изображением времени года. Здесь уже можно пофантазировать с дошкольниками, провести наблюдение. Что и в какое время года можно изобразить на картине.

    Например, зимой можно сделать снежинки, зеленые елочки, покрытые белым снегом. В другое время года также можно изобразить деревья. Только осенние деревья можно покрыть не зелеными, а разноцветными листочками.

    Дошкольникам 5-6 лет уже можно предлагать шаблоны пластилинографии с усложненными композициями, обилием различных элементов. Можно уже обучать детей делать оттенки. Пластилиновые картины детей старшего дошкольного возраста представляют собой сюжетные линии с одним или несколькими персонажами.

    Что можно использовать в процессе пластилинографии?

    Для выполнения пластилинографии можно использовать разные мелкие предметы: нитки, бисер, крупа, семена и даже макаронные изделия.

    Попробуем изготовить вместе с детьми пластилиновую картину своими руками Это будет веселый процесс, позволит отлично провести время с детьми. Ну а сами дети познакомятся с новой техникой использования пластилина.

    Отмечу, что на сегодняшний день существует две техники пластилинографии.

    Картины из пластилина для детей: способ №1

    Приготовим следующие материалы:

    • коробочку пластилина;
    • лист картона, который станет основой для картины;
    • место для пластилинографии — прямоугольный лист фанеры без острых углов, чтобы избежать поцарапывания ребенка;
    • карандаш.

    Изготовление картины будет поэтапным:

    Из картона нужно вырезать основу квадратной или прямоугольной формы (как вы желаете).

    Нарисуйте на подготовленной основе картины из пластилина контур рисунка простым карандашом. Рисунок должен зависеть от возраста ребенка. Трехлетнему ребенку достаточно яблочка или груши. Старшим детям задания можно усложнить благодаря различным деталям.

    Ну а теперь приступим к лепке из пластилина картины. Разомните хорошенько пластилин и, отщипывая небольшие кусочки, наносите его на основу и растирайте, как будто закрашиваете контуры рисунка.

    Покрывайте пластилином всю поверхность основы, соблюдая при этом контуры элементов. Выравнивать контуры можно ножичком, лучше, если это сделает взрослый.

    Для придания объемности можно использовать один интересный прием: скатайте небольшой шарик из пластилина и, придавив его подушечками большого и указательного пальца, положите полученный плоский кружок сверху на рисунок. Украсьте таким образом грушу. Затем в центре каждого кружочка можно сделать точку зубочисткой.

    Используйте для украшения картины и скрученный в трубочку пластилин. Интересный звездообразный эффект получается, если в пластилин вдавливать колпачок от фломастера.

    Вот так легко получаются очень нарядные детские картины из пластилина.

    Объемные картины из пластилина: способ №2

    Для изготовления этой поделки понадобятся те же материалы, что и в предыдущем мастер-классе картины из пластилина. Но у нас будет использована другая техника — аппликация.

    Нарисуйте на основе контур выбранного рисунка, например, как у нас жираф, солнце с облаком и цветок.

    Начинается самый кропотливый момент: из пластилина разного цвета нужно слепить немалое количество маленьких шариков. Выбирайте те цвета, которые характерны для предметов, составляющих будущую картину.

    По контуру изображенных предметов начните вместе с ребенком выкладывать шарики соответствующих цветов.

    Например, солнышко вырисовывается шариками из желтого пластилина, тучка — белого, жираф — коричневого, оранжевого и кирпичного, цветок — из фиолетового, желтого, салатового и зеленого пластилина. Кстати, если нужного оттенка пластилина нет, смешивая несколько цветов, вы получите желаемый цвет.

    Не так давно декоративно-прикладное искусство обогатилось еще одной техникой – пластилинографией. Новый вид рисования успел стать неотъемлемой частью занятий с дошкольниками в детском саду, а также в начальной школе. Что же это такое?

    Пластилинография, как можно догадаться из названия, это рисование пластилином. Основой для картины может служить картон или другая достаточно твердая горизонтальная поверхность.

    Создаваемые объекты имеют более или менее выраженный рельеф, а в качестве декора допускается использование и других материалов: зернышек, бусинок, крупы и прочего. Как видите, пластилинография соединила в себе самые любимые у малышей виды творчества: рисование и лепку.

    Особенности техники

    С раннего возраста дети : они умеют раскатывать его в руках, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Пластилинография расширяет возможности: ребенок учится размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.

    Очень важно, чтобы педагог внимательно следил за пальчиками детей, приучая их к правильным приемам. Например, размазывая пластилин, следует двигаться в определенном направлении: слева направо и сверху вниз. Работать нужно только подушечкой напряженного пальчика, следя, чтобы он не гнулся.

    Знакомство с пластилинографией для малышей начинается с простых и незатейливых сюжетов. Маленькие дети любят яркие цвета, а потому для первых занятий отлично подойдут темы: «Солнышко», «Радуга», «Цветик-семицветик».

    Рисовать пластилином полезно!

    То, что работа с пластилином играет огромную роль в развитии ребенка , не является преувеличением! Посмотрите, как много пользы приносят занятия пластилинографией с младшими дошкольниками:

    • развивается мелкая моторика, глазомер и тактильные чувства;
    • реализуется познавательная активность;
    • обогащается словарный запас ребенка;
    • развиваются сенсорные способности;
    • происходит знакомство с окружающим миром;
    • формируется эстетический вкус;
    • предоставляется возможность выразить свои эмоции.

    Все эти положительные стороны способствуют прекрасной , ведь ручки ребенка становятся более послушными, что облегчает освоение навыков письма.

    План занятия и этапы обучения

    Занятия пластилинографией в детском саду можно проводить уже в младшей группе – с 3-х летнего возраста, начиная с основ и постепенно усложняя задания.

    Обучение технике рисования пластилином состоит из трех основных этапов:

    1. Обучение приему надавливания (скатываются небольшие шарики пластилина и прижимаются к картонной основе надавливанием пальца).
    2. Обучение приему размазывания (небольшие кусочки пластилина размазываются по основе).
    3. Соединение приемов надавливания и размазывания.

    План занятия с дошкольниками:

    1. В вводной части занятия задается эмоциональный настрой – обыгрывается персонаж или сюжет.
    2. Основная часть – это сам процесс создания картинки: малыши усаживаются за рабочие места и слушают воспитателя, который объясняет им технику рисунка. Во время практического занятия проводится небольшая гимнастика для уставших пальчиков.
    3. В заключительной части педагог не только подводит итог, но и позволяет ребятам продемонстрировать свои творения.

    Сложность композиции зависит и от возраста ребенка, и от его опыта в этом виде технике. Ребята постарше любят рисовать животных, активно используют вспомогательные средства и материалы.

    Лариса Савчук

    В своих предыдущих двух постах я описывала, как осваивала новую для меня технику "пластилинография". А сейчас, предлагаю вашему вниманию, дорогие коллеги небольшой опыт обучения детей этой технике. Может кто-то из Вас найдёт для себя, что-то новое и интересное.

    МАСТЕР-КЛАСС "Пластилинография" в работе с дошкольниками.

    Работа на прозрачной плотной плёнке (обложки для тетрадей, пластиковой основе.

    1. Подобрать картинки (с раскрасок, детских книг) или нарисовать самостоятельно.

    2. Выбрать подходящую картинку и перевести её с помощью маркера на пластиковую (клеёнчатую) основу.



    3. Подобрать цвет пластилина, при необходимости намешать его оттенки.

    4. Поверхность заполняется сначала с основных элементов (с рисунка, затем заполняется фон.

    Накладывать пластилин необходимо очень маленькими с горошинку кусочками, затем постепенно разминая (размазывая) их пальцем по поверхности. Следить за контуром рисунка и не выходить за его пределы.




    5. Готовую работу переворачиваем, кладём на картонную основу, оформляем в рамочку. Вот такие первые работы у воспитанников пятого года жизни получились.



    Пластилинография на пластиковых крышечках.


    Пластилинография на цветном картоне.



    Рисунки на пластилине.


    1. На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком, ножом или пальцами.


    2. Затем рисунок процарапывается зубочисткой, заострённой палочкой или стеком, как в технике граттаж.


    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Пластилинография" в работе с дошкольниками.

    Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:

    1. Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.

    2. Развитию творческих способностей.

    3. Развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

    4. Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.

    5. Деятельность по пластилинографии так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.

    Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии является интеграция образовательных областей (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

    Техника доступна детям уже с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

    При успешном овладении техникой пластилинографии - можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

    Основные цели и задачи обучения дошкольников «Пластилинографии»

    1. Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности.

    2. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.

    3. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

    4. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера.

    5. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

    6. Развитие художественного творчества, эстетических чувств.

    Основные приёмы. Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.

    Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

    Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

    Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

    Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

    Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек,

    зубчатых колесиков и т. п.

    Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

    Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

    Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

    Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

    Этапы обучения "пластилинографии"

    Подготовительный.

    Освоение приемов надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца. Овладение приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами. Выработка умения работать на ограниченном пространстве.

    Основной.

    Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам. Освоение умения пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

    Заключительный. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности

    Смешение цветов.

    При создании лепной работы могут понадобится разнообразные цвета

    пластилина и их оттенки. Для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов.

    Помните об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаются новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, получается зелёный, жёлтый с красным – оранжевый, красный с синим – фиолетовый. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

    Для получения разнообразных оттенков используют прием вливания одного цвета в другой двумя способами:

    1. смешать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, а потом размазывая их на поверхности.

    2. несколько кусочков разноцветного пластилина, разминают, перемешивают в одном шарике и используют.

    Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными.

    При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового качества.

    Составление пластилина нужного цвета - процесс трудоёмкий, но очень интересный.

    Руки на протяжении всей работы должны быть чистыми и теплыми.

    Для подогрева пластилина и рук можно использовать пластиковую бутылку с горячей водой.

    1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).

    2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон.

    3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин).

    4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.

    5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее "жизнь".

    6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

    7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.

    8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

    Спасибо за внимание!

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

    Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности – один из видов декоративно-прикладного искусства.
    Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:
    - формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
    - освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
    - обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
    - развитие мелкой моторики;
    - ознакомление с окружающим миром;
    - развитие творческих способностей.
    Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
    У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.
    Рекомендации по организации работы в технике пластилинография:
    Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
    Предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;
    Устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
    Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь"
    В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.
    Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема.
    Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
    При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
    Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
    Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию творческого воображения дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл.
    Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.
    В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
    Материалы для создания пластилиновой картины:
    Картон с контурным рисунком;
    Набор пластилина;
    Салфетка для рук;
    Стеки;
    Бросовый и природный материалы.
    Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации. Так, в конце НОД педагог может предложить им обыграть свою поделку, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.
    Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка.

    Приложение


    В данной работе я применила две техники: пластилинографию (способ "рисование" или размазывание) и объёмную лепку.


    Здесь способ "мозаика".


    А здесь ленточный способ.



    "Обратная " пластилинография.



    Использовала бросовый материал


    Использовала природный материал.


    Техника смешивания пластилина (два-три цвета).

    Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации) неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить. Такие качества привлекают ребятишек, поэтому они с удовольствием занимаются лепкой. В продаже можно найти любой вид пластичного материала для домашнего творчества и организовать самостоятельные занятия своему чаду. Довольны и взрослые, и дети! Между тем, не всем родителям известно, что пластилином можно еще и рисовать, создавая объемные картины. Такой вид деятельности называется пластилинография.

    Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный способ рисования - увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Педагоги советуют родителям непременно самим научиться необычным изобразительным приемам и научить свое дитя, так как у пластилинографии цель - не только развивать творческие способности детей, но и расширять знания об окружающем мире, формировать интеллект, развивать психические процессы, активно влиять на развитие мелкой моторики. Подобные творческие занятия с детками несложно организовать в домашних условиях. Главное, родители сами должны быть заинтересованы пластилинографией, тогда и ребёнок увлечется этим видом творчества.

    Знакомимся с секретами пластилиновой техники

    В чем заключатся секреты пластилинографии, можно ли обучить им детвору? Педагоги убежденно говорят, что эта техника вполне доступна дошколятам, и при правильном подходе пластилинография как средство развития творческих способностей детей может стать серьезной поддержкой семейного воспитания. Чтобы не упустить момент, родителям неплохо бы знать, когда начинают заниматься созданием лепных картин с малышами. По мнению специалистов, такие занятия можно проводить уже с трехлетними детьми. Главное при создании картин из пластилина - учитывать возраст ребенка и его технические навыки, так как из-за сложности изображения может теряться интерес к творчеству. Поэтому малышей сначала знакомят с простейшими приемами "азбуки лепки":

    • Размазывание - самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.

    • Раскатывание - возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.
    • Сплющивание и вытягивание - наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно - прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.

    Сюжетами картин для дошкольников в этом возрасте могут быть хорошо знакомые осенние и летние мотивы, например, "Солнышко" (на голубом фоне сплющиваем желтый шарик, а лучики примазываем вокруг); "Цветы на траве" (зеленый пластилин размазываем по гладкой основе, сплющенные разноцветные шарики накладываем сверху). Подобным образом декоративно изображаются "Осенние листья на земле", "Падающий снег", "Ежик", "Разноцветный салют", "Гирлянды на елочку". Педагоги советуют обязательно использовать стишки, загадки и небольшие истории о лепной картинке, чтобы поддержать интерес к творчеству и поощрить ребенка, например:

    Я слеплю из пластилина небо, солнце, ручеек,
    Налеплю цветов повсюду, нарисую василёк.
    А ромашки, незабудки, лютики-малютки
    Будут солнцу улыбаться, теплым летом наслаждаться!

    Мы слепили колобков,
    Сплющили их с боков.
    Тут же получился блин,
    Очень мягкий (пластилин).

    Важно: работа с пластилином - достаточно трудное занятие для неокрепших детских пальчиков. Поэтому, во-первых, пластилин для пластилинографии должен соответствовать необходимым требованиям (твердую массу разогреть в теплой воде); во-вторых, во время создания лепной картинки необходимо менять виды деятельности, делая паузы, чтобы предотвратить переутомление малыша.

    Техника для старших дошколят

    Когда простейшие способы будут освоены детьми, переходят на более сложный этап обучения, показывают новые приемы и разновидность пластилинографии. Тем самым создается определенная система работы над картиной. Какие приемы пластилинографии являются характерными именно для данной техники?

    • Заглаживание - прием необходим для подготовки основы будущей картины. Чтобы получить гладкую поверхность, необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина. Можно смочить пальцы водой, тогда дело пойдет быстрее. Работа требует определенных мышечных усилий, поэтому доступна только старшим дошколятам.
    • Прищипывание - используется для создания новых деталей в картине и придания ей декоративности. Дошкольник прищипывает пальчиками пластилин там, где необходимо декорировать изображение.
    • Примазывание, придавливание - приемы необходимы для плотного присоединения элементов картины.
    • Налепливание - соединяет одну часть изображения с другой или помогает наносить необходимые детали на уже готовый рисунок, фотографию.
    • Смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков - необходимо для декора картины. Детей учат разминать цветные шарики в одном куске или смешивать разные цвета прямо в контуре рисунка в виде аккуратного накладывания одного цветного кусочка на другой.

    Для придания большей выразительности пластилиновым картинам хорошо воспользоваться элементами природного материала: листьями, скорлупой, орешками, семенами, мелкими камешками, бобовыми зернышками и т. д. Красиво будут смотреться бусинки, бисер, мелкие пуговички в украшении изображений.

    Важно: пластилинография как средство развития мелкой моторики рук предполагает постепенный переход от простых способов работы к более сложным. Тогда дошкольник сможет длительное время готовить композицию, не утомляясь. А усвоенная ребенком система приемов работы с пластичными материалами поможет появиться новым замыслам и творческим находкам.

    Для старших дошкольников сюжетами картин могут стать более сложные, чем у малышей, композиции на темы времен года, например, "Снег идет", "Бабочки на лугу", "Корзинка с грибами", "Натюрморт из фруктов", "Ваза с полевыми цветами", "Радуга и дождик". Детям нравится создавать картины из жизни животных ("Обитатели зоопарка", "Ежик с грибами", "Собака играет с мячиком", "Котенок и клубок"), из жизни людей ("Праздник", "Космос", "Дети лепят снежную бабу") или сказочных персонажей. Они могут сами сочинять небольшие веселые стишки и истории, чтобы обыграть свою поделки:

    Я леплю из пластилина
    Шарик, мячик и пингвина.
    А вот это - бегемотик
    У него большой животик.
    Пластилиновые ушки
    Шевелятся на макушке

    Важно: Родители! Не забывайте радоваться вместе со своими детками каждой их творческой находке. Старайтесь сохранять поделки надолго, дарить их близким, друзьям, чтобы придать значимость детским творениям.

    Метод пластилинографии

    Чтобы родителям было несложно организовать обучение ребятишек в домашних условиях, специалистами разработана методика пластилинографии для детей, которая предполагает следующую пошаговую работу:

    1. Сначала учим младших дошколят разминать пластилин, пока он не станет податливым.
    2. Малышам предлагаем готовую основу или просим незначительно помочь при ее подготовке, например, вместе со взрослым создать контур.
    3. Готовить основу картин учим старших ребят, у которых уже есть навык работы с лепным материалом. Поправляем движения руки при размазывании пластилина от центра к краям.
    4. Маленьким деткам предлагаем не более двух приемов при изготовлении простых изображений. Старшие выполняют сложные в декоративном плане картины, используя целый комплекс приемов.
    5. Чтобы получить новый цветовой оттенок для рисунка, даже маленьких детей учим соединять разные цвета пластилина, например: желтый и красный для оранжевого, синий и желтый для изумрудного, синий и белый для голубого.
    6. Старшим дошколятам показываем, что мазки могут быть похожи на шелк, стекло или керамику, быть шероховатыми или рельефными.
    7. Для придания деталям шероховатости используем различные способы при помощи стеки: наносим рельефные точки, штрихи, полоски, фигурные линии. Чтобы изобразить тонкие пластилиновые нити, незаменимы будут пластмассовые шприцы без игл.
    8. Учим детей, что в рисовании лучше всего использовать яркий, мягкий материал, чтобы придать изображению интересную форму.

    Как правильно подготовить материалы для создания пластилиновых картин

    • Чтобы придать картине устойчивость и избежать деформации, используйте для основы рисунка только плотный картон.
    • Чтобы избежать появления на основе рисунка неопрятных пластилиновых пятен, покройте ее клейкой пленкой.
    • Чтобы избежать ошибок в процессе лепки, нанесите предварительно контур рисунка на картон под пленкой.
    • Чтобы картина не портилась длительное время, покройте ее бесцветным лаком.
    • Чтобы работа над картиной шла быстро, подготовьте заранее необходимые материалы: картон, контуры рисунков, пластилин, салфетки для рук, стеки, зубочистки, набор природного материала, доску для лепки.

    Какой бывает пластилинография

    Педагоги, обучая дошколят, применяют различные виды пластилинографии, которые несложно организовать и дома. Родителям нужно знать, что и как используется в разные возрастные периоды. Всем дошкольникам будет доступна прямая пластилинография , в которой лепное изображение строится на ровной поверхности. При выполнении картины нужно сначала скатать объемные формы, например, колобки, колбаски, потом расположить их по контуру и расплющить в соответствии с замыслом, хорошо присоединив детали.

    Малыши легко осваивают эту технику уже в двух - трехлетнем возрасте. Им предлагается незатейливый рисунок без мелких деталей, на начальном этапе с готовой основой. Ребята постарше создают более сложные композиции. Они самостоятельно готовят основу, выполняют контур, который постепенно заполняется размягченным пластилином.

    Обратная пластилинография (витражная) предполагает рисование с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например, пластик или оргстекло. Рисунок составляется на основе маркером, а затем его элементы заполняются пластилином. В изображение подбираются кусочки пластилина необходимого размера и цвета, размягчаются, а затем размазываются по прозрачной основе. Чтобы получился тонкий аккуратный слой, размазывать можно пальчиками или стекой, тщательно придавливая пластилин к поверхности.

    Модульная пластилинография принадлежит к сложной технике и требует от дошколят умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов.

    Мозаичная пластилинография - любимая детьми техника, так как изображение составляется только из пластилиновых шариков. Достаточно простая техника доступна ребятишкам всех возрастов. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы. Методика работы состоит из скатывания мелких шариков, расположения их на основе и прижимания к ней.

    Контурная пластилинография - предполагает вылепливание объекта по контуру. Пошагово этапы действия будут следующие: сначала на основу наносится маркером рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладывается контур, изображение заполняется жгутиками соответствующего цвета. Педагоги советуют воспользоваться большим шприцем без иглы, в который помещается пластилин, затем шприц помещается в горячую воду для размягчения. Таким образом можно получить красивые ровные жгутики.

    Многослойная пластилинография - представляет собой последовательно нанесенные на основу слои пластилина. Подобная техника необходима для пейзажей: изображений леса, воды, поля, когда нужно подобрать не только основные цвета, но и их оттенки. Такая работа довольно сложна для маленьких дошколят, и ее уместно проводить только со старшими ребятишками. Методика работы следующая: подбираются разные цвета пластилина, из которых делаются тонкие лепешечки. Затем заготовки накладываются друг на друга в виде многослойного пирога в соответствии с рисунком.

    Фактурная пластилинография - самая сложная техника, так как предполагает изготовление объемного изображения. В ней можно выделить барельеф (фр. bas-relief -низкий рельеф, объем рисунка менее половины), горельеф (выступающий более чем на половину) и контррельеф (лат. contra - против и рельеф, углубленный рисунок). Чтобы получить такие картины, можно воспользоваться специальным валиком с нанесенным на него изображением. В магазинах можно приобрести готовые шаблоны для данной техники.

    Заботливые родители всегда найдут возможность влиять на развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии. Это, пожалуй, самый доступный и увлекательный способ решить многие вопросы развития и воспитания, тем самым подготавливая дошколят к школьному обучению и обогащая семейный досуг.