• Русские традиции и обычаи: народные праздники и обряды. Русские народные праздники Календарь народных праздников и обрядов

    В прошлом праздники на Руси составляли важную часть семейной и общественной жизни. На протяжении многих веков народ свято хранил и чтил свои традиции, которые передавались от одного поколения к другому.

    Значение праздников

    В человек занимался своими повседневными делами и добывал хлеб насущный. Нечто противоположное этому являлось праздником. В такой день происходило слияние с почитаемой всеми историей и сакральными ценностями общины, что воспринималось как священное событие.

    Основные традиции

    На бытовом уровне существовал целый ряд правил, позволяющих в праздничный день получить психофизиологическое ощущение полноты жизни.

    Русские народные праздники для детей, стариков и старых дев попросту не существовали. Считалось, что первые пока не достигли того возраста, когда могут осознать сакральную ценность, вторые уже стоят на грани живого и мертвого мира, а третьи, отмеченные безбрачием, не выполнили своего предназначения на этой земле.

    Русские народные праздники и обряды всегда предполагали свободу от любой работы. Запрет в такие дни налагался на пахоту и косьбу, колку дров и шитье, ткачество и уборку избы, то есть на любую повседневную деятельность. В люди должны были нарядно одеваться и выбирать для разговора только радостные и приятные темы. Если кто-либо нарушал принятые правила, то на него мог быть наложен денежный штраф. Одной из мер воздействия являлось битье плетьми.

    Хронология праздников

    В старину все дни, свободные от работы, соединялись в единой многоступенчатой последовательности. Русский народный календарь праздников размещал их в определенном порядке, который не менялся из века в век.

    Считалось, что наибольшей сакральной силой обладал святой день Пасхи. Русский народный праздник, относимый к разряду великих, это Рождество. Не меньшее значение имела Троица, Масленица, а также Петров и Иванов дни. Выделяли особые периоды, которые связывали с почином различных крестьянских работ. Это могла быть заготовка капусты на зиму или сев зерновых. Такие дни считались полупраздниками или малыми праздниками.

    Православное вероучение устанавливало Пасху с двунадесятыми. Это двенадцать праздников, провозглашенных в честь Божьей Матери и Иисуса Христа. Были также и храмовые дни. Они являлись местными праздниками, посвященными значительным событиям, происходившим в жизни святых, в честь которых и возводились храмы.

    В особую группу выделяются дни, которые не имеют связи с церковными традициями. К ним относятся Масленица и Святки. Существовали также заветные праздники, отмечаемые в память о каком-либо трагическом событии. Они проводились в надежде добиться благосклонности божества или природы. Отмечались многочисленные женские и мужские, а также молодежные праздники.

    Обряды, проводимые зимой

    Издавна русский народ отводил определенную роль каждому из времен года. Любой русский народный праздник, отмечаемый в зимний период, славился гуляньями, забавами и играми. Это спокойное время как нельзя лучше подходило земледельцу для развлечений и раздумий.

    На Руси рубежной датой большого перечня обрядов, связанных с землепашеством, считалось Новогодье. Оно сопровождалось Святками и Колядами. Это были красочные народные гулянья.

    Святками являлся период с Предновогодья, длящийся двенадцать дней. Накануне отмечался рождественский Сочельник. К этому празднику избу хорошенько убирали, ходили в баню и меняли белье.

    После Рождества, 19 января, отмечали Крещение, или Богоявление Господне. Это один из великих двунадесятых праздников.

    Сретенье Господне отмечается 15 февраля. Это также один из двунадесятых православных праздников. Отмечается он в память о встрече младенца Иисуса, принесенного в Иерусалимский храм, со святой пророчицей Анной и старцем Симеоном.

    Весенние праздники

    Завершилась зима. Силы тепла и света победили холод. В это время отмечается русский народный праздник, который известен своим раздольным весельем - Масленица. В этот период, который длится целую неделю перед Великим постом, происходило прощание с зимой.

    Сценарии русских народных праздников, пришедшие к нам с древних времен, диктовали на Масленицу ходить в гости и печь блины, кататься на санках и санях, сжигать, а затем и хоронить чучело зимы, наряжаться и устраивать застолья.
    22 марта отмечались Сороки, когда день по своей продолжительности равнялся ночи. Традиционно молодежью водились хороводы и распевались песни. Посиделки кончались вместе с Масленицей.

    7 апреля - Благовещенье. Шестая неделя Великого поста является Вербной. Народные традиции этого праздника связаны с вербой. Ее веточки освящают в церкви.
    Великим праздником всех христиан, живущих на нашей планете, является Пасха. В этот день отмечается Воскресение, то есть свершение перехода Иисуса Христа от смерти к жизни.

    Красная горка - русский народный праздник. Он приурочен к первому воскресенью, наступившему после Пасхи, и является символом полного прихода весны. Этим праздником древние славяне встречали пору возрождения природы.

    На после Пасхи справляли Вознесение. Это последний весенний праздник.

    Обряды и традиции в летний период

    Пятидесятый день после Пасхи считается Днем (Пятидесятницы). Это один из самых великих православных двунадесятых праздников. В Библии этот день описывается событиями, которые наделили Апостолов Духом Святым и позволили им заниматься проповедованием учения Христа среди всех народов. Пятидесятница считается днем рождения самой Церкви.

    Русские народные праздники летом начинались с Троицы. Этот день связывали с окончательными проводами весны. Основной традицией на празднование Троицы являлось украшение жилища и храма различными веточками, цветами и душистой травой. Это делалось для того, чтобы сошел Святой Дух. Как и на Пасхальной неделе, вновь красили яйца.

    Значительный русский народный праздник июля - Ивана Купала. Он имеет этническое происхождение и празднуется с шестого на седьмое число, когда наблюдается летнее солнцестояние. Традиционно в этот день жгут костры и прыгают через них, плетут венки и водят хороводы. Называется праздник в честь Иоанна Крестителя. Главное, чем отличается этот день от остальных празднеств, это прыжки через костры, которые способствуют очищению человека от находящейся внутри него нечисти.

    Примечательны летние русские народные праздники августа. Начинаются они со второго числа, когда отмечается Ильин день. После него происходит спад летней жары с установлением умеренного тепла. Традиционно к Ильину дню пекли пышки и колоба из муки нового урожая.

    Уже 14 августа вместе с первым Спасом начинались проводы лета. В этот день пасечниками выламывались соты в ульях. Именно поэтому праздник называют медовым. Второй Спас празднуется 19 августа. Прозвали его яблочным, так как в это время приходит срок сбора поспевшего урожая плодов.

    28 августа празднуется Успение Пресвятой Богородицы. Это большое событие. Его относят к двунадесятым православным праздникам. Это день почтения памяти великой Молитвенницы - Божьей Матери. Согласно народным традициям, этот праздник называется Господиным днем. Окружен он не печалью, а радостью.

    На следующий день после Успения празднуется третий Спас. Этот день отмечен как в православном, так и в славянском календаре. Он знаменует собой дожинки и последний отлет ласточек, а также начало бабьего лета, которое длится до одиннадцатого сентября.

    Осенние праздники

    14 сентября восточные славяне отмечают праздник, названный в честь Семена Летопроводца. Его суть - проведение торжеств, которые знаменуют приближающуюся осень. Это день совершения обрядов, в число которых входят следующие: новоселье и засидки, подстриг и поджигание огня, а также похороны мух.

    Ровно через месяц, 14 октября, отмечается Покров день. Он знаменует собой окончательное наступление осеннего периода. В прежние времена в этот день сжигали изношенные за лето лапти и соломенные постели. Считалось, что на Покров осень встречается с зимой.

    Русские народные праздники в современной жизни

    С древних времен дни, когда люди традиционно не работали и совершали определенные обряды, пробуждали в человеке чувство прекрасного, позволяли почувствовать себя свободным и расслабиться.

    В настоящее время в России некоторые старинные праздники не забыты. Они отмечаются, как и прежде, с сохранением древнейших традиций. Как и в былые времена, русский народ имеет повод устроить веселые застолья, танцы, игры и гулянья.

    Празднуются в России и религиозные праздники. Они также являются народными, потому что православную веру невозможно отделить от ценностей, которыми богата культура страны.

    Языческие ритуалы стали органической составляющей многих христианских праздников (Рождества.Пасхи, Покрова). Еще в середине XX в. белорусские крестьяне искренне почитали святого Николая, но одновременно совершали различные ритуальные действия, чтобы уберечься от происков ведьм на Ивана Куполу. Разностадиальные представления не только не вступают в противоречие, но и прекрасно сосуществуют, дополняя друг друга. Формой их сосуществования и является система народных обрядов и обычаев, получившая название народного православия. Проведем различие между обычаем и обрядом. Обычаи - издавна

    укоренившийся в быту и ставший традиционным порядок совершения каких-либо общественных действий.традиционные правила поведения в определенных сигуацнях.

    Обряд - представляет собой более локальное явление, чем обычай. Эго традиционный порядок совершения каких-либо действий, например, встреча Нового года, свадьба или похороны. Обрядность сплачивала людей, составляла единый и нерушимый уклад жизни. В ней отразился многовековой опыт народа, своеобразная лика и эстетика. Обряды передавались из рода в род.из поколения в поколение, и, в конечном счете, именно они составляют основу русской народной культуры. Изображение промыслового календаря, в котором древние календарные знания и представления народа коми нашли вещественное воплощение, позволяет связать воедино эти разрозненные сведения и хотя бы частично реконструировать в первоначальном виде их суть.

    Многие праздники сохранились с языческих, дохристианских времен, которые соотносились с явлениями природы, сменой времен года - проводы зимы и встреча весны. Языческие истоки сохранили многие народные праздники - Иван Купала, Масленица, Семик.

    С особым размахом отмечались церковные праздники - Рождество, Пасха, Крещение. Преображение, Успение, Троица. В такие дни неумолкая гудели колокола сотен московских церквей. Сопровождаемые хорами, двигались крестные ходы. Нарядно одетые горожане шли па церковные службы. Праздники, обряды приобрели огромное, колоссальное значение. Люди просили у природы милости к будущему урожаю, они отождествляли природные явления с живыми существами.

    Христианство принесло на языческую Русь свой календарь, в котором круг праздников также повторялся из года в год Каждый день посвящался памяти определенного святого или событию из библейской истории.

    Совместившись, народный и христианский календарь своеобразно дополняли друг друга. С христианскими названиями тех или иных дней связалось начало различных сельскохозяйственных работ. Праздник пророка Иеремии, к которому приурочивали начало весеннего сева, получил народное название Ермий -

    подними сетево. Некоторых святых стали воспринимать, и как небесных покровителей определенных видов работ.

    и разнообразных народных зимних праздничных обрядах обыгрывалось умирание природы зимой и обновление, воскрешение ее весной. С наступлением самых коротких дней и самых длинных ночей в году, попредставлением наших далеких предков, считаюсь, что зима победила солнце, что оно состарилось и собирается угаснуть.

    Издавна в эту пору справлялись веселые зимние праздники. Они отмечали окончание прошедшего сельскохозяйственного года и начало подготовки к следующему. В это время совершались различные магические церемонии, которые, по верованиям древних, могли повлиять на могучие силы природы и принести новый обильный урожай.

    Сущность обрядов и песен зимнего календаря состояла в том, чтобы обеспечить будущий хороший урожай, приплод скота и счастливую жизнь в семье. Первая половина зимних обрядов относится ко времени от Рождества до Крещения включительно, вторая - от Крещения до Масленицы и отличается подготовкой к весенним земледельческим работам. Обряды первой половины зимы совершались большей частью в избе, а второй - на улице. Эта пора в жизни народа была насыщена колядованием, ряжением, играми и ездой на лошадях и санях, предсказаниями и приметами, гаданиями, песнями и танцами.

    * Зимние святки. Ни в одном народном празднике не заключается столько обычаев, обрядов, примет, как в Святках. Святочный период представляет собой старинное смешение совершенно разнородных стихий: здесь можно встретить и суеверные языческие обычаи, и некоторые христианские воспоминания о Рождестве Спасителя. К первым относятся гадание, ряженье, древние обрядовые игры, отличающиеся сценической изобразительностью; ко вторым - сдавление, или хождение детей и молодежи по домам с вертепом и звездой. По своему названию и цели Святки должны святить благочестием великое и отрадное для христианского мира событие - Рождество Христово.

    * Рождество.Сочельник был днем «постной» службы. Весь этот день ничего не ели до первой звезды на небе. Обрядовой едой в эти дни была кутья (сочиво)

    * жидкая каша из риса или ячменя с медом и изюмом: до Рождества - постная, на Рождество - щедрая. В Сочельник вечером перед тем.как сесть за стол, на котором главным яством была медовая кутья, вся семья выходила во

    двор "глядеть звезды». В Сочельник, в канун Рождества и на Рождество, после

    утренней службы молодежь и дети начинали колядовать Колядки

    коротенькие песни, в которых славят Христа хозяев дома, поздравляют с Новым годом, желают счастья, богатства и добра Кодядовщики носили с собой звезду на шесте, символизирующую Вифлеемскую звезду, возвестившую миру о рождении Иисуса Христа Выбирали также мехоношу. который собирал дары, короткая колядка состоит из нескольких частей.

    Масленица Но вот и зима подошла к концу. На пороге весны отмечали еще один веселый праздник - Масленицу. Известна она еще с языческих времен как праздник проводов зимы и встречи весны

    Церковь совместила Масленицу с кануном Великого поста, поэтому сроки ее празднования подвижны: от конца января - начала февраля до конца февраля - начала марта по старому стилю. В это время снег еще толстым слоем покрывает землю, но все чаще выдаются погожие солнечные деньки.Совместившись, народный» и христианский календарь» -

    друг друга. С христианскими названиями тех или иных дней связалось начало

    различных сельскохозяйственных работ. Праздник пророка Иеремии, к которому приурочивали начало весеннего сева, получил народное название Ермий - подними сетево. Некоторых святых стали воспринимать и как небесных покровителей определенных видов работ.

    Весенний календарь

    Отшумела веселая, разгульная Масленица, проводила зиму, открыла дорогу весне

    Большинство праздничных весенних обрядов имеет языческое происхождение, они устраивались древними славянами на переломе времен года в честь Мораны - богини смерти. Смысл все обрядов - умирание природы зимой и воскресение, обновление ее весной*

    На Руси не было единого дня празднования встречи весны красной В каждой местности эта дата определялась по народным приметам и отмечалась примерно тогда, когда тропинки чернели, а снег тревожился.

    Троица. Среди весенних праздников особо почитались в народе - Семик. Троица. Троица отмечалась в воскресенье, на 50-й день после Пасхи, а Семик - накануне, в четверг. Поскольку шла седьмая послепасхальная неделя, то и праздник назывался

    семик. Семик и Троицу в народе связывали с культом живой природы. Дома, дворы, храмы в эти дин украшали живыми цветами и ветвями деревьев. Троицину неделю на Руси так и называли - зеленой Полевые цветы, собранные на Троицу, освещали в храме, засушивали и хранили за иконами в красном углу избы, клали в житницы от мышей, на чердаки, оберегая дома от пожаров. Сам праздник проходил в лесу или роте, среди деревьев и цветов.

    В центре внимания в эти дни была березка - особенно любимое на Руси дерево. Сколько песен, рассказов, загадок сложено о ней! Надев лучшие свои наряды, девушки отправлялись в березовую рощу.находили красивую молодую березку, завивали ей ветви, украшали их лентами, цветами Троица - один из больших церковных праздников. День Святой Троицы приходится на пятидесятый день от Пасхи, поэтому еще он имеет название Пятидесятница.

    Летний календапь. Наступает лучшая пора года - природа пустила в ход все свои животворные силы. Дни стали долгие и теплые, растения в полном соку, выпадают благодатные дожди. Кукушка закуковала, рябина зацвела, береза почки распустила.

    Во многих регионах России существовал обычай провожать весну и встречать лето. Всю ночь крестьяне за околицей жгли костры, водили хороводы, встречали первый восход солнца, пели солнечные гимны, заклички. Многие обряды этого периода, сходные друг с другом, преследуют общую цель - обеспечить рост развивающихся растений, созревание плодов и благополучную уборку урожая. Летом также совершался обряд «проводы русалок»

    * Иван Купала. Июль - время полного лета.зенит тепла, солнце в июле ликует. В этом месяце славянский народ отмечал праздник Ивана Купалы, который в древние времена считался богом земных плодов

    На Ивана Купалу (7 июля) обливались водой и устраивали ночные купания Считалось, что они дают целебную силу. После купания накрывали общий стол, и все принимались за обрядовую трапезу Купала - языческий праздник поклонения человека природным стихиям. Две из них - огонь и вода - участвовали в праздничном обряде. Считалось, что огонь очищает человека, а вода - омывает, поэтому на Купалу обязательно поджигали костры. Обычно с этого дня начиналось массовое купание в реках и озерах.

    * Три спаса. В августе начинались трудовые будни, связанные с уборкой урожая «Первый Спас - первый сев!» Этот день должно считать земледельческим праздником. Называют его также Спасом медовым, так как в этот день ломали первый мед на пчельниках. А в иных местах этот праздник называли еще Маккавеями, поскольку подходило время собирать мак.

    Второй Спас - яблочный. К этому времени поспевают яблоки, и считалось грехом есть какие-либо плоды до второго Спаса или Спаса-Преображения. В старину на второй Спас собирался хоровод молодежи и направлялся в поле. Здесь на пригорке парни и девушки любовались закатом солнца, вели беседы и пели песни, которыми провожали солнце на закат и на зимний покой.

    Третий Спас праздновался в день Успения Богородицы и назывался Спожинки До Успения полагалось успеть сжать последний сноп в поле. Потому-то он и назывался «Спожинки-дожинки». К третьему Спасу «поспевает вселетье», после него начинаются Осенины.

    Осенний каленлапь

    Отсчет осенних дней начинался в августе, поскольку приходила главная забота

    земледельца - уборка хлебов. Чтобы жатва была скорой, а труд - без Усталости, зачин поручали самой уважаемой в селе женщине, хорошей работнице. Накануне жатвы, поздно вечером, крадучись, чтобы никто не увидел и не перешел дороги, пробиралась она к своей полоске, связывала три снопика и укладывала крестом. А наутро собирались в поле все жницы. Закончив жать свою делянку, шли помогал, одиноким, слабосильным, многодетным Когда работа сообща, тогда и радость общая. у

    Наши предки трижды встречали осень. В первый день сентября первый праздник встречи осеки - первые осенины. В восьмой день вторые осенины, а третьи - на Воздвиженье, когда хлеб с полей сдвинулся, а птица в отлет пошла (двинулась).

    * День Покрова. Близился Покров - пора свадеб, сватовства, и каждая надеялась приглянуться кому-нибудь из парней, наблюдавших за «похоронами» мух. В октябре гоже было немало праздников, но наиболее значим был праздник Покрова (14 октября). История возникновения этого праздника уходит в глубь веков. В 910 году в Константинополе случилось видение: во время всенощной явилась Богородица, с покрывалом в руках, и возвестила, что эго спасительный покров. Белое покрывало (омофор) она простерла над людьми и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий. Этим покрывалом Богородица оберегает верующих людей и несет нм любовь и радость, подкрепляет их дух и силу. В память облом необычном событии и установлен праздник. День праздника Покрова является в народном представлении межевым между осенью и зимой.

    31. сказки Пушкина: «сказка о царе салтане». Начинается: три девицы под окном… Время прядения на Руси-это зимнее, закончились все работы в поле и соответственно девицы рассуждают об этом, а царь подслушал это (примета, что подслушанное сбывается). Через 9 месяцев рождается богатырь. Бочка- тема странствий, традиционная для русских сказок. Океан- мировая стихия, идёт тема путешествия. Царь плывёт и необычное строение: в океане остров есть(описываются

    избы, еле еле торчащие из земли. Описание царевны- смешение культур (запада и россии). На острове белка орешки грызет (беличий мех был мерой расплаты).

    «Сказка о золотой рыбке» - разделение мужского и женского труда. 33 года- святое число, 33 буквы в алфавите, крестный ход 3 раза- союз мужчины и женщины).

    Сказка «Умнее всех» Мамин Сибиряк. Уральские рассказы. Поговорка- Умный как индюк.

    40 Ярмарка появилась в 18 веке. Самая известная-Макарьевская в Нижегородской губернии на территории Макарьевского монастыря. Строились по кругу, увеселительная программа, скоморохи.

    19. Владимиро- Суздальская иконописная школа. Спас Златые власы. 13 век, отличаются напряженными образами. Преобладает синий, коричнево-красный цвет. «Борис и глеб»,»Архангел Михаил».

    Посковская школа сложилась примерно в 14 веке. Мрачные суровые образы, хотя несколько плоские. Орнаментальность присутствует. Образ Варвары.

    Московская школа-15 в.-вершина русского искусства. Рубдёв, Феофан Грек. Появляются новые оттенки «Рублёвский голубец» не синий, а голубой.

    Ярославская школа- сохранились все традиции иконописной руси в бытовых подробностях- «Рождество христово».

    Вологодская шк 15в. .- сплав Новгородской, Ростовской, Тверской школы. Святые Зосима и Сабати Соловецкие. Преобладали блёклые, холодные цвета, золотой фон и прорисовывались архитектурные детали.

    В 16 в. Палевская школа берет начало от иконописи. Характерно разнообразие элементов композиции. Есть теневые и световые приплавки.

    Ростовская шк. 14 в. Бледные оттенки по сравнению с Новгор. «Спас Иммануил с архангелами».

    Строгановская ш. 17 в. –иконописная миниатюра, не глубокое содержание композиции. Мелкое письмо, орнаментальность, многоцветный колорит.

    Школа Оружейной палаты 17 в. Передача объёма, глубина пространства, интерес к архитектурным и пейзажным фонам. Иконы отличаются зеленовато-голубым фоном.

    Иконопись северного письма -15-16 в. Выразительность линий, снежные цвета:голубой, жёлтый, синий. «Иоанн Предтечи в пустыне».

    32. Лубок- маленькая дощечка, вид изобразительного искусства, народная (фольклорная0 картинка на дереве, соединяющая в себе народное и религиозное начало, которой свойственно ёмкость образа. Появились не в России, а в индии и Китае. В Европе в 15 в. В России в нач. 16 в из Германии назывались «потешные листы». Печатались на досках особого пиления из липы, клёна и грушы. Нанесение рисунка на дощечку и раскрашивание называлось знаменование. Копирование досок- перевод. В спец. Артели женщины раскрашивали малиновыми, жёлтыми, зелёными, красными и синими красками щетинными щётками. Лубок делится на несколько типов: 1. Духовно-религиозный (в Визант. Стиле, изображение иконного типа, Жития Святых». 2. Сказочный (сказки волшебные, богатырские, житейские, животные, которых не было на самом деле. 3.Балагурник (потешные лубки, карикатуры, побаски) «медведь с козой веселятся». 4. Исторические (события, битвы, города).. 5 Конница. : Юридические («Шемякин суд»). 6 Праздники (изобр.Святых). 7 Философские.

    Открывают календарь осенние праздники, так как по православному учению именно в первый месяц осени, в сентябре, был сотворен мир и сентябрь считался началом начал. Кроме того, в конце XV столетия начало каждого года стали отсчитывать с 14 сентября, т.е. этот день был праздником Нового года. Однако называли его иначе -"вход лета", где лето означало не время года, а новолетие. Сегодня же с сентября хотя и не начинается календарный год, но это начало учебного года и любимый всеми праздник 1 сентября - День знаний. Совпадение начала учебного года и православного новолетия очень символично и несет глубокий духовный смысл.

    ОСЕНЬ


    СЕНТЯБРЬ

    11 сентября - день Ивана Постного . Считалось, что Иван Постный - осени отец крестный, так как этот день завершает лето.

    30 сентября - день Веры, Надежды, Любови и их матери Софии . Этот день был не только днем Ангела женщин, имеющих эти имена. Его называли "вселенскими бабьими именинами" и праздновали иногда целых три дня подряд. Наряду с радостью праздника считалось, что в этот день женщинам обязательно нужно поплакать и попричитать, чтобы приворожить в дом счастье и покой.

    ОКТЯБРЬ

    27 октября - день Прасковьи-грязнухи , к которой обращались с просьбой избавить от одиночества. обряды этого дня, как и большинство октябрьских обрядов, связаны в основном с семейными делами. Так, в этот день женщины могли узнать о грядущих событиях в семейной жизни.

    НОЯБРЬ


    ЗИМА


    Народный календарь определяет зиму с заморозков, а окончание по капелям, беря за основу явления живой природы. Декабрь в народном представлении - переломное время года, его вершина в дни зимнего солнцестояния, которое разделяло год на темную и светлую половины. Во времена язычества волхвы и чародеи предсказывали в декабре события, ожидающие людей летом. Весь месяц был наполнен чародейством, колдовством, магическими обрядами и всевозможными таинствами.

    ДЕКАБРЬ


    1 декабря – праздник начала зимы проходил под девизом: «Каков Платон и Роман – такова и зима нам!», праздник народных зимних игр и забав. Празднование продолжалось несколько дней, охватывало

    3 декабря – день Прокла («на Прокла всякую нечисть проклинают») и Введенье.


    7 декабря – день Екатерины-санницы . Главная примета этого дня – катание на санях, что, по народному поверью, сбрасывало с души все заботы и тяготы. В этот день девушки начинали гадать о суженом, а заканчивали гадания на Святки в январе.

    9 декабря – Юрьев день , день Егория Холодного, день покровителя Руси святого Георгия Победоносца – один из основных праздников декабря, отмечавшегося у нас с языческих времен.

    Большинству читателей этот день памятен поговоркой: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», сказанной впервые в 1607 году как реакция на запрет переходить от помещика к помещику, что стало началом крепостного права в России.

    13 декабря – день Андрея Первозванного , первого ученика Христа, «русской церкви камня», предсказавшего распространение христианства на русской земле. Как ни странно, но чаще всего это был девичий праздник, посвященный гаданиям и молитвам о хорошем женихе, так как считалось, что в этот день девичья молитва легко достигает неба.

    14 декабря – день Наума Грамотника – покровителя учеников, праздник грамоты, праздник посвящения в ученики. Обучение на Руси издавна начиналось осенью в день Кузьмы и Демьяна , а в день Наума Грамотника ученики демонстрировали свои успехи. Учителем чаще всего был дьячок. Обучение происходило в доме родителей ученика. Средствами обучения были букварь и плетка. За свои труды учитель получал угощение и подарки. Согласно древнему обычаю, часто таким подарком был горшок каши, густо усыпанный монетами.

    19 декабря – Николин день, Никола зимний. В этот день чествовали стариков и старших в роду, так как культ святого Николая сменил языческий культ Рода – обожествленного первопредка.

    22 декабря – день Анны темной или зимней совпадает с днем зимнего солнцестояния по астрономическому календарю.

    31 декабря – день окончания студеного месяца , за которым следовал месяц «разгорания солнца». В связи с этим 31 декабря должен был неизменно гореть огонь. Сегодня живой священный огонь этого дня воплотился в современные свечи и огоньки на елках. Считалось, что в этот день нечистая сила справляет свои последние потехи и от нее надо защититься.

    Для прогноза следующего года гадали, оставляя в предновогоднюю ночь на крыльце неглубокую чашу с водой. Утром «прогноз» представал застывшей картиной: лёд застыл ровно – спокойный год, лед вздыбился - добрый год, лед застыл волнами – год счастья вперемежку с горем, вымерзла вода лункой – плохой год.

    Завершается декабрь встречей Нового года по светскому календарю. По народному Новый год в России начинался с 14 марта, по церковному – с 14 сентября.

    ЯНВАРЬ

    1 января - день святого христианского мученика Вонифатия – целителя от пьянства и покровителя людей, больных алкоголем. Именно он определил меру потребления вина.

    До христианства этот день посвящался памяти могучего богатыря земли русской, былинного героя Ильи Муромца.

    Однако прежде всего 1 января – это начало нового года по европейскому календарю. В России этот день впервые стал начинать новый год только по воле Петра I в 1700 г. По народному календарю год начинался 14 марта, а по церковному с 14 сентября. Введение Петром I даты празднования Нового года сопровождалось огромным торжеством, которое ежегодно повторялось. Народ сначала смотрел с удовольствием на потешные забавы, но многие, в том числе и знатные особы, стали роптать, не понимая, как государь мог переменить движение Солнца. В предположении, что Бог сотворил мир в сентябре, недовольные нововведением долго оставались при своем мнении, считая новый год по древнему обычаю.

    Слово «год» звучит одинаково в языке русских, богемских и вендских славян и означает «праздник». Год делится на четыре части – зиму, весну, лето и осень. Хотя так было не всегда: наши предки разделяли его только на зиму и лето. Лето заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, последние шесть месяцев составляли зиму. Позже наши предки переняли слово «год» от своих собратьев славян, но не в смысле праздника, а в значении всего годичного времени и лета как его части.

    2 января - день Игнатия Богоносца , отмечался как домашний, семейный праздник. В этот день служили молебен и затем во время крестного хода обносили иконы вокруг деревни, чтобы уберечь себя и своё добро от особой нечисти - шуликанов (от древнерусского слова «шуй», что означает «плохой, левый»). С позиций христианства, это маленькие чертенята. Для защиты от них хозяин вечером втыкал в порог топор, а хозяйка – в притолоку серп. Сила острого серпа и топора должна была передаться двери и порогу, чтобы защитить от зла вход в дом.

    7 января – Рождество Христово , начало Святок, многодневное празднование которых заканчивалось на Крещение, 19 января.

    14 января – Васильев день по народному календарю; по церковному календарю день одного из виднейших отцов церкви Василия Кесарийского. Согласно одной из легенд, он, благословляя людей, случайно благословил поросенка, поэтому в народе этому святому молились о плодородии свиней. Это отразилось и в меню праздничного стола, где традиционно ставили голову поросенка.

    Этот день особенно знаменит уникальным событием – вторичным празднованием Нового года, т.е. Новым годом по старому стилю. В ночь с 13 на 14 января – в Васильев (щедрый) вечер – вновь собирали новогодний стол, где особенно примечательным было такое обилие печеного, что празднующие могли не увидеть друг друга за грудой пирогов. Другой приметой этого вечера были последние гадания: девушек – о замужестве, семейных людей – об урожае грядущего года.

    19 января – Крещение Господне по церковному календарю, Водокрещи – по народному. В преддверии Крещения, 18 января, отмечали праздник снега и чистоты – Крещенский сочельник. В этот день собирали снег, так как вода из него может исцелить многие болезни. В полночь ходили к проруби за водой, потому что считалось, что в эту ночь открываются небеса и их отражение в воде делает её святой.

    Тема святой воды была основной и на Крещенье. Крещенской водой должны были очиститься все, кто принимал участие в гадании, колядовании и играх ряженых. Вплоть до купания в проруби, если грех был серьезным. В этот день охотно крестили детей, так как это могло их сделать счастливыми людьми.

    Крещение завершало Святки, но открывало свадебный сезон, продолжавшийся весь февраль до празднования Масленицы.

    25 января – Татьянин день , или бабий кнут, т.е. угол у печи. Свое название этот день получил в честь святой мученицы Татьяны (Татианы), дочери знатного римского сановника и тайного христианина, арестованной из-за ее отказа принести жертвы языческим идолам. Зверские мучения, которым подвергали Татьяну, или не причиняли ей вреда, или за ночь следы их бесследно исчезали, или сами мучители страдали от ударов, наносимых невидимой рукой. Потрясенные ее стойкостью, палачи сами обратились к христианству и приняли крещение в собственной крови. Удивительная и трагическая история, но известная немногим.

    Для большинства из нас Татьянин день – это праздник московских студентов, так как в 1755 г. Императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении Московского университета. С тех пор не только у московских, но и у всех студентов России появился свой праздник.

    ФЕВРАЛЬ



    15 февраля – Сретение , граница между зимой и летом. В этот день все душевные силы и молитвы русского человека были направлены на приманивание весны и солнца. Если в результате просьб солнце появлялось, значит весна откликнулась, первая встреча с ней состоялась. В ином случае впереди всех ждали суровые власьевские морозы.

    24 февраля – Власьев день , а в языческие времена – день Велеса, бога богатства, скота и хозяина зверей. В этот день со всей деревни скот сгоняли к церкви и освящали его крещенской водой. Однако еще и в полночь женщины выходили с метлой и кочергой и трижды «опахивали» деревню. При этом одна из них била в сковородку, остальные размахивали метлами и кочергами в честь Велеса, помогая ему отогнать смерть от скота.


    Совершая праздничные обряды весной, наши предки глубоко верили, что помогают солнцу разогреться в полную силу и победить холод.

    МАРТ

    1 марта - Ярило с вилами. В этот день начинается борьба тепла с холодом, и Ярило "поднимает зиму на вилы". Ярило представляли юным мужчиной, пылким влюбленным женихом. иногда, желая подчеркнуть его юность и красоту, Ярилой наряжали девушку. Её сажали на белого коня, надевали на голову венок из полевых цветов, давали в левую руку колосья, а в правую символ смерти - изображение черепа. В другом случае Ярилу, как правило, на ярмарке, представлял юноша с набеленным и нарумяненным лицом в бумажном колпаке, украшенном бубенцами, лентами и цветами. Естественно, живые цветы были частью украшения костюма или головы Ярилы во время праздников в его честь лишь в конце апреля. А первого марта зажигали костры, так называемые "Ярилины огни", на возвышенных местах - на "Ярилиной плеши". На следующий день 2 марта было продолжение Ярилиных игр. Обязательный обряд - "утучнение снега", в процессе которого снег боронился, особенно там, где он покрывался темным слоем.

    6 марта - Тимофей-весновей символизирует отчетливое веяние весны. Наблюдая за природными явлениями в этот день можно предугадать, какая весна будет в этом году. С этого дня остерегались злых духов, способных вызвать болезнь. Ведь слабость и болезни, усиливаемые постом и промозглой погодой, способствовали укреплению веры в нечистую силу и вызывали желание обойти её стороной.

    10 марта - Тарасий-кумоха. Слово "кумоха" в древнерусском языке означает одну из нечистых сил - лихорадку. Весення лихорадка скрывала за собой не менее 12 демонов - болезней, которых представляли в виде страшных старух. Прогнать их можно было талой мартовской водой, весельем и трудом, прогулками по целебному мартовскому воздуху.

    12 марта - день Прокопа. Прокоп окончательно рушит зимний наст и прокалывает дорогу.

    13 марта - день Василия-капельника. В этот день собирали в лесу целебные ветки сосны, заваривали сосновые почки и вдыхали пар, так как он считался целебным.

    АПРЕЛЬ

    У наших предков, живших в давние времена на Руси, праздники являлись важной частью как семейной, так и общественной жизни. Многие века русский народ чтил и свято хранил свои традиции, передававшиеся от отца к сыну в каждом поколении.

    Повседневная жизнь обычного русского человека в те времена была непростой и посвящена тяжелому добыванию хлеба насущного, поэтому праздники были для него особенным событием, неким священным днем, когда происходило слияние жизни всей общины с их сакральными ценностями, духами предков и их заветами.

    Традиционные русские праздники предполагали полный запрет на выполнение любой повседневной деятельности (косьбы, пахоты, колки дров, шитья, ткачества, уборки т.д.). На время праздника все люди должны были одеваться в праздничные одежды, радоваться и веселиться, вести только радостные, приятные разговоры, за невыполнение этих правил полагался денежный штраф или даже наказание в виде битья плетями.

    Каждое время года играло в жизни русского человека свою определенную роль. Зимний период, свободный от работ на земле, особенно славился своими гуляниями, шумными забавами и игрищами.

    Основные русские праздники на Руси:

    Зима

    7 января (25 декабря) русский православный народ отмечал Рождество. Этот праздник, посвященный рождению Божьего сына Иисуса Христа в Вифлееме, заканчивает рождественский пост, который длится на протяжении 40 дней. В его преддверии люди готовились прийти к нему чистыми душой и телом: мыли и убирали свое жилище, ходили в баню, одевали чистые праздничные одежды, помогали бедным и нуждающимся, раздавали милостыню. 6 января в Рождественский Сочельник за большим праздничным столом, на котором обязательным первым блюдом была ритуальная каша кутья или сочиво, собиралась вся семья. К ужину приступали после появления первой звезды, кушали, молча и торжественно. После Рождества наступали так называемые святые дни, длившиеся до Крещения, во время которых было принято ходить по домам и славить Иисуса Христа молитвами и песнопениями.

    Святки (Святочная неделя)

    Праздничные дни у древних славян, а затем перешедшие и в церковное празднование, дни святок, начинаются от первой звезды в канун Рождества и до праздника Крещения, освящения воды ("от звезды и до воды"). Первая неделя Святок получила название Святочной недели, связана со славянской мифологией, связанной с поворотом зимы на лето, солнца становится больше, тьмы меньше. В эту неделю вечерами, называемыми святыми вечерами, святость зачастую нарушалась мифологическими обрядами гаданием, что не приветствовалось церковью, а днём, наряженные в одежды с флагами и музыкальными инструментами кудесники, ходили по улицам, заходили в дома и потешали народ.

    19 января праздновалось православное Крещение, посвященное таинству крещения Иисуса Христа в реке Иордани, в этот день во всех церквях и храмах совершалось Великое водоосвящение, вся вода в водоемах и колодцах считалась святой и обладала уникальными, лечебными свойствами. Наши предки считали, что свяченая вода не может испортиться и хранили её в красном углу под иконами, и верили что это лучшее лекарство от всех недугов как телесных, так и духовных. На реках, озерах и других водоемах делали на льду специальную прорубь в виде креста под названием иордань, купание в которой считалось богоугодным и целебным занятием, избавлявшим от хворей и всяческих напастей на целый год.

    В самом конце зимы, когда по поверьям наших предков Весна-красна с помощью тепла и света прогоняла стужу и холод, наступал праздник Масленицы, известный своим раздольным веселием, который длился на протяжении целой недели в преддверии Великого поста. В это время было принято печь блины, которые считались символом солнца, ходить к друг другу в гости, веселиться и наряжаться, кататься с горок на санках, а в заключительное Прощеное Воскресенье палить и хоронить чучело-символ побежденной зимы.

    Весна

    В этот праздник Входа Господня в Иерусалим, хоть и в православии не имеет предпразднства, так как следом начинается Страстная седмица, верущие приносят в церковь ветки вербы (в славянских ими заменяли пальмовые ветви), которые на утрене после всенощного бдения окрапляют святой водой. Затем православные украшают в домах освященными вербами иконы.

    Самым большим праздником всего христианского народа на Руси считалась Святая Пасха, в этот день почиталось воскрешение Иисуса Христа и его переход от смерти на Земле к жизни на небесах. Люди убирали и украшали свои дома, одевали праздничные одежды, обязательно посещали пасхальное богослужение в церквях и храмах, ходили в гости, угощая друг друга пасхальными крашеными яйцами и куличами, после Великого Поста. Встречаясь люди говорили «Христос Воскрес!», в ответ нужно говорить «Воистину воскрес!» и троекратно целоваться.

    Первое воскресенье после Пасхи называлось Красная Горка или Фомин день (от имени апостола Фомы, не верившего в воскресение Христа), она являлась символом прихода весны и долгожданного тепла. На этот праздник народные гуляния начинались еще ночью и продолжались целый день, молодежь водила хороводы, каталась на качелях, молодые парни встречались и знакомились с девушками. Накрывали праздничные столы с обильным угощением: жареной яичницей, караваями в виде солнца.

    Лето

    Одним из самых значительных праздников лета был Иван Купала или Иванов День, названный в честь Иона Крестителя и отмечавшийся в день с 6 на 7 июля, в летнее солнцестояние. Этот праздник имеет этническое происхождение и глубокие языческие корни. В это день жгут большие костры, прыгают через них, символизируя очищение тела и духа от греховных мыслей и поступков, водят хороводы, плетут красивые венки из цветов и луговых трав, пускают их по течению и гадают по ним на своего суженого.

    Один из почитаемых с древних времен народный праздник, к которому приурочено много верований, примет и запретов. В канун праздника в четверг и пятницу пекли обрядовое печенье и прекращали полевые работы. А в сам Ильин день строго запрещалось проводить любую хозяйскую работу, считалось это не принесет результата. Проводилась "братчина", приглашали на общую трапезу всех жителей ближайших селений, а после угощения заканчивались народными гуляньями с песнями и плясками. И главное, Ильин день считается границей лета и осени, когда вода становится холодной, вечера прохладными, а на деревьях появляются первые признаки осенней позолоты.

    В середине последнего летнего месяца, а именно 14 (1) августа, православные христиане отмечали праздник Медового Спаса (спас от слова спаситель), которым почитали смерть семи мучеников Маккавеев, принявших мученическую смерть за свою христианскую веру от древнего сирийского царя Антиоха. Дома посыпались семенами мака, защищавшими их от нечистой силы, первые соты меда, собранные в этот день, когда пчелы прекращали собирать нектар, относились в храм для освящения. Это день символизировал прощание с летом, после которого дни становилась короче, ночи длиннее, а погода более прохладной.

    19 (6) августа наступал Яблочный спас или Праздник Преображения Господня, у наших предков он был одним из самых первых праздников урожая, символизировавшим начало осени и увядание природы. Только с его наступлением древние славяне могли есть яблоки с нового урожая, обязательно освященные в церкви. Накрывались праздничные столы, начинали есть виноград и груши.

    Последний, Третий Спас (Хлебный или Ореховый) отмечался 29 (16) августа, в этот день заканчивалась уборочная страда и хозяйки могли спечь хлеб из нового урожая зерна. В церквях освящали праздничные караваи, также туда приносили орехи, которые как раз поспевали в это время. Заканчивая жатву, земледельцы обязательно вязали последний «именинный сноп».

    Осень

    Одни из самых почитаемых праздников осени, пришедшим к древним славянам из Византии, был Покров день, отмечаемый 14 (1) октября. Праздник посвящен событию, произошедшему в 10 веке в Константинополе, когда город был осажден сарацинами, и горожане приносили молитвы о помощи Святой Богородице в храмах и церквях. Пресвятая Дева Мария услышали их просьбы и, сняв покрывало с головы, укрыла их от врагов и спасла город. В это время полностью заканчивались уборочные работы, начиналась подготовка к зиме, заканчивались хороводы и гуляния, начинались посиделки с рукоделием, песнопениями и беседами. В этот день накрывались столы с угощениями, приносились дары убогим и сиротам, обязательно было посещение церковной службы, начиналась пора свадебных торжеств. Брак на Покрова считался в особенности счастливым, богатым и долговечным.

    Исходит от латинского traditio, означающему «передавать». Первоначально traditio использовалось в прямом его значении, обозначающее материальное действие: так, в римской империи его применяли при вручении какого-либо предмета и даже, при выдаче дочери замуж. В наши времена, слово «традиция», также имеет связь с прошлым, с тем, что утратило новизну, но, неизменно, не смотря на все исторические катаклизмы, символизирует стабильность их восприятия и соблюдения.Праздников на Руси было множество. Сохранилось множество праздников, которые мы продолжаем соблюдать, привыкнув к ним, даже не раздумывая о их происхождении. А ведь существуют праздники, которые через многие годы, вновь применимы в нашей жизни. Возрождаются древние славянские традиции с неповторимым этническим багажом.

    и ёлка вошли в нашу жизнь с 1700 года указом Петра I. До той поры, в избах ставили кустарниковую вишню. К празднику одевали новую, красивую одежду, откладывали все заботы на потом и веселись. Красивые одеяния всегда были доброй приметой: как встретишь Новый год, так его и проведёшь. Самое популярное поздравление праздника — «С новым годом! С новым счастьем!» Одними из самых первых, такие фразы могли прозвучать за 153 года до нашей эры. В тот период, древние римляне придумали дарить праздничные подарки с пожеланиями удачи и счастья. При подготовке к празднику, украшая ёлку, мы не задумываемся, для чего это делаем. Украшение новогодней ели, с древних времен была связано с поверьем древнегерманских племен о том, что в кронах вечнозеленых елей прячутся духи, и, чтобы их задобрить, надо их одаривать подарками. С недавних пор появилась новая российская особенность новогоднего праздника, слушать обращение президента в новогоднюю ночь, и только после этого, под звон бокалов и курантов, поздравлять всех с Новым годом.

    Свадебные церемонии

    Свадьбу,испокон века,считали важнейшим событием в жизни человека. С ней было связано много обычаев и примет. До современных времён свадебная церемония, как очерёдность определенных обрядовых действий,не дожила. Несмотря на это, элементы славянского свадебного обряда сохраняются, но, зачастую, в измененном виде. Однако, всё большее количество молодых людей, стремятся проводить этот главный в соответствии со старинными укладами.

    Свадебный церемониал


    1.Знакомство будущих родственников, смотрины невесты, девичьи гадания.
    2.Сватовство невесты, смотрины брачующихся, сговор родителей, девичник, жениховы посиделки.
    3.Главное действо обряда начинается с выкупа невесты, катания, венчания в церкви, заканчивается гулянием.
    4.На следующий день,после свадьбы, сваты наносят взаимные визиты.
    В древности женитьба по взаимной симпатии бывала нечасто, гораздо чаще пару подбирали родители. Где можно познакомиться парню с девушкой? В новейшие времена, это возможно в любое время и в любом месте. В древности, знакомства парней и девушек, в повседневной жизни, были ограничены, была возможность пообщаться в отведенном месте и в определённое время. Такие, как народные гуляния на святки, на Пасху, на Троицу и вечеринки, обычно осенью и зимой. Выйти замуж, всегда являлась главной девичьей мечтой. Ожидание замужества, ожидание свадьбы, и будущий избранник тревожили её душу. Поэтому, все девичьи гадания о будущем суженом и семейной жизни.В настоящее время произошли большие изменения в отношениях мужчины и женщины, это повлияло и на свадебные церемонии. Досвадебные обычаи претерпевают большие изменения. В большинстве случаев, эти обряды стали развлечением, шуткой.

    Современная свадьба теперь делится на следующие этапы

    1.Предсвадебный (предложение руки и сердца, знакомство семей, помолвка, девичник, мальчишник).
    2.Свадьба (выкуп невесты, свадебный кортеж, церемония регистрации брака, свадебное застолье).
    3.Послесвадебный (второй день, визиты, медовый месяц).
    Но свадьба всегда сохраняет свое важное, непреходящее значение как переход от холостой жизни к семейной, со своими радостями и ценностями. Решение о следовании традиционным обрядам, ритуалам, и каким именно, молодожены принимают сами.

    Заключение

    Традиции очень важны в жизни любого общества. Россия, страна, бережно хранящая традиции национальной культуры, глубоко уходящей корнями в православие, и даже, в язычество. Русский народ продолжает отмечать традиционные праздники, верят в народные приметы и предания. Христианство подарило удивительные праздники, такие как Пасха, Рождество,обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.

    Пасха в России

    – светлый праздник воскресения Христа. Праздник, пришедший из Византии на Русь вместе с крещением в конце Х века. С той поры в России торжественно отмечают этот христианский праздник. Накануне Пасхи в храмах проходят всенощные бдения и крестный ход. К этому времени пекут праздничные куличи, символизирующие собой тело Христа, красят яйца. С утра, верующие ходят в гости с угощением, дарят крашеные яйца, приговаривая: «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!». Эти приветствия-поздравления, сопровождаются объятиями и поцелуями, получили название «христосование». Праздник Пасхи длится семь дней и называется Седьмицей, или Святой неделей.

    День Пасхи – это день разговления после Великого Поста. Поражает разнообразие блюд,выставляемых на столы. Среди них главное место занимают ритуальные угощения. Прежде всего, это пасхи, куличи, крашеные яйца.Яйцо, крашенное в разнообразные цвета, стало атрибутом и символом Пасхи с XII века. Кулич выпекался из дрожжевого теста, высоким и круглым и украшался изображением креста. Существовало поверье, если пасхальный хлеб удался на славу, то этот год в семье будет благополучным. Кулич разрезается поперек, оставляя верхушку целой, чтобы накрывать оставшуюся часть кулича.По старому русскому обычаю в пасхальные дни раздавались дары бедным и нуждающимся, родственникам и незнакомым людям в сиротские приюты, больницы. В народе говорили, что «от Пасхи до Вознесения странствует по земле Христос с апостолами, испытывая милосердие и доброту каждого».

    Рождество в России

    Рождество Христово - празднуется рождение спасителя Иисуса Христа. Пришествие дало людям надежду на доброту, милосердие и вечную жизнь. Рождение спасителя отмечается 7 января по юлианскому календарю, церкви Старого Света отмечают эту дату по григорианскому календарю, 25 декабря.

    Рождественский пост

    Перед Рождеством Христовым соблюдался сорокадневный рождественский пост, заканчивающийся Сочельником. Рождественский пост – является последним длительным постом. Его соблюдение обновляет духовно, объединяя с Богом во время церемонии приготовления к празднику.

    Канун Рождества

    Последний день перед Рождеством назвали «сочельник». Такое название он получил не случайно, а от наименования ритуального блюда этого дня — сочива. Сочиво, ещё его называют кутьёй — каша из круп, пшеницы или ячменя, намешанная с медом. Число блюд всегда равнялось двенадцати (числ апостолов). Стол в этот день всегда готовился как можно богаче и богатый и обильней. Соблюдая ритуал, стол предварительно посыпали сеном — помятуя о месте рождения Христа в вертепе и яслях. Пищу можно было принимать после появления первой звезды, согласно приданию, Вифлеемская звезда первая возвестившая волхвам о Рождестве Спасителя. Все усаживались за стол с самыми добрыми пожеланиями друг другу. Рождество – это семейный праздник. С 6 на 7 января люди не спали: гуляли, ходили по домам,угощались и колядовали. Колядование-это старинный обряд и песня прославления рождества Христова. Колядки, зачастую превращались в настоящий карнавал с переодеваниями в необычные одежды, или, просто натягивали на себя одежду, вывернутую наизнанку, надевали маски животных. Колядование в наши дни набирает популярность:разучиваются песни, готовятся праздничные костюмы,маски.Такими компаниями ряженых идут к соседям,родственникам, друзьям. Праздник длится три дня. Наиболее верующие проводят их в храме. На второй день Рождества православные христиане в храмах прославляют Богоматерь, родившую Спасителя. Этот день называется Собором Пресвятой Богородицы.

    Святки

    После Рождества Христова наступают Святки, то есть, святые дни, длящиеся до самого Крещения.
    В Святки, длящиеся две недели, ходят в гости, дарят подарки, навещают больных, стариков.
    Святые дни,по обычаю,начинались колядованием. Наступала очередь молодёжи рядиться, обходить все дома с песнями, шутками, жжением костров, устраивали игрища, посиделки. В это время девушки гадали на суженого. Считалось,что восемь дней,после рождения Иисуса Христа бродит по улицам нечистая сила, пугает людей.Ряженые выполняли роль нечистой силы, одетые в маски и неправдоподобные одеяния, старались напугать и развеселить людей.

    Крещение Господне

    Святками завершается Праздник Крещения Господня. Этот день является днём крещения Иоанном Предтечей Иисуса Христа в реке Иордан. Во время крещения Иисуса Христа с небес слетел Дух святой в виде голубя,провозгласивший Иисуса Христа его возлюбленным сыном. В честь этого события, праздник называют Богоявлением. В этот день, в храмах освящают воду. Святую воду приносят домой и бережно хранят. Православные христиане считают её целебной, её пьют, умываются ею, окропляют ею дом.

    Масленица, обряды на Масленичной недели

    Масленица являлась праздником поминовения. Апофеозом праздника было сжигание чучела Масленицы — это как бы её похороны, приготовленные блины – считались поминальным угощением. Изначально грустный праздник постепенно превратился в Масленицу разудалую. К празднику с блинами, круглыми желтыми и горячими, как солнце добавились катания на упряжках, запряжённых в сани, катания с гор, бои стенка на стенку, тещины посиделки. Масленица являлась ритуальным праздником завершения зимы, одновременно и открытием нового периода весенних праздников и обрядов.

    Масленица в понедельник.

    Понедельник начинался встречей масленицы. Делали из соломы чучело, наряжали в рваную, старую женскую одежду, с пением и плясками возили на санях по деревне. После этого её устанавливали на горе, с которой начинались катания. При чём, это были не просто развлечение, а считалось обрядом, считалось, что чем больше раз человек спустится с горы, тем выше у него будет лён.

    Масленица во вторник.

    Второй день масленицы зовётся «заигрыш». Праздник продолжается, к нему добавляются народные гуляния, скоморохи, кукольные представления во главе с Петрушкой. По улицам ходят ряженые, катаются на тройках и санях, устраиваются импровизированные концерты. Традиционными для городов и Москвы были медвежьи представления. Ручные медведи смешили публику, изображая различных персонажей.

    Масленица в среду.

    «лакомка» — третий день, также, начинался блинами, накрывались столы, варили пиво. На улицах начинается торговля, в которых продавались продукты, напитки, орехи, медовые пряники. Всё это можно было запить горячим чаем из кипящего самовара. Тёщи угощали зятевьёв блинами.

    Четверг.

    Четверг являлся самым горячим днём праздника. Традиционно по четвергам проходили кулачные бои.

    Пятница.

    Зятья принимали тёщ теперь у себя и угощали их блинами. Зятья, нередко нарушали такое событие, наносившее обиду тёще, что, нередко становилось причиной вечной вражды.Пятница отводилась теме семейно-родственных отношений, чествовали молодоженов. Молодожёны должны нарядно одеваться, разъезжать в расписных санях, посетить всех приглашённых, гулявших у них на свадьбе. Родственники молодых, породнившиеся после свадьбы, также наносили визиты друг к другу.

    Суббота.

    В субботу устраивались золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали к себе родственников.

    Воскресенье.

    «Прощенное Воскресенье». Этот день давал уникальную возможность, не ища какого-то повода, наладить отношения с родственниками и друзьями, за обиды, которые накопились за прошедший год.Проводы Масленицы заканчивались сжиганием чучела Зимы. В огонь бросали остатки еды, блины.Масленица заканчивается, начинается Великий Пост. Пост начинался с Чистого понедельника,днём очищения от греха и скоромной пищи.В этот день обязательно посещали баню, мылась вся посуда,удаляя остатки жирного и скоромного.

    Иван Купала в России.

    Иван Купала является праздником верхушки лета. Отмечается он в ночь с 23 на 24 июня. Это один из самых мистических и загадочных праздников, вместе с тем он разгульный и весёлый со множеством обрядов,запретов и правил,песен и примет,приговоров и гаданий,опутанных легендами.Купала-это древнейшее божество плодородия. В честь его по вечерам пели песни,устраивали прыгание через костёр.Постепенно этот обряд перевоплотился в праздник середины лета, дней солнцестояния,воплощая в себе традицию христиан и язычников. Божество Купала стали называть Иваном после крещения Руси в честь Иоанна Крестителя, крестившего самого Христа,рождество которого приходилось на 24 июня.

    Купальские обряды

    В день Иван Купала люди украшали себя венками, перевязями из цветов и трав, распевали песни, водили хороводы, разжигали костры вокруг шеста с закреплённым на нём пылающим колесом,символом солнца. В этот день девушки плели венки и пускали их по воде,наблюдая за ними. Если венок тонул,значит суженый разлюбил,замужество откладывается.В этот день обливались грязной водой всех подряд. Существовало поверье,чем чаще человек купается,тем чище его душа.А купание на заре наделяло целебной силой.
    В купальную ночь разводили костры. Считалось,что в эту ночь костры являются очищающими, матери сжигали снятые с больных детей вещи, чтобы вместе с ними сгорели и болезни.Вокруг костров устраивали пляски, прыгали через них, кто прыгнет выше-тот будет счастливее. После костров молодёжь организовывала шумные игры, весёлые соревнования.Народ верил в то, что только в ночь на Ивана Купала распускаются чудодейственные, лекарственные травы, которые неизменно собирали лекари и деревенские знахари, чтобы хватило на весь год. Предание о расцветающем в эту ночь папоротнике, цветок которого мог указать, где находится клад.С этим днём связано много чудес, а в предстоящую ночь нельзя было ложиться спать, потому что оживала всякая нечисть:ведьмы, оборотни, русалки, справлявшие свой праздник, стараясь нанести людям как можно больше вреда.Так издавна праздновали и продолжают праздновать день Ивана Купала - соблюдая обряды, традиционные гадания и прочие разнообразные шалости.