• Правила этикета для детей в любых жизненных ситуациях. Дидактическое пособие по этикету для детей старшего дошкольного возраста Что такое этикет для детей

    Учебные заведения, детские центры и педагоги могут стать нашим партнером, получить лицензию на пользование материалом "Школы этикета Юлианы Шевченко" и проводить занятия по этикету для малышей самостоятельно.

    Условия сотрудничества

      подписание лицензионного договора о сотрудничестве;

      оплата единовременного взноса в размере ориентировочно 50000 рублей.

    Авторская программа "Школа этикета для малышей 3+"

    Занятие 1. Тестирование малышей на знание правил этикета

    Занятие 2. Хорошие манеры.

    "Культура общения"

    Занятие 3. Знакомство
    Занятие 4. Приветствие
    Занятие 5. Прощание

    Занятие 6. Вежливые слова

    Занятие 7. Игра "Вежливые фанты"

    "Чистота и порядок"

    Занятие 8. Чистота и личная гигиена

    Занятие 9. Микробы и бактерии

    Занятие 10. Мастер-класс "Чистенькие зубки"

    Занятие 11. Чистенькие ручки

    Занятие 12. Мастер-класс "Мыловарение"
    Занятие 13. Порядок и внешний вид

    Занятие 14. Мастер-класс "Встречают по одежке"
    Занятие 15. Закрепляющая игра-викторина

    Дошкольный этикет для малышей на тему

    "Столовый этикет"

    Занятие 16. Сервировка столаЗанятие

    Занятие 17. Мастер-класс "Праздничное оформление стола"

    Занятие 18. Поведение за столом

    Занятие 19. Что, чем и как едят

    Занятие 20. Учимся пользоваться столовыми приборами

    Занятие 21. Мастер-класс "Кулинарные эксперименты"
    Занятие 22. Мероприятие "Чаепитие"

    Дошкольный этикет для малышей на тему

    "Хорошие манеры"

    Занятие 23. Поведение в гостях
    Занятие 24. Прием гостей
    Занятие 25. Вручение и получение подарков

    Занятие 26. Мастер-класс "Оформление подарков"
    Занятие 27. Сюжетная игра

    Дошкольный этикет для малышей на тему

    "Мама, папа, я - дружная семья"

    Занятие 28. Я и моя семья

    Занятие 29. Мастер-класс "Составляем родовое дерево"

    Занятие 30. Маленькие помощники

    Занятие 31. Квест "Генеральная уборка"

    Занятие 32. Больничный и респираторный этикет

    Занятие 33. Бальный этикет

    Занятие 34. Итоговое тестирование малышей на знание правил этикета, работа с кроссвордом.

    Занятие 35. Выпускной

    У участников курса "Школа этикета для малышей" есть возможность погрузиться в атмосферу аристократизма и закрепить полученные навыки в современном замке Чехии Шато Мцелы. Подробнее о выездных мероприятиях по этикету можно прочитать на странице .

    Курс "Школа этикета для малышей" рассчитан на 7 месяцев с частотой обучения 1 раз в неделю / 34 занятия по этикету. Продолжительность занятия составляет примерно 45 минут.

    Хорошим манерам нужно учить с детства. Статья поможет научить ребенка правилам столового, театрального, семейного и телефонного этикет.

    Слова «Какой воспитанный ребенок!», брошенные кем-то знакомым или незнакомым, звучат музыкой для родительских ушей. Они горды за свое чадо и за себя, так как сумели привить ему правила хорошего тона. Как и любым другим вещам, учить этикету дошкольника и младшего школьника нужно в игровой непринужденной форме.

    Виды этикета детей

    Прежде чем начать учить ребенка этикету, необходимо понять самим и объяснить ему, что же это слово обозначает.

    Этикет – это правила поведения в обществе, то есть, общения с окружающими людьми. Данные правила учат ребенка хорошим манерам и воспитанности.

    Хорошие манеры – это умения ребенка или взрослого:

    • вести себя при общении с другими людьми
    • позиционировать себя
    • характерная походка
    • речь (не только употребляемые при разговоре слова, но также громкость и интонация)
    • жесты и мимика
    • прочее

    Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок вел себя хорошо. Но, к сожалению, не каждый понимает, что это «хорошо» означает. Чтобы научить малыша хорошим манерам, мама и папа сами должны быть знакомы с моральными и нравственными ценностями.

    Ведь примером для подражания и единственным авторитетом для ребенка в раннем детстве и дошкольном возрасте являются мама и папа. Эти люди должны, в первую очередь, сами обладать спасительными качествами, а именно, быть:

    • вежливыми
    • сдержанными
    • скромными
    • отзывчивыми
    • рациональными
    • участливыми
    • ненавязчивыми
    • опрятными
    • аккуратными

    ВАЖНО: Также родители должны понимать, что на развитие их малыша значительное влияние оказывает и его окружение. Чтобы ребенок имел хорошие манеры, необходимо ограничить его контакты с теми людьми, которые ими не обладают

    В зависимости от специфики общения, различают определенные виды этикета:

    • речевой (правила вербального общения с окружающими)
    • столовый (правила общения во время еды)
    • выходной (правила поведения в общественных местах для отдыха, например, театре или кино)
    • семейный (правила общения между членами семьи, в том числе, старшими и младшими)
    • телефонный (сегодня к данному виду целесообразно отнести правила общения не только при разговорное по телефону, но и при переписке по смс, электронной почте, прочее)
    • гостевой (правила поведения в гостях)
    • пассажирский (правила поведения в транспорте)
    • учебный (правила общения с воспитателями, учителями, одногруппниками и одноклассниками во время учебного процесса)
      профессиональный
    • спортивный
    • свадебный
    • траурный
    • военный
    • религиозный
    • дипломатический
    • корпоративный

    По возрасту актуально учить ребенка первым восьми видам.

    Обучение этикету детей 4, 5, 6 лет и школьников

    Когда у ребенка 4, 5, 6 лет или школьного возраста перед глазами пример родителей, родственников и друзей, обладающих хорошими манерами и умеющих себя вести, это прекрасно. Малыш будет понимать, что так и надо, он будет брать пример с людей, его окружающих.

    Параллельно с этим обучение этикету должно происходить и целенаправленно.

    1. Учить ребенка правилам поведения необходимо начинать уже в годик, ведь именно в это время он впервые «отделяется» от мамы и начинает вести активную жизнь – самостоятельно ходить и пытаться общаться с другими детьми. В этом возрасте родители могут управлять поведением ребенка с помощью интонации, выражения лица и жестов, слов «можно» или «нельзя», похвалы и порицания (которые, опять же, выражаются интонацией голоса)
    2. Примерно в два года у малыша уже должны присутствовать определенные навыки общения с людьми и задатки хороших манер, ведь в этом возрасте, скорее всего, он пойдет в детский сад. Начнется его социализация
    3. В 4-6 лет, в дошкольном возрасте, ребенок уже должен осознанно, целенаправленно и систематически обучаться правилам хорошего тона и общения. В роли учителей выступают его родители и педагоги дошкольного учреждения. Малыш должен понять, что воспитанность и хорошие манеры – это его помощники в обретении новых друзей, общении с ровесниками и взрослыми. Обучение дошкольника этикету происходит в игре
    4. В школе требования к ребенку возрастают. Он уже самостоятельный и сознательный. От умения вести себя и общаться во многом зависят его успешность в учебе, хорошее отношение к нему у учителей, авторитет среди одноклассников. Ребенок уже умеет читать, ему необходимо предлагать детские книги по этикету

    ВАЖНО: Правила хорошего тона нужно закреплять. Ребенку необходимо общаться с детьми, чтобы уметь вести себя в их коллективе. Также родители должны организовывать малышу походы в цирк, театр, на выставки, в кафе, прочее

    ВИДЕО: Речевой этикет УРОК ПО ЭТИКЕ

    Этикет для детей за столом

    Насколько удивительным это не кажется, но обучение малыша столовому этикету начинается до года, с введением блюд прикорма или с момента, когда крохе вручают ложечку, чтобы он попытался есть самостоятельно.

    Уже тогда кроха должен узнать, что:

    • едят в строго отведенных местах – на кухне или в столовой
    • для еды используют специальные предметы -посуду и столовые приборы
    • еда – это не игра
    • кушать нужно аккуратно

    ВАЖНО: Еще до года нужно предлагать ребенку салфетку и показывать, что ею во время еды нужно вытирать ротик

    1. Использовать нужные столовые приборы. Начать нужно с элементарного: первое едят из глубокой тарелки, второе – из мелкой; вилку держат в левой руке, а нож – в правой (если, конечно, малыш не левша), прочее. Позже нужно объяснить ребенку правила пользования более сложными столовыми приборами, например, кокотной вилкой или ножом для рыбы. Освоить сервировку стола ребенку поможет специальная схема – картинка, как на фото
    2. Сидеть ровно, с прямой спиной. Для усвоения этого правила необходимо, чтобы у ребенка был обеденный стул, соответствующий его росту
    3. Не разговаривать и не баловаться. Тут не грех вспомнить фразу «Когда я ем, я глух и нем», придумать игру, которая бы проиллюстрировала, как некрасиво, когда кто-то балуется за столом
    4. Кушать нужно аккуратно, не размазывать еду по тарелке
    5. Делить кусочки на большие, чтобы не набивать рот
    6. Вытирать рот салфеткой
    7. Не тянутся через весь стол за каким-то блюдом, а попросить передать его
    8. Не класть локти на стол
    9. Не брать за стол игрушки
    10. Проявлять заботу об окружающих
    11. Говорить вежливые слова, принимаясь за трапезу («Приятного аппетита!») и заканчивая ее («Спасибо!»)

    ВАЖНО: Во время обучения ребенка столовому этикету родители не должны переусердствовать – порой поучение и критика с их стороны выглядят более невежливо, чем баловство со стороны ребенка

    ВИДЕО: Презентация Этикет и правила поведения за столом

    Этикет для детей в гостях

    Когда ребенок приходит в гости к взрослым, знакомым родителей, или детям, своим друзьям, он проходит своего рода экзамен на воспитанность. Он сдаст его успешно, если будет знать, что:

    1. Ходить в гости нужно только по приглашению. Неожиданный визит вряд ли будет приятен хозяевам
    2. Звонить или стучать в двери нужно ненастойчиво, максимум дважды
    3. Приходить в гости с пустыми руками невежливо, нужно иметь с собой хотя бы символический гостинец
    4. Первое, что должен сделать гость – поздороваться
    5. Будучи гостем, нужно вести себя сдержанно и спокойно. Нельзя трогать без спроса вещи, тем более, лазить в шкафы, открывать ящики. Нельзя бегать и шуметь
    6. Нельзя отпускать негативные комментарии по поводу дома хозяев и его обстановки, даже если в нем не слишком чисто или неприятно пахнет
    7. Если хочется рассмотреть что-то из обстановки дома (сувенир, фото, игрушку, прочее), нужно попросить разрешение у хозяев
    8. Уходя домой, необходимо поблагодарить хозяев за радушный прием и хорошо проведенное время

    Поход в гости — экзамен на вежливость для ребенка.

    ВАЖНО: Нужно объяснить ребенку, что уходить домой от гостей нужно тут же, как об этом попросят родители. Даже если играть в гостях очень интересно, малыш не должен ныть, капризничать, просить остаться еще ненадолго. Слишком продолжительный визит может быть утомительным для хозяев

    Этикет поведения детей на улице

    Находясь на улице, ребенок пребывает в обществе других людей, если, конечно, это не прогулка где-то в лесу. Своим поведением он не должен доставлять им дискомфорт.

    Родители должны объяснить малышу, что:

    1. Ходить на тротуаре нужно по правой стороне. Тогда удастся избежать столкновения с теми, кто идет навстречу
    2. Нельзя сорить. Для обложек от конфет, огрызков, прочего мусора существуют урны
    3. Нельзя показывать на прохожих пальцем
    4. Нельзя останавливаться посреди тротуара, преграждая путь тем, кто идет сзади. Если развязался шнурок, нужно отойти в сторону и там уже его завязать
    5. Нужно соблюдать правила дорожного движения. Это – вопрос безопасности
    6. Со знакомыми людьми нужно здороваться
    7. Никогда нельзя разговаривать или уходить с незнакомыми людьми
    8. Лучше не кушать на ходу. Чтобы сгрызть яблоко или полакомиться мороженным, лучше присесть на скамейку

    ВАЖНО: Уже с малого возраста можно приучать мальчика помогать маме носить покупки. Тогда шанс, что он вырастет галантным, увеличатся

    Этикет поведения детей в общественных местах. Этикет поведения детей в театре

    Сегодня у родителей есть возможность «выводить ребенка в свет» — посещать с ним общественные места:

    • детские игровые комнаты
    • парки развлечений
    • зоопарки
    • театры
    • музеи
    • выставки

    Глядя на такую картинку, ребенок должен сказать, как можно и как нельзя вести себя в театре.

    Чтобы подобное времяпрепровождение не обернулось кошмаром из-за ужасного поведения ребенка, родители должны объяснить ему, что можно, а что нельзя.
    Так, в театре:

    1. Приходить на представление нужно вовремя. Появление в зрительном зале после третьего звонка – это неуважение к актерам и дискомфорт для других зрителей
    2. Верхнюю одежду необходимо оставлять в гардеробе
    3. Перед представлением нужно сходить в туалет, чтобы потом не пришлось идти туда во время представления
    4. Если до своего места приходится добираться через кресла, на которых сидят люди, идти надо к ним лицом
    5. Если кому-то нужно пройти на свое место мимо ребенка, он должен привстать и пропустить того человека
    6. Занимать нужно исключительно то место, которое указано в билете
    7. Во время спектакля кушать и пить нельзя, это можно сделать в буфете в перерыв
    8. Во время спектакля нельзя разговаривать
    9. В очереди в туалет, буфет или гардероб нельзя толкаться

    ВАЖНО: Современное важное правило: если у ребенка есть мобильный, его на время спектакля лучше отключить. Разговоры по телефону в театре – проявление крайней невежливости

    ВИДЕО: Азбука этикета. в театре.

    Речевой этикет для детей. Этикет общения ребенка

    Знание правил речевого этикета – ключ к успешному общению ребенка с окружающими его взрослыми и детьми. Он включает в себя:

    • знакомство
    • приветствие
    • привлечение и удержание внимания собеседника
    • умение просить
    • умение отказывать
    • умение извиняться
    • умение сочувствовать, проявлять участие
    • поздравления
    • прощание
    • благодарность

    Красивая, правильная и вежливая речь ребенка — его достоинство.

    Общаясь, ребенок дошкольного возраста уже должен:

    В форме коротких и ритмичных стишков детям легче будет выучить правила хорошего тона.
    Кроме собственно правил этикета рифмовки:

    • тренируют память ребенка
    • тренируют речь ребенка
    • расширяют словарный запас ребенка

    Вот несколько примеров интересных стишков:


    Этикет поведения детей в семье

    Прошли те времена, когда к мамам и папам обращались на «Вы». Сегодня общение в семье более свободное. Тем не менее, ребенок должен знать, что:

    • общаться со взрослыми нужно вежливо и с уважением
    • нельзя пререкаться с родителями, бабушками и дедушками
    • заходя в комнату взрослых, нужно постучать
    • нельзя ябедничать родителям на брата или сестру

    ВАЖНО: В свою очередь, родители должны вежливо относится к детям, учитывать их пожелания и интересы, ни в коем случае не забывать, что они, хоть и маленькие, но личности

    Этикет поведения детей в школе

    Когда ребенок идет в первый класс, для него начинается совершенно новая жизнь. Теперь у него совершенно новая функция: он – ученик. Родители дома и учителя в школе должны объяснить ему правила поведения в школе.

    Вот некоторые из них:

    1. В школу нельзя опаздывать. Нужно приходить за 10-15 минут до начала занятий
    2. Необходимо иметь с собой сменную обувь
    3. В классе нужно сидеть на своем месте
    4. Нужно иметь при себе все необходимые для работы принадлежности
    5. Разговаривать во время урока нельзя, для общения с детьми есть перемена
    6. Выполнять домашнюю работу нужно обязательно
    7. К учителю нужно проявлять уважение
    8. До окончания урока выходить из класса нельзя
    9. Пропускать уроки можно только по болезни
    10. Если учитель входит в класс, приветствовать его нужно стоя
    11. Если на уроке захотелось в туалет, нужно поднять руку и попросить разрешение ненадолго покинуть класс
    12. На перемене не кричать, не бегать по коридорам, не толкаться и не драться
    13. Прочее

    ВАЖНО: Во многих школах сегодня установлены свои правила. О них должен рассказать классный руководитель. Иногда такие правила публикуют в брошюрах и раздают всем ученикам класса

    ВИДЕО: Правила поведения в школе

    Телефонный этикет для детей

    Мобильный телефон есть чуть ли не у каждого современного первоклашки. Ребенка нужно научить, как правильно разговаривать по нему и писать смски.

    • разговор по телефону нужно начинать с приветствия
    • в общении по телефону соблюдаются все правила речевого этикета
    • сообщения, даже если они адресованы другу, пишутся грамотно, в них употребляются только приемлемые сокращения
    • в школе, поликлинике, общественных местах (театре, планетарии, кино, прочее), разговаривать по телефону неприемлемо
    • обещание перезвонить нужно выполнять
    • нельзя отвечать на телефон другого человека, если только он сам не попросил об этом

    Игры по этикету для детей. Конкурсы, викторины для детей по этикету

    Учить и закреплять правила хорошего тона детям помогут игры.

    ВАЖНО: Готовые сценарии игр родители могут найти в специальных книгах или в Интернете. Если подключить фантазию, придумывать их можно самому. Главное, чтобы игра была целенаправленной

    1. Игра «Чаепитие у Мальвины». В основе игры – знаменитая детская сказка «Буратино». Играть в игру могут несколько детей или ребенок с игрушками. В гости к Мальвине приходят ее друзья. Они проявляют вежливость, здороваясь с хозяйкой, интересуясь, как у нее дела. Один Буратино ведет себя невежливо, громко говорит, перебивает других. Когда начинается чаепитие, он ест варенье руками, «сербает» из чашки, тянется через весь стол за кусочком пирожного. Задача Мальвины и ее гостей – объяснить Буратино, что он ведет себя неправильно и рассказать о правилах хорошего тона в гостях и за столом
    2. Игра «У меня зазвонил телефон». У ребенка понарошку звонит телефон. Он должен вежливо ответь на звонок: поприветствовать звонящего, поговорить с ним, потом попрощаться. После все происходит наоборот
    3. Конкурс «Правильно и неправильно». Проводится уже после того, как ребенок выучил основы этикета. Может быть групповым. Ребенку дают колокольчик или флажок. Взрослый читает ситуации. Если в какой-то из них нарушены правила хорошего тона, ребенок должен поднять флажок над головой или позвонить в колокольчик, назвать, что в ситуации было неправильно, как нужно было поступить на самом деле. Например: «Маша в театре во время спектакля ела бутерброд и разговаривала по телефону со своей подружкой». Маша поступила неправильно. В театре кушать нужно только в буфете в антракт, говорить по телефону во время спектакля нельзя

    Этикет: беседа с детьми

    Под беседой в педагогике подразумевают целенаправленное общение. Она является эффективным методом воспитания определенных качеств в ребенке старшего дошкольного или школьного возраста, не раньше.
    Беседа по этикету с целью разъяснения правил хорошего тона в той или иной ситуации:

    • не должна быть долгой
    • не должна быть монотонной
    • должна быть интерактивной
    • должна иллюстрироваться карточками, плакатами, обучающими фильмами, мультфильмами, прочее

    Беседы по этикету — элемент воспитательной работы в школе.

    Обычно, такие беседы проводятся педагогами с группами детей в садике или школе.

    Книги по этикету для детей. Сказки об этикете для детей

    В любом детском магазине можно купить книги по этикету для детей. Это могут быть поучительные сказки в прозе и стихах или нечто подобное своду правил. Выбрать хорошую книгу, по которой малыш легко выучит, как себя вести, помогут следующие советы:

    1. Книжка должна соответствовать возрасту ребенка. Если она предназначается малышу дошкольного возраста, лучше, чтобы это была не слишком длинная стихотворная сказка с каким-либо интересным персонажем
    2. В книге должны быть тематические иллюстрации, тогда ребенок лучше усвоит информацию в ней
    3. Есть книги по какому-либо одному виду этикета или о правилах поведения в определенной ситуации (в театре, транспорте, на детской площадке). Такие книги хороши тем, что они не перенасыщают ребенка информацией и лучше усваиваются
    4. Если ребенок уже умеет читать, книга предназначена для него, а не для чтения родителями, она должна быть написана простым и понятным ребенку языком, шрифт в ней должен быть крупным

    ВАЖНО: Есть очень интересные книги – энциклопедии для мальчиков и девочек. В таких обязательно присутствует раздел по этикету

    Уроки вежливости и этикета: мультфильм для детей

    Так уж случилось, что современные дети не представляют свою жизнь без мультиков. Почему бы не совместить приятное с полезным и не включить малышу мультфильм, обучающий этикету?

    ВИДЕО: Смешарики Нюша Этикет и вежливость

    ВИДЕО: Первые УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ ДЕТЯМ

    ВИДЕО: Уроки для детей. Этикет, вежливость

    Все родители мечтают, чтобы их дети были воспитанными. Однако ожидать, что ваш ребенок сам будет следовать правилам этикета бессмысленно. Этот момент вряд ли наступит. Главная обязанность родителей – научить своего ребенка этим правилам приличия. А дети должны четко следовать им, так как являются полноценными членами общества.

    Принципы хорошего поведения ребёнок изучает с самого рождения, однако осознаёт это только в возрасте 3-5 лет. Родители должны вовремя рассказать ребенку, что дозволено, а что делать запрещается. Если ребёнок хорошо воспитан, то за него не придется краснеть в гостях. Когда ребёнок пойдёт в детсад либо среднее учебное заведение, понимание основ этикета окажется очень даже кстати.

    Что это такое?

    Родители должны разъяснить своим детям, что такое «этикет», ведь для малышей это такое же обычное слово, как и все остальные, и оно для них ничего не значит. Объяснение определения данного слова нужно начать с того, что это определенные правила. Изучив их, ваш ребенок научится вести себя правильно с ровесниками, старшими, в гостях, с незнакомцами, а взрослые будут его уважать.

    Для начала нужно научить своего ребенка следующим правилам:

    1. Всегда помнить о приветствии.
    2. Культурно вести себя за столом и в общественных местах.
    3. Уважать старших и не перебивать их.

    Для ребенка правила этикета – довольно абстрактное понятие. Следовательно, ему нужно приводить примеры: кто такой воспитанный человек, а кто невоспитанный и что их отличает.

    Детям нужно объяснять, что в основе каждой хорошей манеры лежит гуманизм: надо уважительно относиться ко всем окружающим.

    Роль в воспитании

    Нормы поведения играют большую роль в воспитании детей, благодаря им, ребёнок будет легче ориентироваться в разных жизненных ситуациях, научится сглаживать многие конфликты. Ведь дети часто ссорятся из-за пустяков.

    Основную информацию о том, как необходимо вести себя в той или иной ситуации, дети получают, просто наблюдая. Поэтому основным местом изучения этикета является семья. Ваше дитя будет относиться ко всем знакомым так, как это происходит у него дома. Отношения между близкими людьми полностью проецируются на ребенка.

    Родители должны подавать пример своим детям, воспитывая внимательность к тому, кто рядом и вежливость ко всем окружающим. Для этого можно просто показывать им, что старшим нужно уступать место, а девочек пропускать вперёд. Желательно прибегать к использованию следующих слов:

    • извините, прошу прощения;
    • пожалуйста, большое спасибо;
    • приятного аппетита, будь здоров;
    • доброе утро, спокойной ночи.

    После каждой увиденной ситуации ребёнок начнёт привыкать к этой дружелюбной атмосфере и вежливости в целом. Удивительно то, что дети, только-только научившиеся говорить, произносят все те вежливые слова, которые слышали ранее от родителей.

    Если вежливые слова станут естественной атмосферой в доме, то детей даже не нужно будет им учить, они сами переймут все нужные выражения у родителей.

    После того как дети попадают в общество, они должны социализироваться, а помощь оказать могут только взрослые, ставя себя в пример, читая сказки или объясняя разные ситуации. Это является основой в развитии культурного человека, который сможет достойно выйти из самых сложных ситуаций в жизни, не попадая в неловкие положения. Обучать этому родители начинают ещё в самом раннем детстве, прося своего малыша помахать ручкой на прощание и сказать «пока-пока». Перед тем как отправить своё дитя в детсад, ему необходимо рассказать, что к старшим обращаются по имени-отчеству и на «вы».

    Дети отрицательно относятся к различным наставлениям. Если ребёнок постоянно находится под назидательным контролем, то он вряд ли будет прислушиваться к вам . То есть, чем строже вы будете следить за его поведением, тем упрямее он будет идти наперекор вам. Поэтому во время обучения детей нужно прибегать к элементам игры.

    Для детей ваших слов мало. Ребенку обязательно надо показать и рассказать, почему делать нужно именно так, а не по-другому. Предпочтительно приучать к нормам поведения косвенно, а не прямым текстом, чтобы ребёнок сам хотел следовать им. Для малышей, которые еще не научились читать, лучшим вариантом привития норм поведения считаются сказки и игры.

    Можно просто несколько раз проиграть какую-нибудь ситуацию с самыми любимыми игрушками ребенка, например, знакомство с новой игрушкой или прощание со старой, ребёнок легко спроецирует на себя это правило.

    Подобным образом можно научить детей правилам поведения за столом, этикету в общественном транспорте или больнице. Для тех, кто любит сказки, можно прибегать к уже существующим или придумать свою историю. Отличным примером является книга «Волшебное слово» В. Осеевой.

    Детские сказки и рассказы всегда являются поучительными, дети обычно представляют себя в роли основного персонажа и могут сами сравнить, где главный герой поступил правильно, а где нет. Следует задавать ребенку вопросы из моментов в рассказе, чтобы он давал ответы на них. Можно создать бесконечное множество историй, взяв за основу любимую игрушку или героя мультфильма. В этом случае всё зависит от фантазии родителей.

    Лучшими сказками, помогающими освоить нормы этикета, являются те, в которых персонажи, совершив плохие поступки, задумываются над ними и исправляются. Можно пользоваться правилами, написанными в стихотворной форме. Хорошим пособием можно считать произведение Григория Остера, сочинившего «Вредные советы».

    С помощью игры можно обучать правилам этикета и детей-подростков. Например, написать на листочке некоторую часть правил, продолжение которых дети должны дописать сами. По словам психологов, чем раньше дети осознают, как следует себя вести, тем успешнее они будут в компании сверстников.

    Основными принципами, трактующими правила поведения в обществе для детей, являются хорошие поступки и демократия в общении. У человека, который хорошо овладел этикетом речи, всегда много товарищей. В этом случае ребёнок будет с удовольствием ходить в детсад.

    Знает ли ребёнок основные принципы поведения в обществе – от этого зависит, готов ли он идти в школу или нет. Если дети не умеют правильно общаться, то им будет сложно стать успешными и добиваться требуемых задач, а также определиться с выбором профессии.

    Чтобы научить ребёнка следовать правилам этикета, взрослые сами должны придерживаться их. Все уроки будут бесполезными, если родитель не будет подавать правильный пример.

    Классификация

    Самым удивительным является то, что правила поведения дети начинают изучать до 1 года, с момента первого кормления за столом, когда малышам дают маленькую ложечку, чтобы они попробовали есть сами.

    В дошкольном возрасте дети должны выучить следующие правила столового этикета:

    • Следует грамотно использовать все виды столовых приборов. Для начала надо просто разъяснить, что первое блюдо нужно есть из глубокой тарелки, а второе – из плоской. При условии, что ребёнок не левша, следует приучить его, что в правой руке держат нож, а в левой – вилку, но не наоборот. После того как он немного подрастет, научите ребенка пользоваться ножом для нарезки рыбы и другими сложными приборами. Так ребёнок сможет полностью изучить сервировку.
    • За столом стоит сидеть прямо. Чтобы ребёнок быстрее запомнил это правило, у него должен быть домашний стул, который соответствует его росту.
    • «Когда я ем – я глух и нем» – эта пословица очень даже к месту. Нельзя играться за столом и говорить с набитым ртом.
    • Нельзя размазывать пищу по всей тарелке. Это не свойственно воспитанному человеку. Есть надо аккуратно.
    • Набивать полный рот некультурно, пищу следует делить на мелкие кусочки.
    • Если блюдо находится далеко от ребенка, то ему не следует тянуться за ним в другой конец стола. Можно просто попросить подать его.
    • Не класть локти на стол и не брать с собой игрушки.
    • Вытирать рот только салфеткой.
    • Помнить, что перед трапезой надо желать приятного аппетита и благодарить в конце.

    Во время визита в гости нужно пользоваться следующими правилами:

    • В гости нужно приходить, предупредив заранее, или по приглашению. Внезапное появление будет не очень приятно.
    • Нельзя настойчиво звонить или стучать в дверь. Максимальное количество допустимых стуков или звонков – два.
    • Нельзя идти в гости «ни с чем», при себе должен быть любой гостинец, пусть даже небольшой.
    • С порога нужно поздороваться.
    • В гостях нужно быть сдержанным и спокойным. Запрещено трогать чужие вещи без разрешения хозяина, а также бегать по гостевой комнате, кричать, лазить по шкафам.
    • При желании посмотреть поближе сувенир или фото, нужно спросить об этом разрешения у хозяев.
    • Перед уходом домой, следует выразить благодарность хозяевам за хороший приём.

    Во время прогулки на улице детей окружают множество людей. Ребёнок не должен доставлять им дискомфорт:

    • Для того чтобы не задевать людей, которые идут навстречу, нужно передвигаться только по правой части тротуара (правило правостороннего движения).
    • Нельзя разбрасываться мусором. Для оберток от конфет и подобных вещей есть специальные урны.
    • Неприлично указывать пальцем на людей.
    • Остановившись посреди тротуара, ребёнок преграждает дорогу всем людям, идущим позади. Если нужно остановиться (завязать шнурок и т. п.), лучше отойти в сторонку.
    • Если на улице встречаются знакомые, то их обязательно следует поприветствовать.
    • Нельзя говорить с незнакомцами и уходить с ними.
    • Желательно не есть на ходу. Если купили мороженое, то лучше сесть на скамейку и спокойно покушать.

    При посещении общественных мест (кинотеатр, музейный зал) нужно также следовать правилам этикета, иначе такое времяпрепровождение в музее превратится в кошмар для родителей:

    • Нельзя опаздывать на представление. Запрещено появляться в зрительном в зале после третьего звонка.
    • Нельзя проносить в зал куртки, шапки, пальто. Для них есть специально место в гардеробе.
    • Если перед ребёнком кто-то хочет пройти, то ему следует немного приподняться и дать пройти человеку на нужное ему место.
    • В случае если ряд занят, в креслах сидят люди, а ребенку нужно пройти, то пробираться к своему месту нужно спиной к сцене.
    • Нельзя занимать чужие места. Для каждого человека место отмечено в билете.
    • Для еды и питья существует буфет, в который можно сходить в период перерыва.
    • В театре в период представления запрещены разговоры.
    • В очередях толкаться неприлично.

    Как обучить своего ребёнка?

    До того, чтобы научить мальчиков и девочек правилам этикета, нужно прививать семейные и общечеловеческие ценности с самого детства. Давайте рассмотрим главные нюансы этого процесса:

    • В повседневной жизни. Прежде всего, следует помнить, что дети всегда будут похожи на своих родителей. Поэтому нужно для начала воспитать себя.
    • Во время чтения книг великих людей и изучения их биографии. Во время прочтения книг вслух следует акцентировать внимание на ярких моментах данной истории, сравнивать детей с главными героями, мотивируя их к воспитанию самих себя. Таких примеров очень много. Этические книги растят детей с добрым сердечком.
    • Во время совместного просмотра фильмов и походов в театр . Лучше всего заранее подумать, какие фильмы вы планируете посмотреть и выделить в них определенные моменты, которые позже будут разбираться вместе с ребенком.
    • Во время общения с детьми и с помощью игр . Здесь всё просто. Можно всего лишь рассказать от лица любимой игрушки, что во время просьбы нужно добавлять «пожалуйста», а когда прощаемся, произносить «до свидания». Также нужно объяснить, как правильно говорить по телефону, дарить и получать подарки.

    Существует и этика межнационального общения, ей тоже следует уделить особое внимание.

    Дидактическое пособие «Этикет для малышей» предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами.

    Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений.

    Пояснительная записка.

    Каждый родитель желает добра своему ребёнку. Он хочет, чтобы ребёнок рос здоровым, умным, весёлым и воспитанным. « Воспитанность - это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени», - так писал английский писатель и государственный деятель Ф.Честерфилд. Знание правил поведения и общения между людьми, позволяет не только ребёнку, но и взрослому человеку чувствовать себя уверенно и свободно. Правила этикета просты и разумны. Основное правило - делать так, чтобы другому было хорошо.

    Существует четыре ступени этикета:

    ❖ первая заканчивается к 5 годам, девиз «Не мешай окружающим людям» (не разговаривай громко, не толкай и т. п.);

    ❖ вторая - к 10 годам, девиз «Будь приятен окружающим людям» (говори комплименты, скрывай своё плохое настроение и т. п.);

    ❖ третья - к 14 годам, девиз «Помогай окружающим людям» (уступи место, предложи помощь и т. п.);

    ❖ четвёртая - к 18 годам, девиз «Будь естественным».

    На протяжении нескольких лет, я проводила дополнительные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по этикету и культуре поведения. На занятиях, я с успехом использовала мнемотаблицы, знакомя детей, да и родителей, с этикетными нормами и правилами.

    Мнемотаблицы по этикету служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами.

    Цель разработки пособия:

    Формирование культуры поведения и общения детей и взрослых.

    Задачи:

    ✓ знакомство с правилами этикета,

    ✓ формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях,

    ✓ развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми,

    ✓ воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе.

    Темы:

    ❖ «Приветствие»,

    ❖ «Прощание»,

    ❖ «Поведение на улице»,

    ❖ «Правила поведения в транспорте»,

    ❖ «Говорим по телефону»,

    ❖ «Идём в театр»,

    ❖ «Поведение в магазине».

    Ход игры:

    Дети сидят полукругом, воспитатель находится рядом с ними. Сюжетная картинка или рассказ воспитателя служат толчком для разговора по выбранной воспитателем теме. В конце общего обсуждения, дошкольники пересаживаются за столы (можно в это время провести физминутку). На листочке (а лучше, в тетради) нарисована таблица 3*3. Педагог представляет детям на доске мнемотаблицу с правилами этикета, о которых они узнали в ходе обсуждении. Дошкольники перерисовывают таблицу в тетрадь, которую забирают домой. Дома ребята рассказывают о правилах этикета родителям, которые дословно их записывают. Таким образом, происходит знакомство родителей с этикетными нормами и правилами, а воспитанники укрепляют внимание и память, развивают речь. Несколько таблиц демонстрируются в качестве образца, а в дальнейшем, дети самостоятельно заполняют таблицы, используя свои умения и навыки.

    Тема: «Приветствие»

    Называется имя

    Улыбка согревает приветствие

    Младший первый приветствует старшего

    Руки в карманах не держим

    Входящий первый приветствует присутствующих

    Мужчина первый приветствует женщину

    Первая подаёт руку для рукопожатия женщина

    Не жуём, когда приветствуем

    При разговоре смотрим на «третий» глаз

    Для рукопожатия подаём правую (чистую) руку (левая сторона тела считается сатанинской, нечистой).

    Тема: «Прощание»

    При прощании используем пожатие руки

    Кивок головой

    Взмахивание рукой

    Дружеское прощание: пока, счастливо, чао

    Если предполагается встреча говорим « до встречи»

    Как вы прощаетесь с родителями перед сном?

    Само слово «прощай» означает конец встречи

    Тема: «Поведение на улице»

    На улицу выходим опрятно одетыми

    Двигаемся по правой стороне дороги

    Шеренгой по улице не ходим

    Девочка идет с более почетной правой стороны (на левом боку висела сабля)

    Дорогу переходим по зеленому сигналу светофора

    На улице не кричим

    На улице не мусорим, для бумажек есть урна

    На улице ничего не жуем

    Можно есть только мороженое, но не облизывать, а кусать

    Если на улице несчастный случай, звоним по 03.

    Тема: «Правила поведения в транспорте»

    При выходе из транспортного средства, помогаем выйти пожилым, маме, девочке

    Уступаем место инвалидам, маме

    Не обсуждаем громко свои проблемы

    Не наступаем на ноги, не стоим ногами на сиденье

    В транспорте не причесываемся

    Уступаем место кому тяжело стоять (маме с малышом)

    Троллейбус и автобус обходим сзади, а трамвай наоборот - спереди

    Если нам уступили место, то благодарим и отказываемся

    Не толкаем всех локтями

    Если у нас за спиной висит рюкзак, снимаем его и ставим рядом.

    Тема: «Говорим по телефону»

    Не жуём, разговаривая по телефону

    Не зеваем, навевая скуку на своего собеседника

    Если телефон прогудел 4-5 раз и никто не взял трубку, не беспокоим этот номер

    Если всё-таки трубку взяли, то сначала приветствуем того, кому звоним

    И второе - представляемся, т. е. называем свое имя

    Все телефоны записываем в записную книжку

    Обязательно выучим свой номер телефона

    Звоним до десяти часов вечера: позже кто-то может лечь спать

    Спрашиваем, не оторвали ли от важных дел

    Долго не болтаем, т.к. может быть кто-то другой не может дозвониться по важному делу

    Если мы попали не туда, извиняемся

    Если к нам попали по ошибке, отвечаем: "Простите, Вы ошиблись номером".

    Тема: «Идём в театр»

    В театр приходим красиво одетыми (причёсанными, умытыми, с чистым носовым платочком, в начищенной обуви)

    Не забываем взять билет

    Приобретаем в театре программу

    После первого звонка подходим к билетёру и просим показать наше место в зале

    После третьего звонка вход в зал запрещён

    В буфете можно попить и поесть

    В зале не едим, не кричим

    Представление понравилось - хлопаем в ладошки (аплодисменты)

    Спокойно идём в гардероб и по номерку берём свою одежду.

    Тема: «Поведение в магазине»

    Придерживаем дверь и пропускаем выходящих из магазина людей

    Не берём животных в магазин

    В магазине встаем в очередь

    Корзина для товара

    Продукты берём руками только в упаковке

    Этикетные нормы обращения к продавцу

    Сначала заплати за товар (продукт) - потом его ешь

    Не кричим в магазине

    Не бегаем по магазину.

    Тема: «Правила поведения в храме».

    Одежда для посещения храма должно быть скромной

    За руки не держимся

    Не кричим

    Не кушаем

    Не пьем в храме

    Сидят на скамейках только пожилые люди

    Если поставили свечку, сразу не убегаем от нее

    Не разрешается в храме проводить фото и видеосъемки, только в исключительных случаях

    Не бегаем в храме.

    Тема: «Правила дружбы детей группы»

    Не деремся

    Не жадничаем

    Не ссоримся

    Не кричим друг на друга, говорим спокойно

    Жалеем тех, кто плачет, стараемся ему помочь

    Извиняемся, если нечаянно уронили, помогаем встать

    Если ребёнок нарушает правило в игре, не дерёмся, а напоминаем ему об этом правиле

    Не обманываем

    Приносим в группу игрушки и угощение всем детям.

    Приучать детей быть вежливыми необходимо с самого раннего возраста. От этого зависит то, насколько хорошо ребенок впишется в современное общество, насколько быстро освоит которая ему потребуется в будущем. Правила этикета для детей проработаны многими психологами, однако преподносить их приходится именно родителям.

    Что такое этикет?

    Данное понятие представляет собой определенную между людьми, благодаря чему между ними завязывают отношения (дружеские, романтические, семейные и прочие). Этикет для детей школьного возраста в некоторых учебных заведения преподают с младших классах, а некоторых вообще не имеют и малейшего представления о таком важном предмете. Именно для того, чтобы мальчики и девочки в будущем могли нормально существовать в обществе, родители должны научить их этой технике общения.

    Не изжил ли он себя?

    Глядя на манеру общения современных подростков, многие ученые-психологи задаются вопросом о том, а не изжил ли себя этикет в принципе. Однако тут же одергивают себя, говоя о том, что без него построить нормальные отношения невозможно, поскольку произойдет откат (деградация) до чуть ли не первобытных времен. Правила этикета для детей можно условно разделить на несколько групп:

    • столовый (как вести себя за столом);
    • гостевой (как вести себя в гостях и с гостями);
    • речевой (как разговаривать с ровесниками, со взрослыми, незнакомыми людьми);
    • в общественных местах (как себя вести в общественном транспорте, парке, магазине, театре, цирке, кинотеатре и прочих).

    Все это родители должны прививать с раннего возраста, пока мозгом наиболее быстро усваивается информация и манеры поведения. Примечательно, что этикет для детей включает все вышеописанные пункты, просто с учетом возрастных особенностей.

    2-3 года

    В этот период малыши еще только начинают свое активное общение посредством речи с окружающим миром. И именно в это время необходимо начинать объяснять им простейшие правила этикета для детей. Прежде всего столового. Что он собой представляет? Свод небольших, но довольно значимых правил, которые должны быть известны детям.

    Столовый этикет

    Прежде всего, малыши не должны выплевывать еду, размазывать ее по столу, выбрасывать из тарелки. Это самое основное правило. для детей 2-3 лет не слишком обширный. Достаточно того, что малыши будут вести себя тихо и спокойно за столом, не будут разговаривать во время еды.

    Культура речи

    Детям такого возраста тяжело даются сложные слова, однако это не повод отказываться от них. Малышам с раннего возраста нужно говорить "волшебные" слова, которые в будущем им пригодятся. А именно:

    • спасибо;
    • пожалуйста;
    • здравствуйте (привет);
    • до свидания (пока);
    • приятного аппетита;
    • спокойной ночи;
    • доброе утро.

    В этом же возрасте стоит приучить ребенка по пустякам, не жаловаться на других. От этого зависит то, насколько подготовленным он окажется к большему по размеру коллективу (к школе). Уроки этикета для детей 2-3 лет можно проводить в игровой форме, чтобы малышам было интереснее и проще воспринимать новую информацию. Например, обыграть любимыми игрушками ту или иную ситуацию (зайчик сказал мишке "спасибо" за конфетку).

    4-5 лет

    В этом возрасте дети становятся уже более восприимчивыми к новым знаниям, а также больше открыты для речевого общения, ведь их словарных запас уже довольно обширен. А потребность в разговорах и коммуникациях существенно возрастает. Именно в 4-5 лет можно начинать изучать "этикет в гостях" для детей.

    Гостевые правила общения

    Во-первых, отправляясь к знакомому или другу, нужно взять из дома хорошее настроение. Поскольку дети такого возраста редко ходят в гости самостоятельно, родители должны проследить за тем, насколько их ребенку хочется куда-то идти в принципе. Если дошкольник будет расстроен или удручен, то ничего хорошего в общении у него может и не выйти.

    Во-вторых, нельзя чего-то требовать от хозяина дома. Родители должны объяснить ребенку, что в гостях ничего трогать без разрешения не разрешается. А тем более требовать! Вот тут могут прийти на помощь "волшебные" слова, которыми малыш может попросить то, чего ему хочется, у хозяина дома. Этикет для детей дошкольного возраста подразумевает, что ребенок сможет наладить контакт мирным путем.

    В-третьих, нельзя сидеть допоздна. Даже если очень хочется, даже если не все игры были переиграны, а дела переделаны. Стоит сразу (еще до похода в гости) объяснить ребенку, что хозяину нужно вовремя покушать, помыться и лечь спать, независимо от вашего посещения, а значит, уйти домой нужно тогда, когда решат родители.

    Если же к вашему малышу пришел друг, то ваш хозяин должен знать о том, как себя нужно вести:

    1. Делиться своими игрушками и вещами.
    2. Не обижать и не задирать гостя.
    3. Угощадь сладостями и лакомствами.
    4. Развлекать гостя, чтобы ему не было скучно и тоскливо.

    Правила этикета для детей не такие уж и сложные, однако если пропустить хотя бы одно из них, есть риск получить эгоиста и бирюка вместо ласкового и приветливого малыша.

    Школьники младших классов

    После того как детский сад уже остался позади, ребенок испытывает некоторый стресс, попав в младшую школу. Однако правила этикета остаются неизменными для него. Более того, они только прибавляются. Так, например, в этом возрасте становится актуален расширенный столовый, речевой и общественный этикет.

    Как быть за столом?

    В нагрузку к тому, что уже было известно ребенку, прибавляется несколько новых правил:

    • не класть локти на стол;
    • начинать прием пищи вместе с остальными, а не раньше и не позже их;
    • заканчивать трапезу словами благодарности, даже если не было вкусно;
    • хвалить предложенную еду;
    • вставать из-за стола вместе с остальными или по разрешению взрослых.

    Конечно, многие из вышеописанных пунктов не выполняются даже самими родителями. В этом случае нужно начинать с себя, а потом уже учить детей. Кроме того, важно не приучать малышей есть в комнате или перед телевизором, поскольку для этого есть специально отведенное место (кухонный стол).

    Что делать в

    Этикет для детей школьного возраста предписывает следующие правила поведения:

    1. Уступать места старшим в транспорте.
    2. Пропускать женщин вперед (актуально мальчикам).
    3. Открывать двери дамам (актуально мальчикам).
    4. Пропускать выходящих из двери людей, затем только заходить самому.
    5. Не тыкать ни в кого пальцем.
    6. Не ковырять в носу, не отрыгивать, не пукать, не зевать у всех навиду (можно в платок или кулак).
    7. При чихании или кашле прикрывать ладонью или платком рот.
    8. Не мусорить на улице и в общественных местах.

    Это минимальные знания, которые должны быть разъяснены малышу родителями. От того, насколько он будет соблюдать эти правила, зависит то, насколько культурным он вырастет, насколько хорошо приживется в современном обществе. Правила этикета для детей помогают стать несколько добрее и открытее к внешнему миру. Учеными отмечено, что проще устроиться на работу, завести семью, добиться успехов, нежели асоциальным и некультурным.