• «Все в человеке должно быть прекрасно». классный час на тему

    В человеке все должно быть прекрасно

    Как известно, физически привлекательные люди имеют больше шансов построить длительные доверительные отношения с представителем противоположного пола. Однако красота – это еще не все. Настоящая дама или истинный джентльмен будут также стремиться к элегантности. Элегантность – это подчеркивание собственной индивидуальности, так как внешний вид (от одежды до аксессуаров) – это, прежде всего, проявление внутреннего мира. Внешность составляет единое целое с натурой человека, его манерами, осанкой, походкой, жестами и позами.

    Индвидуальный внешний облик – это сочетание цвета лица, ухоженной кожи, опрятной прически, макияжа и одежды. Даже одна неверно подобранная деталь может испортить все впечатление. Это касается как мужчин, так и женщин.

    Это может быть неправильно подобранный цвет одежды или сочетание цветов, неухоженные волосы и др. Чтобы создать благоприятное впечатление у окружающих и у своего будущего партнера, следует знать особенности своей фигуры, тип кожи, волос и, самое главное, тип внешности. Конечно, следует знать и правила хорошего тона, которые могут подсказать, что и как нужно подчеркнуть в своей внешности.

    Правила хорошего тона в современном мире обязывают как мужчин, так и женщин придерживаться следующих требований.

    Волосы должны быть всегда хорошо уложены. Правильно выбрав прическу, можно скрыть изъяны и подчеркнуть привлекательность лица. Но самым главным является не то, как должны быть подстрижены волосы, а то, что они должны быть ухоженными, чистыми и здоровыми.

    Этикет предусматривает тщательный уход за руками. Ногти необходимо содержать в чистоте и порядке. Под ними не должно быть скопления грязи, форма ногтей должна подчеркивать красоту рук, ногтевые пластинки не должны иметь зазубрин или расслоения, и тем более быть пораженными различными грибковыми заболеваниями.

    Особое внимание представителям обоих полов следует уделять зубам, следить за их здоровьем и белизной.

    Если появился запах изо рта, все усилия стать привлекательным человеком будут сведены на нет. Поэтому следует посещать стоматолога по мере необходимости. Если требуется поставить коронки, нужно немедленно сделать это. При этом желательно, чтобы коронки были металлокерамические, иначе это будет выглядеть слишком вульгарно и может произвести неприятное впечатление на окружающих. Современная стоматология позволяет восстановить зуб так, что он практически не будет отличаться от естественных. Даже если для посещения зубного врача не хватает денег, необходимо их занять и все-таки вылечить все зубы. За их состоянием и в дальнейшем следует тщательно следить.

    У каждого человека, вне зависимости от того, мужчина это или женщина, всегда при себе должен быть освежитель для полости рта или «Тик-так». Но самый лучший способ справиться с неприятным запахом – подержать во рту кофейное зернышко или палочку гвоздики.

    Если возникновение запаха вызвано проблемами с желудком, обязательно и немедленно следует отправиться к терапевту. Совершенно необходимо, чтобы окружающие могли ощущать только окутывающее человека благоуханье.

    Нужно помнить, что оно создает хорошее настроение, дарит удовольствие всем, кого он (она) встречает на своем пути, кто достоин идти с ней (с ним) рядом.

    Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

    Из книги Наблюдая за китайцами. Скрытые правила поведения автора Маслов Алексей Александрович

    «Вы прекрасно говорите по-китайски!» «Вы прекрасно говорите по-китайски!» – эту фразу наверняка слышал любой человек, которой произнес по-китайски пару слов перед китайцами. Чаще всего она относится к переводчику, иногда к человеку, который по самоучителю выучил пару

    Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия. автора Лаврентьева Елена Владимировна

    Должно ли опасаться новобрачным заговоров? Во всех странах есть злые и неблагонамеренные люди, которые доставляют себе жестокое удовольствие мучить новобрачных и возмущать блаженство их домашней жизни. Везде есть любовники, которые, у самого входа в храм любви,

    Из книги Нацизм и культура [Идеология и культура национал-социализма автора Моссе Джордж

    Из книги Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки автора Хаген Виктор фон

    Из книги О подражании Христу автора Кемпийский Фома

    Из книги Русский Эрос "Роман" Мысли с Жизнью автора Гачев Георгий Дмитриевич

    Глава 11. О том, что должно испытывать и умерять сердечные желания - Сын Мой, многому еще надо тебе научиться, еще не твердо ты им научился.- Чему же, Господи?- Чтобы полностью сообразовал ты с волей Моей все желание свое, и себя самого не любил бы, но Моей воли желал бы всем

    Из книги Россия: критика исторического опыта. Том1 автора Ахиезер Александр Самойлович

    Глава 1. С каким благоговением должно принимать Христа Это слова Твои, Христос, Истина вечная; - хотя не в одно время сказаны и писаны не в одном месте. Твои они, и для того должен я принимать их благодарным и верным сердцем: Твои, и Ты Сам изрек их. Но и мои они тоже, ибо

    Из книги Страна Дяди Сэма [Привет, Америка!] автора Брайсон Билл

    Соитие в природе и в человеке Что такое секс, чувственная страсть для русской женщины и для русского мужчины? Это не есть дар божий, благо, ровное тепло, что обогревает жизнь, то сладостное естественное отправление прекрасного человеческого тела, что постоянно

    Из книги Школа гота автора Вентерс Джиллиан

    Четыре стихии в человеке Какая разница, когда я сел? Ну пусть в 11 - будто для умозрения есть время… Умозрение - житель вечности, и сейчас мы туда прейдем - только отрясем прах - не прах, а искры злобы (ибо она - огненна)Ночью проснулся и среди многого думал о своем составе

    Из книги Мой XX век: счастье быть самим собой автора Петелин Виктор Васильевич

    «Должно повиноваться, а рассуждения свои держать про себя» Воспроизводственный процесс, опирающийся на идеал всеобщего согласия, разрушался, социальные отношения превращались в конфликт, возрастала социальная дезорганизация, что усиливало массовое ощущение роста

    Из книги Традиции русской народной свадьбы автора Соколова Алла Леонидовна

    Из книги Декабристы и русское общество 1814–1825 гг. автора Парсамов Вадим Суренович

    Не нужно быть в депрессии, чтобы быть готом «Ты не можешь быть Настоящим Готом: ты слишком счастливая». Если бы Леди Совершенство получала пять центов всякий раз, как она это слышит, она купила бы себе сапоги от Джона Флювога. У людей за пределами субкультуры слово «гот»

    Из книги автора

    Из книги автора

    Из книги автора

    Глава десятая «Все в России должно быть сделано правительством; ничто самим народом» Николай Иванович Тургенев происходил из культурной дворянской семьи, принадлежащей к тонкому слою интеллектуальной элиты России конца XVIII в. Его отец, известный масон и филантроп, Иван

    Разработка классного часа для детей и родителей

    Разработку подготовила

    учитель технологии МБОУ СОШ № 7

    г. Сургут

    Петряева Лариса Анатольевна

    Доброта – это солнце,

    которое согревает душу.

    Все хорошее в природе – от солнца,

    а все лучшее в жизни – от человека.

    М. Гришвин.

    Тема: В человеке все должно быть прекрасным.

    Цели:

    Воспитывать культуру поведения;

    Расширять представления детей о доброте и вежливости;

    Способствовать воспитанию и формированию чувства взаимовыручки, сплочению коллектива.

    Средства обучения: презентация, пословицы, эпиграфы, атрибуты к игре, конверты с заданиями.

    Ход занятия:

    1.

    2. Беседа на тему доброты.

    3. Игровая дискуссия.

    4.

    5. Рефлексия.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План – конспект

    классного часа на тему:

    «Все в человеке должно быть прекрасно».

    Разработку подготовила

    учитель технологии МБОУ СОШ № 7

    г. Сургут

    Петряева Лариса Анатольевна

    Доброта – это солнце,

    которое согревает душу.

    Все хорошее в природе – от солнца,

    а все лучшее в жизни – от человека.

    М. Гришвин.

    Тема: В человеке все должно быть прекрасным.

    Цели:

    Воспитывать культуру поведения;

    Расширять представления детей о доброте и вежливости;

    Способствовать воспитанию и формированию чувства взаимовыручки, сплочению коллектива.

    Средства обучения: презентация, пословицы, эпиграфы, атрибуты к игре, конверты с заданиями.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент. Приветствие учащихся и гостей.

    Придумано кем-то просто и мудро при встречи здороваться:

    Доброе утро!

    Доброе утро! – солнцу и птицам.

    Доброе утро! – приветливым лицам.

    И каждый становится добрым, доверчивым.

    Доброе утро длится до вечера.

    Я желаю вам доброго утра. Я очень рада видеть вас сегодня.

    1. Беседа на тему доброты.

    Наш сегодняшний классный час посвящен всему тому прекрасному, что есть в человеке. Давайте вместе подумаем, по - рассуждаем и поговорим об этом. - Как вы думаете, хороший человек, какой он?

    Наверное, в первую очередь – добрый?

    Вы согласны? А, что по – вашему, значит быть добрым?

    Что вы понимаете под словом «доброта»?

    Мы поговорим о том, что делает человек доброго, хорошего?

    А подумайте теперь вот над чем: каким человека делает добро?

    (сообщения учениц)

    Ученица 1

    Из толкового словаря я выписала определение доброты:

    «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим».

    Ученица 2

    Виктор Гюго сказал:

    «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце».

    От себя могу добавить, что это солнце, которое озаряет вас, ваше лицо, вашу душу и после хорошего дела всегда появляется чувство, что хочется взлететь.

    Ученица 3

    А вы пробовали делать добро? Вы делаете хорошие поступки? Подумайте и расскажите нам, какое доброе дело вы сделали недавно? (под звуки тихой мелодии создается пауза для обдумывания)

    Что вы почувствовали, когда помогали кому-то? Появилось ли у вас чувство удовольствия или вы ощутили что-то другое? Какие эмоции вы пережили? Что вы подразумеваете под словом доброта?

    Ученица 1

    (дискуссия)

    Очень хорошо и приятно, что среди нас есть такие, у которых есть о чем рассказать.

    Учитель (беседа с детьми)

    Ребята, скажите, всегда ли в жизни легко быть добрым?

    Как вы думаете, каким людям легче «живется»?

    Расшифруйте пожалуйста как вы понимаете термин «легкая жизнь»?

    Ученица 2

    А давайте подумаем, легко ли быть добрым? От чего это зависит? (участникам предлагается описать на листочках ситуацию, при которой добрый человек и равнодушный человек сталкиваются в жизни)

    1. Игровая дискуссия.

    Учитель (предлагает выбирая жетоны по цвету, разделиться на команды )

    Ребята и уважаемые гости, сейчас мы с вами проведем небольшую игру: необходимо прочитать четверостишие, которое находится в конверте и инсценировать его. Необходимые атрибуты для сценки лежат на столах.

    1 конверт

    Добрым быть всегда не просто,

    Доброта не зависит от роста

    Не зависит доброта от цвета

    Доброта не пряник, не конфета.

    2 конверт

    Добрым быть совсем не просто

    Не зависит доброта от роста

    Доброта приносит людям радость

    И взамен не требует награды

    3 конверт

    Доброта с годами не стареет

    Доброта от холода согреет

    Если доброта, как солнце светит,

    Радуются взрослые и дети

    4 конверт

    Значит надо, надо добрым быть

    И в беде друг друга не забыть

    И завертится земля быстрей

    Если будем мы с тобой добрей!

    (дается время на подготовку и демонстрируется сценка каждой командой)

    Все молодцы! Спасибо за такие красочные сравнения!

    1. Рассуждения о поступках человека (разбор пословиц).

    Мы много говорили о доброте, читали стихи, но еще есть народная мудрость, которая складывается в пословицы и поговорки:

    (дети зачитывают поговорки и высказывают свое мнение)

    Доброе слово лечит, злое – калечит.

    Добрая слава лежит, худая бежит.

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №85

    имени Героя Советского Союза Н.Д.Пахотищева г. Тайшета»

    Разработка курса

    для внеурочных занятий

    «В человеке все должно быть прекрасным»

    Выполнил: Козодой Вера Анатольевна,

    социальный педагог МКОУ «СОШ №85»

    СОДЕРЖАНИЕ

    Стр.

    Глава 1. Введение. Теоретическое описание курса……………….. 3

    Глава 2. Проект курса «В человеке все должно быть прекрасным» 4

    1.1 Краткое содержание блока занятий…………………………… 6

    1.2 Критерии оценивания практических работ…………………… 8

    1.3 Глоссарий………………………………………………………… 8

    1.4 Вводное тестирование ………………………………………….. 10

    1.5 Разработки занятий……………………………………………... 13

    1.6 Вопросы для самопроверки……………………………………. 44

    1.7 Темы для обсуждений…………………………………………... 44

    1.8 Результативность………………………………………………... 45

    Глава 3. Описание практической значимости курса……………... 46

    Заключение

    Список литературы и интернет-ресурсов…………………………. 47

    Глава 1. Введение

    Каждый человек по- своему красив: Особенно своей душой, не только телом...

    Искусство изображения окружающего мира является единым художественным, творческим, учебным и познавательным процессом, позволяющим творческому человеку развивать свои способности по наблюдению и восприятию, воображению и фантазии, глубокому пониманию и знанию особенностей фигуры человека.

    Невозможно представить в какой области деятельности человеку не пригодилось бы умение изображать окружающий мир в объеме и цвете. В любой профессии и быту ощущение успешности превалирует, если он владеет навыками изобразительного искусства.

    Издавна фигура человека являлась главным объектом интереса и изображения художников. Для лучшего понимания любого формообразования необходимо развивать художественное видение и навыки правильного последовательного поэтапного изображения. В любой профессии человек добьется наибольших успехов, если овладеет средствами изобразительного искусства. Анализируя выполненные изображения, можно выявить степень воспитанности, особенности памяти, воображения, мышления и развития творческих способностей.

    Тело человека великолепно анатомически, грациозно и гибко в движении, но гармонично в своем единении. Изображение человека – очень сложный и увлекательный процесс, который сложно освоить взрослым, а тем более детям. Для правильного определения и пространственного изображения пропорций, пространственного расположения отдельных частей фигуры и лица и в целом изображаемого объекта необходимо уделять максимальное внимание приемам визирования. Постепенно после длительных тренировок юный художник сам научится определять пропорции и располагать части тела и лица.

    В рамках школьной программы уделяется очень мало времени для развития навыков рисования фигуры и лица. Это особенно ощущается при работе с одаренными детьми, которым недостает объема часов в пределах школьной программы. Существуют разные манеры и методы, при помощи которых можно добиться глубокого понимания и знания особенностей изображения фигуры и лица человека. В данной разработке курса собраны наиболее удачные поэтапные рисунки по данной тематике.

    Глава 2. Проект курса

    Тема курса

    Поэтапное изображение человека «В человеке все должно быть прекрасным»

    Козодой Вера Анатольевна

    Целевая аудитория

    7 класс

    Основные вопросы курса

    Изображение фигуры человека, головы и основных ее элементов.

    Цель курса

    Обучающие: развитие глазомера, совершенствование навыков рисования, умение точно и лаконично передавать самое существенное, выявлять конструктивные и пропорциональные особенности изображения.
    Воспитывающие: воспитание эстетического вкуса,.
    Развивающие: развитие творческих способностей, зрительной памяти, кругозора, мыслительной деятельности, внимания.

    Задачи курса

    Задачи урока: выполнить наброски фигуры человека, используя поэтапные приёмы. Найти правильное композиционное размещение в листе, передать точно пропорции фигуры человека, сделать свой рисунок наиболее выразительным, используя графические средства выражения

    Тип занятий

    Сообщение новых знаний с закреплением их практической работой.

    Входные требования к слушателям (ЗУН)

    Знать о разнообразных представлениях людей различных эпох и народов о красоте человека.

    Результаты обучения (ЗУН)

    Уметь изображать фигуру человека по современным канонам.

    Кол-во часов

    Кол-во модулей

    Предполагаемые ресурсы для раздела «Хрестоматия»

    - «Изобразительное искусство в школе» Н.С. Михнюк, Издательство Красноярского педагогического университета, Красноярск, 1994

    Изобразительное искусство, 7 класс, поурочные планы по программе Б.М. Неменского

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    Наличие форума и темы для обсуждений

      Попытайтесь опровергнуть (или подтвердить) высказанную советским художником-педагогом Н.П. Крымовым точку зрения: «Говорят: искусство не наука, не математика, что это творчество, настроение и что в искусстве ничего нельзя объяснить – глядите и любуйтесь. По-моему, это не так. Искусство объяснимо и очень логично, о нем нужно и можно знать, оно математично…»

      Права ли скульптор А. С. Голубкина, говоря так: «Чтобы понять какую - нибудь машину, ее мало срисовать и скопировать, ее надо разобрать и собрать, поняв каждую ее часть, потому что там нет ни винта, ни выемки без специального назначения. Если вы так же подойдете к устройству человеческого тела, то увидите такую изумительную мудрость и красоту его устройства, что только пожалеете, что не знали этого раньше»

      Как бы вы объяснили высказывание «Ночью все кошки серы» (с точки зрения «низшего порога цветового ощущения»)?

      Что бы вы сказали по поводу того, что древнеегипетские художники считали портретное изображение двойником человека и что душа после смерти может вернуться в портрет. С тех пор художниками мира создано множество выдающихся портретов и в каждом видны душа изображаемого и душа художника.

    Тематическое планирование

    Краткое содержание блока занятий:

    Вводное занятие «Первоначальное тестирование» предполагается в виде рисуночного теста, где учащемуся предлагается самостоятельно, без какой-либо помощи и без объяснения пропорций нарисовать фигуру с натуры, и теста из 10 вопросов.

    Первое практическое занятие «манеры и методы», при помощи которых можно добиться глубокого понимания и знания особенностей фигуры человека.

    Даются примеры рисования: анималистического; по клеткам; символами; поэтапного (схематического); классического и анатомического, силуэтного.

    В конце урока учащийся должен найти сферы применения различных манер и методов изображения человека.

    Второе практическое занятие «представление о красоте человека».

    Рассказывается об истории изображения фигуры человека. Даются понятия пропорции, визирования, «Золотого сечения». По окончанию урока должны знать: краткую историю создания изображений с участием фигуры человека.

    Третье практическое занятие «изучение основных пропорций фигуры человека».

    Начинается также с истории, но уже с объяснения канона, рассказывается о возрастных отличиях и плавно переходит к объяснению пропорций, подробно говориться об основных пропорциях среднего человека. Учащийся делает эскизы, которые в дальнейшем используют на следующем уроке.

    По окончанию урока должен знать и уметь: все основные пропорции рисования фигуры человека и уметь применять знания на практике.

    Четвертое практическое занятие «рисование фигуры человека в положении стоя». Оно разбито на две части. Перед учащимся стоит цель нарисовать фигуру человека с соблюдением всех пропорций. На первом уроке больше теории, чем практики, а второй урок почти полностью посвящен самостоятельной работе.

    По окончанию урока ученики должны знать и уметь: применять полученные ранние знания о пропорциях на практике, правильно строить фигуры человека.

    Пятое практическое занятие «рисование фигуры человека в положении стоя»

    Продолжение четвертого. Графическое выполнение работы.

    По окончанию урока учащийся должен уметь: выполнять фигуру человека в графике.

    Начинается с пояснений пластической анатомии, но уже с точки зрения канона, рассказывается о возрастных отличиях и плавно переходит к объяснению пропорций, подробно говориться об основных пропорциях лица среднего человека. Учащийся делает эскизы, которые в дальнейшем используют на следующем уроке.

    По окончанию урока должен знать и уметь: все основные пропорции лица человека и уметь применять знания на практике.

    Седьмое

    Начинается с пояснения об основных пропорциях глаза среднего человека. Учащийся делает эскизы, которые в дальнейшем используют на следующем уроке.

    По окончанию урока должен знать и уметь: основные пропорции глаза человека и уметь применять знания на практике.

    Начинается с пояснений о пропорциях губ среднего человека. Учащийся делает эскизы, которые в дальнейшем используют на следующем уроке.

    По окончанию урока должен знать и уметь: все основные пропорции губ человека и уметь применять знания на практике.

    Девятое практическое занятие «изображение носа человека»

    Начинается с пояснений о пропорциях носа среднего человека. Учащийся делает эскизы, которые в дальнейшем используют на следующем уроке.

    По окончанию урока должен знать и уметь: основные пропорции носа человека и уметь применять знания на практике.

    Начинается с пояснений пластической анатомии и плавно переходит к объяснению пропорций, подробно говориться об основных пропорциях кисти руки среднего человека. Учащийся делает эскизы, которые в дальнейшем используют на следующем уроке.

    По окончанию урока должен знать и уметь: основные пропорции кисти руки человека и уметь применять знания на практике.

    Начинается с пояснений пластической анатомии и плавно переходит к объяснению пропорций, подробно говориться об основных пропорциях стопы ноги среднего человека. Учащийся делает эскизы, которые в дальнейшем используют на следующем уроке.

    По окончанию урока должен знать и уметь: основные пропорции стопы ноги человека и уметь применять знания на практике.

    Двенадцатое практическое занятие «рисуем человека»

    Ученикам предоставлена свободная тема, но с участием человека. Ребята используют любой понравившийся материал и любую технику.

    По окончанию урока ученики должны знать и уметь: пользоваться полученными знаниями на практике, и самостоятельно оценивать свои силы.

    Критерии оценивания практических работ .

    Соответствие заданной теме; верно ли композиционное размещение рисунка, аккуратность работы, оригинальность, соблюдение пропорций, правильность выполнения, компоновка на листе, использование ластика.

    «5» - соблюдение всех критерий.

    «4» - незначительные неточности в композиционном размещении, нарушены основные правила пользования резинкой.

    «3» - нарушена композиционное построение рисунка, выполнено неправильно, неаккуратно, затерто.

    «2» - работа выполнена не аккуратно, без желания, работа не соответствие заданной теме.

    ГЛОССАРИЙ

    Аниме – . В отличие от других стран, предназначенных в основном для просмотра , бо́льшая часть выпускаемого аниме рассчитана на и , и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире. Аниме отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов.

    Мы признаём определённые пропорциональные отношения в построении фигуры человека, его окружения, архитектуры, как нечто должное. Эмоциональное начало художественного творчества проверяется точной наукой. Выдающиеся мастера былых эпох постоянно стремились проверить алгеброй гармонию, впрочем, математика античности, средневековья и Возрождения была лишена сухости и абстрактности.

    Когда мы знакомимся с историей искусства, любуемся совершенными произведениями, например, античной статуей или храмом, картинами Леонардо да Винчи , Рафаэля, Энгра , то нас поражает удивительная гармония, присущая им, которая во многом определяется таким эстетическим качеством, как пропорциональность целого и деталей. Слово « пропорция » в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность». Сравнивая предметы, окружающие нас, по величине, высоте, ширине, объёму мы можем сказать, что одни из них длинные, а другие короткие, высокие и низкие, широкие и узкие, большие и маленькие и т. д. Устанавливая соотношение между предметами и между частями формы отдельного предмета, мы выясняем их пропорциональные характеристики.

    Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами.

    Пропорция – это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность – её эстетическое качество.

    Соразмерность частей образует красоту формы.

    В основе определения пропорций лежит метод сравнения.

    Все эти свойства лежат и в основе грамотного рисунка.

    В художественной практике существует известный метод определения пропорций, называемый визированием.

    Однако никакие механические способы определения пропорций не могут заменить развитого глазомера . Именно эту способность необходимо развивать в себе тренировкой.

    Рисуя, нужно помнить, что мы изображаем предметы несколько меньшими их натуральной величины, поэтому необходимо придерживаться единого масштаба для определения пропорций всех объектов изображения, составляющих композицию. Таким образом, выдержать пропорции в рисунке – значит добиться соотношения величин всех частей предмета к целому в пределах выбранного формата листа.

    Поиск пропорций в изображении фигуры человека является сложной задачей. Обратимся к истории, посмотрев, как решали её художники разных эпох и разных культур.

    В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон – то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла определить целое и по одной части тела определить другую. Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры 21 ¼ части. В это число входили 19 равных частей разделения самой фигуры, а 2 ¼ части приходились на изображение традиционного головного убора.

    Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи.

    На сохранившихся и дошедших до нас памятниках можно видеть, что горизонтальные и вертикальные линии делят рисунок в определённых местах, что соответствует членению фигур на части. Были установлены также определённые размеры для изображения сидящих фигур и изображения разных богов в соответствии с их иерархическим старшинством (одни должны быть выше, другие немного ниже). Детей изображали как взрослых, но значительно меньшими по размеру. Художнику необходимо было знать установленные каноном нормы и научиться вписывать в них изображения, пользуясь сеткой-таблицей. Единая система обучения и строгое соблюдение выработанных норм позволяли выполнять части одного произведения разными мастерами. Когда такие части составляли в единую композицию, то они точно сходились, и не было нарушения пропорций.

    Вся история учения о пропорциях связана с поисками законов гармонии и красоты. В Древней Греции систему идеальных пропорций человеческой фигуры создал скульптор Поликлет в V веке до н. э. Его теоретическое сочинение на эту тему называлось «Канон», а выражением в скульптуре этой системы явилась его статуя «Дорифор», что означает копьеносец. Мастер изобразил атлета-юношу, победителя в соревнованиях по метанию копья, в момент, когда после одержанной победы он совершает круг почёта по стадиону и его приветствуют восторженные зрители.

    Открытие пропорций, полагают, принадлежит к заслугам древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем выдающегося философа и математика Пифагора, жившего в VI веке до н. э. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях получил название «золотое сечение», которое олицетворяло равновесие знания, чувств и силы. Золотое сечение возникает при делении отрезка на две неравные части таким образом, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей (0,618).

    З
    накомство с золотым сечением сыграло немалую роль в работе античных архитекторов, скульпторов и живописцев. Обучающимся рисунку будет интересно узнать правило, наглядно прослеживающееся в древнегреческих статуях: при делении туловища человека в соответствии с золотым сечением легко найти уровень пупа и локтя, при повторном делении двух отрезков в противоположных направлениях определяется высота колена и нижний уровень шеи.

    Примерами использования золотого сечения может быть античная голова Афродиты и любое из произведений художника Рафаэля. В поисках гармонии художники интуитивно всегда следовали этому принципу и в той или иной мере приближались к идеальным соотношениям, но теоретически принцип золотого сечения был сформулирован в эпоху Возрождения. Леонардо да Винчи, изучавший и глубоко анализировавший опыт древних, разрабатывая правила изображения человеческой фигуры, пытался на основе литературных сведений восстановить так называемый «квадрат древних». Он выполнил рисунок, в котором показана пропорциональная закономерность в соотношении частей тела человека.

    Домашнее задание: Сделать набросок фигуры египтянина по канонам.

    третье и четвертое практические занятия

    Что такое вообще поэтапность , тем более в рисовании? Начнем с самого простого, а именно со слова «этап»! Проще говоря « этап » - это промежуток времени во время какого-либо процесса, дела. Этот промежуток времени может быть как небольшим (пару минут или даже секунд), так и очень большим (несколько лет, столетий, веков, а то и больше). С промежутком времени мы разобрались, теперь перейдем к самому процессу. Процесс - это какое либо действие (изменение состояния, изменение, развитие) или дело, которым кто-то занимается. В нашем случае это рисование.

    Вот мы и дошли до поэтапного рисования. Как не крути смысл будет один, а именно мы будем идти от простого и легкого к сложному и трудоемкому.

    После того как художники отказались от традиционных мифологических и библейских сюжетов, они стали создавать картины, отражающие реальную жизнь. На полотнах начали изображать конкретных людей за определенными занятиями, ничего не символизирующими. Художники стремились отобразить реальную жизнь, которую наблюдали на улицах городов, в сельской местности или в своей среде с учетом канонов и пропорций, которые соответствуют определенному возрасту и полу.

    Воспользуемся наиболее удобным пропорциональным каноном, где единицей измерения (модулем) является голова человека. Согласно этому канону вся фигура по высоте делится на 8 одинаковых по размеру частей, где:

    1 - голова; 2 – от подбородка до линии сосков; 3 – от линии сосков до талии; 4 – от талии до лобка; 5 – от лобка до середины бедер; 6 – от середины бедер до коленного сустава; 7 – от коленного сустава до низа икроножной мышцы; 8 – от низа икроножной мышцы до подошвы.

    Проводим вертикальную линию и откладываем на ней восемь одинаковых отрезков и через полученные точки проводим горизонтальные линии: подбородка, плеч, груди, талии, таза, середины бедер, коленного сустава, середины икр, стопы.

    Необходимо запомнить несколько правил построения схемы стандартной фигуры:

    Локоть руки лежит на линии талии;

    Рука, в опущенном положении, концом среднего пальца доходит до середины бедра;

    Длина распростертых объятий рук вместе с длиной плеч равна росту человека;

    Ширина руки не должна превышать ширины шеи;

    Ширина талии равна высоте головы М (модулю);

    Длина плеча – ¾ М;

    Ширина таза – 1,5 М;

    Ширина шеи – ½ длины плеча;

    Ширина сдвинутых колен равна длине плеча;

    Ширина сдвинутых лодыжек равна ширине шеи;

    Ширина стопы равна ширине колен.

    Но существуют различия в пропорциях женских и мужских фигур. Мужская фигура отличается от женской более высоким ростом и крепким телосложением. У мужчин резче обозначены костные выступы и рельеф мышц, плечи обычно значительно шире бедер, шея более короткая и широкая.

    Женская фигура отличается от мужской более короткими верхними и нижними конечностями, более широким тазом и узкими плечами, относительно меньшим размером кисти и стопы, меньшим лицевым отделом головы.


    Пропорции детских фигур изменяются в зависимости от возраста. Так высота головы новорожденного относится к высоте всей фигуры как 1:4,длина верхних конечностей составляет 2/5, а нижних- 1/3 высоты фигуры. Пупок – середина фигуры, а ширина головы равна ширине бедер. Талия еще не определена.

    У 7 – летнего ребенка голова укладываетсяв росте шесть раз, а туловище составляет 1/3 роста. Тело ребенка становится более стройным, удлиняются верхние и нижние конечности.

    В пропорциях 13 – летнего ребенка голова составляет 1/7 высоты фигуры. В этом возрасте значительно увеличиваются конечности, укорачивается туловище, плечи становятся уже и немного выявляется талия.

    Из сказанного выше видно, что изменение пропорций отдельных частей тел детей в процессе роста происходит по годам неравномерно. Также возрастная разница пропорциональных соотношений отдельных частейтела ребенка создает сложности при составлении системы пропорций для рисования детских фигур.

    Домашнее задание: Сделать рисунок фигуры человека в положении стоя.

    пятое практическое занятие

    Мы рассматривали рисование женской и мужской фигуры по схеме в положении фас с опорой на обе ноги. Теперь рассмотрим этапы рисования фигуры человека, опирающегося на одну ногу.

    Проводим вертикальную линию, откладываем на ней отрезок, равный высоте фигуры, делим его на 8 частей. Строим основные конструктивные линии фигуры с учетом изменения их направления при данном положении фигуры. Линии плеч и груди будут направлены вниз к опорной ноге, а линии талии, бедер и колен – вверх, в сторону опорной ноги.

    От линии плеч до линии бедер проводим новую серединную линию. Изменим наклон головы и шеи также в сторону опорной ноги. Все размеры ширины фигуры намечаем относительно новой серединной линии по линиям груди, талии и бедер.

    Домашнее задание: Сделать набросок фигуры с опорой на одну ногу.

    Шестое практическое занятие «изображение головы человека».

    Реалистическое изображение головы и фигуры человека основано на знании пластической анатомии, перспективы и систематических упражнений в рисовании с натуры. Мы же рассмотрим схематическое изображение головы человека в фас.

    Сложнее всего у человека , поэтому правильно и точно нарисовать портрет могут только настоящие художники, обучавшиеся рисовать несколько лет. Наши уроки рисования предназначены в основном детям, поэтому глаза и другие черты лица на рисунке человека нарисованы схематично, без тщательной прорисовки деталей. О том, как научиться рисовать портрет человека карандашом, и даже, как на сайте есть дополнительные уроки.

    Рисунки лица человека, портреты - это самый сложный вид изобразительного искусства. Научиться точно, нарисовать человека, даже простым карандашом, требует не только времени на обучение, но и таланта. Сложность рисунка человека состоит в умении передать эмоциональное состояние человека, его мимику, глубину взгляда и т.д. Но научиться простой технике рисования человека вполне можно самостоятельно, особенно если рисовать человека поэтапно.

    Р
    исунки лица человека, портрет - это самый сложный вид изобразительного искусства. Научиться рисовать портрет человека правильно, даже простым карандашом, требует не только времени на обучение, но и таланта. Сложность рисунка портрета человека заключается в умении передать эмоциональное состояние человека, его мимику, глубину взгляда и т.д. Для этого нужно правильно , точно повторить форму и другие черты его лица.

    Как нарисовать портрет человека, если у вас нет опыта? Научиться простой технике рисования лица человека вполне возможно самостоятельно, но для начала нужно рисовать лицо человека поэтапно, простым карандашом. Возможно не с первого раза, но при большом желании, вы обязательно сможете нарисовать настоящий портрет человека.

    1. Первый контур лица человека самый важный.

    Чтобы нарисовать правильно портрет человека важно точно сделать первый контур, контур лица. Не нажимая сильно на карандаш, повторите это овал лица человека на вашем рисунке. Возможно придется нарисовать его несколько раз, повторить еще раз этот шаг, не жалейте бумаги, рисуйте, пока овал лица не будет правильной формы и симметричным. Если вы желаете нарисовать такой же портрет как на моем рисунке, наберитесь терпения и усердия.

    2. Разметка основных частей лица человека.
    Ровно по центру нарисуйте горизонтальную линию, делящую портрет на две части, и чуть ниже еще одну параллельную линию. От центра нижней линии, нарисуйте перпендикулярную линию, и пометьте, где на лице будет расположен кончик носа. Все эти линии рисуйте, не нажимая сильно на карандаш. Не забудьте нарисовать уши.

    3. Главная часть портрета человека - его глаза.


    Рисовать лицо человека поэтапно - просто и увлекательно. Главное, точно сделать первые шаги. На этом этапе рисовать будет намного легче, но нужно быть предельно внимательным и аккуратным. Наверное, нужно заточить поострее карандаш, карандаш нам нужен будет сейчас острый.

    Глаза на лице человека - это самая важная часть портрета. Поэтому давайте с них и начнем рисовать этот шаг портрета. Плавными, овальными линиями , но предварительно поставьте метки (точки) для боковых, верхних и нижних границ каждого глаза. Нарисуйте зрачки, линию рта и начальные контуры волос.

    4. Нарисуйте на лице человека контуры бровей, рта и губ.


    Этот шаг будет самым сложным, зато после него портрет человека будет почти закончен.
    Вначале нарисуйте то, что легко рисовать. Нарисуйте брови и закончите рисовать контур волос. Теперь давайте нарисуем чуть сложнее элемент лица человека - губы. Нижнюю губу рисовать проще, вот с нее и начнем, а верхняя будет зеркальным отражением нижней, только она в центре делится пополам. Не рисуйте слишком широкий рот и толстые губы.
    Начините рисовать нос с его кончика, в виде "галочки", а по краям две дуги. Теперь от правой брови проведите линию, с легким отклонением вправо.
    Аккуратно ластиком удалите с вашего
    рисунка лица человека лишние контурные линии и посмотрите, получился настоящий портрет человека.

    5. Рисунок лица человека почти закончен.


    Если вы дошли до этого этапа и вполне довольны своим рисунком человека, то вы настоящий художник и видимо много чего еще можете красиво нарисовать. Начиная с этого шага, вы заслужили отдых, и поэтому сложного вам рисовать больше в портрете человека не придется.
    Вам нужно будет лишь нарисовать брови, веки на глазах, волосы и более детально нарисовать уши.

    6. Портрет человека. Нанесение на рисунок теней.


    Вот и получился настоящий рисунок лица человека, осталось лишь сделать портрет, как делают настоящие художники. Нужно добавить мягким простым карандашом в рисунок теней, сделать картинку лица объемной. Этого достичь можно только созданием теней и контрастов. На лице и волосах многие участки нужно оттенить более темным и густым светом. Такой эффект придаст лицу большую реалистичность и глубину.

    Теперь вы знаете, как нарисовать портрет человека и можете попробовать нарисовать портрет по фотографии. Рисовать портрет человека "с натуры" не пробуйте, это могут сделать только художники.
    Если вам удастся передать основные сходства и выразить в вашем рисунке главную черту человека - это уже хорошо. А уж если, портрет будет иметь сходство с человеком на фото, то можете быть уверены, у вас настоящий талант.

    Домашнее задание: Сделать набросок головы.

    Седьмое практическое занятие «изображение глаза человека»

    Рисунок лица человека - это, прежде всего глаза. Именно этому элементу портрета нужно уделять больше всего внимания. На этом уроке вы можете научиться рисовать глаза в деталях.

    Очень сложно нарисовать правильно глаза, а главное передать взгляд человека. Любой - это в первую очередь правильно нарисованные глаза. Давайте попробуем научиться рисовать глаза человека карандашом, поэтапно.

    1. Вначале нужно нарисовать несложные контуры для глаза.


    Чтобы вам было легче нарисовать глаза человека, я решил нарисовать только один глаз. Но вы можете сразу нарисовать два глаза, разместив их рядом в зеркальном отражении. Для этого рисуйте на вашем рисунке сразу оба контура. Обратите внимание, что глаза должны быть одинаковыми, но в зеркальном положении по отношению друг к другу, иначе они будут выглядеть криво и косо, что естественно не желательно для рисунка красивых глаз.

    2. Добавим на рисунок глаза еще один контур.


    Пока урок, как нарисовать глаза, больше похож на урок геометрии. Но именно такими фигурами вам легче будет научиться рисовать глаза правильно. Обратите внимание, что второй контур не квадрат, а прямоугольник, горизонтальные стороны его длиннее, чем перпендикулярные.

    3. Рисунок глаза. Общий контур глаза


    Сейчас нужно будет нарисовать общий контур глаза, "растянуть" его и нарисовать внутри прямоугольника овал для роговицы глаза. Все это сделать несложно, важно лишь точно разметить, где будут располагаться уголки. Если вы угловые линии соедините слишком далеко, глаза будут узкими.

    4. Рисунок глаза приобретает реальную форму


    Рисуя глаза важно правильно нарисовать форму глаза, "выдержать" все пропорции и поэтому мы использовали геометрически фигуры. Но на этом шаге, они уже нам больше не понадобятся, и их нужно будет удалить. Но прежде нужно изменить форму глаза, точно, так как на моем рисунке. Левый уголок глаза (по отношению к вам) нужно вывести за общий контур и опустить почти на уровень нижней части овала роговицы. А правый уголок глаза, наоборот передвинуть внутрь контура на уровне горизонтальной разметочной линии. После этого плавными линиями соедините уголки в одно целое. Вот теперь можно удалить лишние контурные линии и на рисунке теперь уже настоящий красивый глаз.
    Это сложный шаг, уделите ему больше всего внимания.

    5. Рисунок глаз почти закончен


    Внутри роговицы глаза нужно нарисовать зрачки. Зрачки не нужно рисовать слишком большими. Глаза человека при нормальном освещении имеют небольшие зрачки. В левом уголке глаза нарисуйте мешочек для слез, а сверху параллельную линию верхнего века. Вот теперь можно сказать, что вы смогли нарисовать глаз почти полностью. Осталось только нарисовать ресницы и немного затенить рисунок карандашом.

    6. Как нарисовать глаза человека. Тени


    Чтобы окончательно нарисовать глаза нужно добавить на рисунке ресницы, но небольшие. Мы ведь рисуем обычные глаза человека, а не фотомодели с журнала. Ресницы могут дать неожиданный эффект картинке глаз, и им надо пользоваться осторожно. Затем нужно затемнить некоторые участки век, как показано на рисунке. Нужно также добавить обводку вокруг глаза на месте ресниц, обвести радужную оболочку. Ну и конечно раскрасить радужную оболочку цветными карандашами.

    Формы глаз Формы женских бровей


    Вот теперь, рисуя лицо человека, вы уже сможете уверенно и правильно сделать рисунок глаза .

    Домашнее задание: Выполнить пять набросков различных форм глаз. На предыдущем наброске выполнить глаза.

    Восьмое практическое занятие «изображение губ человека»


    Если вы решили , важно в первую очередь, точно и правильно . Глаза передают в рисунке его настроение, характер, эмоции. Чтобы добиться сходства в портрете человека, важно точно нарисовать любые черты лица. Но глаза и губы - это самые важные элементы рисунка лица. Неправильно нарисованные губы могут исказить весь рисунок, придать не свойственные данному человеку выражение лица, настроение, эмоции и др.
    На этом уроке вы узнаете, как научиться
    рисовать губы человека, используя пошаговый метод. Рисунок губ выполнен простым карандашом.

    1. Рисуем губы, используя простые контуры


    Чтобы нарисовать красивые губы потребуется вначале сделать простую разметку, в виде трех параллельных линий. Сделайте точно также как на моем рисунке, только учтите, что чем дальше будут маленькие черточки от главной линии, тем губы на рисунке будут толще.
    На этом рисунке расстояние между верхней и нижней чертой - 4см., длина центральной линии - 13см., длина коротких линий - 3см.

    2. Губы приобретают первоначальную форму.


    Используя пошаговый метод рисования, можно даже не умея рисовать, нарисовать очень красивые губы. Вы в этом убедитесь в конце этого урока. А пока продолжите рисунок губ и соедините коротенькие черточки, образуя углы губ.
    Смотрите, уже можно сказать, что вы смогли
    нарисовать губы .

    3. Губы приобретают реальную форму


    Было бы слишком просто рисовать, если бы все линии на портрете можно было рисовать под линейку. Немного придется применить воображение и нарисовать "настоящую" форму губ, разделить верхнюю губу "сердечком" на две части. Верхний контур губы вы должны уменьшать, а нижний наоборот увеличивать.

    4. Как нарисовать разделительную линию губ


    Вначале удалите ластиком прежнюю разметку, и посмотрите губы уже почти как "настоящие". Но нужно еще нарисовать разделительную линию между губами. Для этого, почти повторите контур верхней губы на основную разделительную линию, немного растянув ее центральную часть - "сердечко". Желательно это сделать в точности как на моем рисунке. Не торопитесь удалять с рисунка разметочную линию. Она не помешает рисовать губы. Получившиеся от пересечения линий участи просто затените мягким простым карандашом.

    5. Рисунок губ почти закончен


    Чтобы
    рисунок губ был реалистичным, нужно рисунок губ сделать объемным. Объем делается с помощью теней, поэтому нанесите легкие тени по краям губ и в местах их соединения. Возможно, вы будете раскраивать губы цветными карандашами, тогда это можно сделать на этом шаге.
    Если вы решили нарисовать губы простым карандашом, тогда нужно выполнить еще один шаг.

    6. Как нарисовать губы человека. Тени


    У человека губы имеют "морщинки" или складки, которые растягиваются, когда он улыбается. Чтобы уж точно и красиво нарисовать губы, нарисуйте и эти "мелочи". После этого нанесите тени мягким простым карандашом и ваш рисунок теперь полностью закончен.

    Формы губ


    Теперь я надеюсь, вы согласитесь со мной, что нарисовать губы человека поэтапно совсем просто.

    Домашнее задание: Выполнить пять набросков различных форм губ. На наброске головы выполнить изображение губ.

    Девятое практическое занятие «изображение носа человека» http://www.lookmi.ru/kak-narisovat-nos.html


    Если вы решили , важно в первую очередь, точно и правильно . На сайте есть урок . Но в портрете человека нет "мелочей". Все черты лица должны быть нарисованы точно, в том числе правильно и красиво нужно нарисовать нос. На этом уроке вы сможете нарисовать нос человека поэтапно. Рисунок носа выполнен простым карандашом.

    1. Рисовать нос начнем с несложной разметки


    Нос у каждого человека имеет уникальные особенности, поэтому дать точные советы как нарисовать нос девушки, ребенка или мужчины невозможно. Можно лишь сделать абстрактный или как еще говорят "академический" рисунок носа. Именно такой вариант рисунка носа я и предлагаю нарисовать вам вместе со мной.
    Надеюсь, как нарисовать эти две линии объяснять не нужно.

    2. Контуры "крыльев" и переносицы носа


    Нос человека имеет "крылья" и переносицу и именно их контуры и нужно нарисовать на этом шаге. Отрезок ширины "крыла" на моем рисунке равен ровно половине перпендикулярной линии от начала их пресечения. Рисовать нос нужно аккуратно, точно соблюдая пропорции.

    3. Рисунок носа приобретают реальную форму


    После точной предварительной разметки рисунка носа, рисовать правильно и красиво нос будет легко. Вы и сами видите, что дальше уже совсем несложно рисовать. Обведите обтекаемые формы крыльев носа. Наметьте две линии от переносицы и нарисуйте кончик носа.

    4. Как нарисовать нос. Рисунок почти готов


    На этом шаге удалите лишние контурные линии, и получится самый настоящий академический нос, останется лишь нарисовать несколько мелких деталей.
    Приготовьтесь к тому, что придется несколько раз поправлять формы носа в рисунке. Рисовать нос несложно, но малейшее неточность приводит к тому, что нос станет "пухлым" как у Деда Мороза или худым и тощим как у Бабы Яги.

    5. Как нарисовать нос объемным


    Этот этап рисования и следующий будет заключаться только в одном. Нужно наносить на рисунок мягким простым карандашом тени, чтобы нос выглядел объемным, как на картине у настоящих художников.

    6. Как нарисовать нос человека. Заключительный шаг


    Как нарисовать нос, вначале рисунка лица человека или в конце? Обычно, когда рисуют нос в конце урока, нос получается искаженным, либо слишком маленьким, либо наоборот большим. Глаза и нос - самые важные элементы рисунка лица человека, поэтому лучше с них и начинать рисунок. Можно поправить подбородок, уши и даже губы, но вот если вы не "угадали" с носом и глазами, портрет человека не будет иметь сходства.



    Теперь вы знаете, как нарисовать портрет человека и можете попробовать нарисовать портрет по фотографии. Рисовать портрет человека "с натуры" не пробуйте, это могут сделать только художники.
    Если вам удастся передать основные сходства и выразить в вашем рисунке главную черту человека - это уже хорошо. А уж если портрет будет иметь сходство с человеком на фото, то можете быть уверены, у вас настоящий талант.

    Домашнее задание: Выполнить пять набросков различных форм носа. Завершить портрет, дополнив его носом.

    Десятое практическое занятие «изображение кисти руки человека»


    В этом уроке, я предлагаю нарисовать руку в классическом ее положении - разжатые пальцы, ладошкой вниз. Возможно, вам требуется нарисовать руку, сжатую в кулак или руку ладошкой вверх. Или нарисовать соединяющиеся руки, как на фоновом рисунке. В любом случае, это урок поможет вам рисовать руки.

    Рисовать руку очень удобно, поскольку одной рукой вы рисуете, а другую можно срисовывать.
    Изучите вначале внимательно вашу руку, обратите внимание на длину пальцев, пропорции руки.
    Можно даже обрисовать контуры руки, если вы собираетесь ее нарисовать в натуральную величину.

    1. Разметка контура руки


    Действительно, если вам нужно
    нарисовать руку на весь лист бумаги, то проще обрисовать контур вашей руки, а после, используя некоторые советы из этого урока лишь добавить детали.
    Если вам нужно нарисовать руку в уменьшенном масштабе, то поставьте вначале две точки для запястья руки и пять точек для пальцев.
    Обратите внимание, что не указательный, а средний палец на руке самый длинный.

    2. Прямые контурные линии пальцев


    Длина пальцев руки бывает разной. Говорят, очень длинные пальцы у музыкантов. У дворян длинные и утонченные пальцы подчеркивали аристократическое происхождение. Может быть, но мы будем рисовать обычную руку, поэтому разделите отрезок, где будет мизинец пополам, и проведите от нее линию, параллельно намеченным ранее точкам.
    Для большого пальца нарисуйте прямоугольный контур.

    3. Нарисуйте реальные контуры пальцев руки


    На этом этапе вам требуется лишь обвести карандашом прямолинейные контуры пальцев и придать им реальные формы. Возможно, эти предварительные контуры окажутся неточными, тогда, форму каждого пальца можно уточнить отдельно.

    4. Общая контурная линия руки


    На этом шаге можно подкорректировать контуры пальцев. Сделать глубже "угол" для большого пальца, но можно оставить и первоначальный контур, на ваше усмотрение.
    Сделайте разметку фаланг и удалите с рисунка лишние контурные линии.

    5. Рисунок руки почти закончен


    Прежде всего, нарисуйте на руке ногти на пальцах. Выделите несколькими штрихами суставы пальцев и можно сказать,
    рисунок руки закончен. Останется лишь нарисовать несколько деталей в следующем шаге.

    6. Как нарисовать руку. Тени


    У человека руки в суставах имеют "морщинки" или складки, которые растягиваются, когда пальцы сжимаются, сделайте эти участки более темными. Между пальцами имеется область, которую также нужно выделить. Чтобы рука выглядела на рисунке объемной, можно часть линий контура сделать темнее и толще. В таком случае выберите, с какой стороны у вас будет источник освещения.
    Примеры рисования руки в различных ракурсах.

    Домашнее задание: Выполнить пять набросков кисти рук в различных ракурсах.

    Одиннадцатое практическое занятие «изображение стопы ноги человека»

    Ступни ног, наряду с руками, одна из самых трудных вещей при рисовании человеческого тела. Но как только Вы изучите их, они станут одной из прекраснейших вещей для рисования! Сначала мы охватим основы, а затем я покажу простой путь, которым Вы можете следовать при рисовании ноги.

    Начнем с основной структуры ноги - костей. Да, это важно - знать, как собрана нога подо всей вашей кожей и мускулами. Это поможет вам составить визуальный образ того, что представляет нога как часть тела, а не думать о ней как о комке с пальцами. (Я нашла этот рисунок, и это избавляет меня от необходимости рисовать эту структуру самой)

    А этот рисунок показывает, как выглядят кости ноги, если смотреть сбоку.

    Одно замечание о пальцах ноги – в большинстве случаев второй палец ноги более длинный, чем остальные – включая большой палец ноги. Просто держите это в памяти.


    В отличие от руки, пальцы ноги располагаются все вместе и их кончики могут даже образовать прямую линию, однако они всегда отклоняются вниз, или от большого пальца ноги или от второго пальца ноги. Основания пальцев ноги расположены на разной «высоте».
    Для начала, нарисуйте эту простую форму - блоки, треугольники, круги и цилиндры. Затем нарисуем основные кривые, образующие ногу. Подобно тому, как изображено на этом рисунке...
    А: здесь есть небольшое повышение. Но не очень заметное.
    B: «шарик» на ноге, линия выгибается наружу.
    C: помните про «арку» в середине ступни – она варьируется для разных ступней.
    D: не забудьте лодыжку!
    E: Ахиллесово сухожилие изгибается больше вовнутрь, а кривые, образующие пятку – изгибаются наружу.

    Теперь рассмотрим, какова ступня на вид, если смотреть спереди. Вид спереди требует большей внимательности, потому что в этом задействован ракурс.

    Начинаем снова с основных форм. Только теперь это трапеция и цилиндр для голени ноги. Затем добавьте несколько линий для того, чтобы показать, где будут расположены пальцы.
    Линия «нижнего края» лодыжки расположена под углом. Выпуклость (круг в точке «окончания лодыжки») на линии внутренней стороны лодыжки расположена выше, чем аналогичная точка на линии внешней стороны.

    Помните, второй палец ноги обычно всегда длиннее большого пальца. Поэтому естественно, что такое изображение в художественных работах является более привлекательным.

    После того, как нарисованы пальцы, добавьте на них ногти.

    Теперь мы должны обратиться к тому, как выглядит стопа сзади, даже при том, что этот вид рисуют не так часто, на большинстве картин изображен вид спереди.
    Снова начинаем с основных форм, линию «низа» лодыжки рисуем под углом.

    Нарисуйте две линии для обозначения Ахиллесова сухожилия - прямо между линиями лодыжки. Теперь намечаем место, показывающее расположение пятки - в виде квадрата, немного выступающего из основной фигуры. От него вверх под наклоном рисуем линии, показывающие расположение остальной части ступни.

    Затем нарисуйте линии, изображающие ступню. Естественно, вы должны это сделать, даже если ваш эскиз больше, чем этот. Это - измененная упрощенная версия создания ступни. Как только Вы попрактикуетесь, рисовать станет легче, и Вы не будете тратить на эскиз много времени. Теперь вы умеете рисовать вид ступни со всех сторон!

    А сейчас настал момент заняться пальцами. Они как маленькие поросятки. Круг, изображающий кончик пальца ноги – должен быть больше, чем линии, изображающие основание пальца ноги. Когда вы делаете линии обводки, Вам не нужно рисовать полный круг вокруг кончика пальца.

    При рисовании вида ступни сверху используйте те же самые приемы.

    Затем, Вы можете взять все эти элементы и попрактиковаться. Используйте блок для основной части ступни, круги для пальцев и мест, где начинается лодыжка и цилиндр для ноги. Скоро такой способ рисования ступней будет становиться все более легким и естественным для Вас. Для всех художественных работ требуется терпение, так что не падайте духом, когда Вы только начинаете и рисовать еще нелегко. Продолжайте усиленно трудиться и использовать референсы, даже собственную ногу.

    Вот - несколько быстро мной нарисованных эскизов ног. Не стесняйтесь использовать их в вашей практике. Не забудьте использовать перспективу, ракурсы и все те забавные небольшие вещи, показанные в уроке. Пока Вы изучаете основные формы, составляющие стопу ноги, Вы не должны детализировать рисунок.

    Различные ракурсы стопы ног


    Домашнее задание: Выполнить пять набросков стопы в различных ракурсах.

    Двенадцатое практическое занятие

    Ученикам дается для рисования свободная тема, но с изображением человека в движении с прорисовкой всех элементов. Данная работа является итоговой контрольной, показывающей степень усвоения данного материала.

    Одно из самых больших собраний поэтапных рисунков

    "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли", - говорил великий классик А. П. Чехов. Конечно, он мог вкладывать в выражение какие-то более глубокие мысли, чем буквальный смысл фразы и подразумевать, например, Божий замысел и наше не соответствие ему и тому подобное.

    Однако, в любом случае с этой фразой трудно не согласиться, ведь всегда приятно иметь дело с человеком, который обладает привлекательной внешностью, ухожен, опрятно одет и при этом умен, открыт, искренен и великодушен. К сожалению, сочетание заветных черт в одном индивидууме бывает не так уж просто отыскать в современном мире. Конечно, нельзя всех грести под одну гребенку и категорично пессимистично заявлять, что все вокруг или красивые, или добрые, или умные. В жизни много прекрасных людей, которые делают мир лучше и светлее.

    Но много и тех, кто вряд ли бы снискал уважение Антона Павловича Чехова. Порой видишь человека, действительно привлекательного внешне: с красивым лицом, стройным телом, безупречно со вкусом одетого. Но при личном общении вся красота меркнет на фоне цинизма, грубости, пошлости или откровенной глупости. Случается и наоборот. Человек открыт, искренен, по-житейски умен, начитан, образован. Но настолько неухожен и ужасно одет, что отталкивает и лишает удовольствия от бесед и совместного времяпровождения. Ведь недаром же сложились стереотипы, что люди высокоинтеллектуальные или высоконравственные (в учебных заведениях их часто называют ботанами), как правило очень неопрятны. Нередко программисты ассоциируются с сальными нечесаными волосами и очками в немыслимой оправе, а библиотекарши с ужасными старомодными прическами и платьями. А красивые люди - часто не слишком умны, неискренны. Отсюда анекдоты про блондинок, приравнивание красавиц к стервам и т. п.

    Нет, никто не утвреждает, что эти стереотипы безоговорочно верны, но сам факт их формирования говорит о регулярности и повторяемости тех или иных явлений, а значит подобное имеет место быть. Но не будем углублять в философию, а лучше подумаем над путями самосовершенствования по всем направлениям. Что касается прекрасных "души и мыслей", то это тема достаточно сложная и требующая всестороннего самоанализа, самовоспитания и образования, формирования определенных установок и жизненных принципов.

    А вот достичь совершенства в плане внешнего облика под силу каждому, учитывая те возможности, которые предлагает нам современная beauty и fashion-индустрия. Одеться стильно и актуально не составит труда, осуществив шоппинг в модных брендовых магазинах, привести в порядок волосы и кожу можно, посетив салон, а ежедневно выглядеть потрясающе поможет соблюдение элементарных правил ежедневного ухода (о том, что необходимо всегда быть с чистыми волосами, руками, ногтями; в опрятной одежде и обуви даже не будем лишний раз говорить): очищение, увлажнение, питание кожи, регулярный маникюр, педикюр, эпиляция; контрастный душ, умеренные физические нагрузки.

    Необходимо периодически проходить курс салонных процедур. Сегодня достичь прекрасного лица и тела не составляет труда, ведь современная косметология шагнула далеко вперед и предлагает уникальные методики, способные поддержать молодость кожи, устранить мимические морщины , прыщи, предотвратить преждевременное старение.

    Кроме того, иногда требуется решить деликатные проблемы, например, устранить повышенное потоотделение. В этом случае как нельзя лучше подойдет ксеомин - безопасный и эффективный препарат, представляющий собой нейротоксин типа А, который способен нормализоваться работу потовых желез.

    Если возникают трудности в выборе одежды и подборе средств по уходу, то всегда можно обратиться за советом к специалисту в соответствующей области, а кроме того, почерпнуть полезную информацию в периодических изданиях - популярных журналах о моде, медицине, правильном образе жизни.

    Цель: - воспитание уважительного отношения к своей внешности.
    - развитие и формирование чувства прекрасного.

    Сегодня мы попытаемся представить, построить модель совершенного человека и соотнести, хотя бы отчасти, ее с собой.
    Что, по-вашему, является составляющими совершенного человека? Можно ли назвать совершенным человека с безобразным, некрасивым лицом? Однако далеко не все люди (и мы с вами не исключение) обладают классическими чертами лица: греческим носом, изумительными ресницами.
    Что же делает наше лицо, часто несовершенное, красивым?

    (ответы детей)

    А вот как об этом пишет Лев Николаевич Толстой: « Зеркало отразило некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало. « Она мне льстит», - подумала княжна, отвернулась и продолжала читать. Жюли, однако, не льстила своему другу: действительно, глаза княжны большие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них) , были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты»

    Есть лица, подобные пышным порталам,
    Где всюду великое чудится в малом.
    Есть лица – подобия жалких лачуг,
    Где варится печень и мокнет сычуг.
    Иные холодные, мертвые лица
    Закрыты решетками, словно темница.
    Другие – как башни, в которых давно
    Никто не живет и не смотрит в окно.
    Но малую хижинку знал я когда – то,
    Была неказиста она, небогата,
    Зато из окошка ее на меня
    Струилось дыханье весеннего дня.
    Поистине мир и велик и чудесен!
    Есть лица – подобья ликующих песен.
    Из этих, как солнце, сияющих нот
    Составлена песня небесных высот.
    Н. Заболоцкий.
    О красоте человеческих лиц

    Среди других играющих детей
    Она напоминает лягушонка.
    Заправлены в трусы худая рубашонка,
    Колечки рыжеватые кудрей
    Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
    Черты лица остры и некрасивы.
    Двум мальчуганам, сверстникам ее,
    Отцы купили по велосипеду.
    Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
    Гоняют по двору, забывши про нее,
    Она за ними бегает по следу.
    Чужая радость так же, как своя,
    Томит ее и вон из сердца рвется,
    Охваченная счастьем бытия.
    НИ тени завести, ни умысла худого
    Еще не знает это существо.
    Ей все на свете так безмерно ново
    Так живо все, что для иных мертво
    И не хочу я думать, наблюдая,
    Что будет день, когда она, рыдая, увидит с ужасом,
    что посреди подруг
    Она всего лишь бедная дурнушка
    Сломать его едва ли можно вдруг
    Мне верить хочется, что чистый этот пламень
    Который в глубине ее горит,
    Всю боль свою один переболит
    И перетопит самый тяжкий камень
    И пусть черты ее не хороши
    И нечем ей прельстить воображенье,
    Младенческая грация души
    Уже сквозит в любом ее движенье
    А если это так-то что есть красота
    И почему ее обожествляют люди
    Сосуд она, в котором пустота,
    Или огонь, мерцающий в сосуде?
    Заболоцкий. Некрасивая девочка

    А вот какой совет юноше дает Эмилия Бронте в романе « Грозовой перевал»….
    « Подойди к зеркалу, и я покажу тебе, чего ты должен желать. Видишь эти две черточки у тебя между бровями? И густые эти брови, которые вместо того, чтобы им подниматься дугой, западают вниз у переносья? Видишь ты эту пару черных бесенят, так глубоко схоронившихся? Они никогда не раскрывают смело окон, а только смотрят в них украдкой, точно шпионы дьявола! Так вот пожелай и научись разглаживать угрюмые морщины, поднимать смело веки; смени бесенят на доверчивых, невинных ангелов, глядящих без подозрений, без опаски и всегда видящих друга, когда не знают твердо, что перед ними враг. Не гляди ты угрюмо и злобно…. »

    « Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным…. » (Д. С. Лихачев)

    Итак, можно ли назвать совершенным человека с некрасивым лицом?
    (Дописывает к высказыванию А. П. Чехова слово «Лицо»)

    Представим себе человека с прекрасным лицом и неряшливо, безвкусно одетого. Можно ли такого человека назвать совершенным?

    (ответы детей)

    Одежда играет важную роль в нашей жизни. Она должна украшать человека, подчеркивать преимущества его внешнего облика и скрывать его недостатки. Поверьте, человек с хорошей внешностью может превратиться в карикатуру на самого себя только от одной детали своего костюма. А вот что думает об умении одеваться молодых людей академик Лихачев
    « Смешным можно быть во всем, даже в манере одеваться. Если молодой человек чересчур тщательно подбирает галстук к рубашке, рубашку к костюму – он смешон. Излишняя забота о своей наружности сразу видна. Надо заботиться о том, чтобы одеваться прилично, но эта забота у мужчин не должна переходить известных границ. Чрезмерно заботящийся о своей наружности мужчина неприятен. Девушки, женщины – это другое. У мужчин же в одежде должен быть только намек на моду. Идеально чистая рубашка, чистая обувь и свежий, ноне очень яркий галстук- этого достаточно. Костюм может быть старый, он не должен быть только неопрятен».
    А что, по-вашему, является главным признаком вкуса у человека?

    (ответы детей)

    Итак, главный признак вкуса у человека – это чувство меры. Как найти свой стиль? Мода постоянно меняете, угнаться за ней почти нереально, но можно выглядеть стильно. Если действительно найти свой стиль (придумать для себя некий образ) и из всех новых предложений моды предложений моды выбрать только те. Которые совпадают с этим стилем. Но как подобрать самый подходящий образ? Если у вас нежное лицо и вьющиеся волосы, вам подойдет романтический стиль, а если вы похожи на мальчишку - спортивный, но не все так просто. Необходимо найти органичное сочетание между внешностью, данной вам от природы, темпераментом и образом жизни. Например, если вы энергичны и честолюбивы, мечтаете о карьере в бизнесе - одевайтесь в классическом стиле, создайте тип «деловой девушки», придумайте что-нибудь пооригинальнее, но только будьте собой и не пытайтесь играть чужую роль.
    В молодости иногда бывает трудно определиться и хочется поэкспериментировать с различными стилями. Экспериментируйте! Развивайте свой вкус и оттачивайте умение выразить себя через внешний облик. Учитесь видеть себя глазами других. Когда захотите изменить что-то в своём облике, оценивайте себя так, словно перед вами чужой человек.
    Внимательно и придирчиво осматривайте себя в зеркале не только спереди, но и сбоку, и со спины.

    Искусство макияжа.
    Да-да, именно искусство! В нем есть выразительность живописи и магия театра. Сотворенный умелой рукой макияж способен преобразить до неузнаваемости неинтересное лицо, а красивое сделать просто неотразимым. А, кроме того, макияж- это настоящее творчество, А не только уход за собой. Вы можете создать из своего из своего лица настоящее произведение искусства, важно только не выходить за рамки классического реализма! Чтобы лицо выглядело чистым и здоровым, за ним нужно постоянно ухаживать. Декоративной косметикой нужно пользоваться умерено и только высокого качества.

    Какое же слово нужно добавить к фразе А. П. Чехова: « В человеке должно быть все прекрасно: и лицо и …? » (одежда)

    « Без души просвещеннейшая умница – тварь, невежа без души – зверь»…

    Дописываем в высказывание слово душа.

    Воспитать в себе культуру чувств, душу- это не задание на декаду, четверть, год, это задание на всю жизнь, так как всю сознательную жизнь человек по крупинке накапливает драгоценный опыт, проявления лучших, высоких качеств.
    Американский просветитель 18века Бенджамин Франклин, будучи еще рабочим, типографии, составил для себя «13 принципов мелкой повседневной добродетели» В них ходили: Сдержанность, молчаливость, порядок, решительность, деятельность, откровенность, бережливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, скромность.
    Он настойчиво и упорно развивал, воспитывал в себе эти качества. Путем самообразованием он стал одним из самых просвещённых людей своего времени, а путем самосовершенствования – гуманистом.
    Воспитывать культуру чувств, культуру человеческого общения, душу – дело не только долгое, но и трудное.
    Общепризнано: нелегко человеку ощутить в себе душу, которая соответствовала бы идеалу.

    Не позволяй душе ленится!
    Чтоб в ступе воду не толочь,
    Душа обязана трудится

    Гони ее от дома к дому,
    Тащи с этапа на этап,
    По пустырю, по бурелому
    Через сугроб, через ухаб!

    НЕ разрешай ей спать в постели
    При свете утренней звезды,
    Держи лентяйку в черном теле
    И не снимай с нее узды!

    Коль дать ей вздумаешь поблажку,
    Освобождая от работ,
    Она последнюю рубашку
    С тебя без жалости сорвет.

    А ты хватай ее за плечи,
    Учи и мучай дотемна,
    Чтоб жить с тобой по-человечьи
    Училась заново она.

    Она рабыня и царица,
    Она работница и дочь,
    Она обязана трудиться
    И день, и ночь, и день и ночь!
    Н. Заболотский.
    Не позволяй душе лениться

    Человек может испытывать высокие духовные стремления, искренне любить все человечество, но все это остается внутри до тех пор, пока он не подтвердит своих стремлений в реальных, пусть на первый взгляд обыкновенных делах. Человечество состоит из конкретных людей.
    И каждый человек нуждается в конкретном добре, в конкретном сочувствие.
    И как важно окружить вниманием, заботой человека вовремя.
    Мне с отчим невесело жилось,
    Все ж он меня растил-
    И оттого
    Порой жалею, что не довелось
    Хоть чем- нибудь порадовать его.

    Когда он слег и тихо умирал, -
    Рассказывает мать, -
    День ото дня
    Все чаще вспоминал меня и ждал:
    «Вот Щурку бы. …Уж он бы спас
    Меня! »

    Бездомной бабушке в селе родном
    Я говорил: мол, так ее люблю,
    Что подрасту и сам срублю ей дом,
    Дров наготовлю,
    Хлеба воз куплю.

    Мечтал о многом,
    Много обещал….
    В блокаде ленинградской
    Старика от смерти спас,
    Да на день опоздал,
    И дня того не возвратят века.
    Теперь прошел я тысячи дорог-
    Купить воз хлеба, дом срубить-
    бы смог.
    Нет отчима,
    И бабка умерла….
    Спешите делать добрые дела!
    А. Яшин. Спешите делать добрые дела.

    Да, своевременная помощь конкретным людям – одна из главных проявлений душевных качеств человека.
    До конца,
    До тихого креста
    Пусть душа
    Останется чиста!
    Пред этой
    Желтой, захолустной
    Стороной березовой
    Моей,
    Перед ленивой
    Пасмурной и грустной
    В дни осенних
    Горестных дождей,
    Перед этим
    Строгим сельсоветом,
    Перед этим
    Стадом у моста,
    Перед всем
    Старинным белым светом
    Я клянусь:
    Душа моя чиста,
    Пусть она
    останется чиста
    До конца,
    До смертного креста!
    Н. Рубцов « До конца…. »

    Как вы понимаете слова поэта: « Пусть душа останется чиста»?

    (Ответы детей)

    Для того чтобы приблизится к идеалу, необходима еще одна,
    последняя составляющая, Это –« Мысли».

    (Дописываем в высказывание А. П. Чехова слово «мысли».)

    Богатства человеческой мысли неисчерпаемы. Одной из форм их выражения являются афоризмы, жемчужины человеческой мудрости, отлитые в краткую языковую форму.
    «Каждый человек может и должен пользоваться всем тем, что выработал совокупный разум человечества, но вместе с тем может и должен своим разумом проверять данные, выработанные всем человечеством» (Л. Н. Толстой)

    Вот мы и построили с помощью Чехова модель совершенного человека. «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
    Осталось немного: стараться ей соответствовать…

    Магар Оксана Витальевна.