• Ладушки игры для детей. Игры-забавы «Ладушки-ладушки» (группа раннего возраста)

    Возник разговор про игры с хлопками - то есть ладушки для детей постарше.
    Если посмотреть - это прекрасные игры с самых разных сторон:
    - тут и координация движений
    - тут и синхронизация работы полушарий головного мозга
    - и проработка ритма речи
    - и просто память
    - и артикуляция
    - и развитие произвольности
    - и внимание тренируется
    да и просто это весело и забавно
    А главное, для этой игры НИЧЕГО не нужно с собой иметь. То есть можно играть практически везде!

    В этих играх важны не только движения, но и тексты, которые мы произносим. Можно приспособить любые считалочки или детские стихи. Но в моем детстве это были совершенно особенные тексты.
    И вот я решила собрать, во что играем мы, во что еще можно играть

    Играть можно вдвоем, тут возможны разные движения
    -две ладони вместе
    - ладонями попадаем в раскрытые ладони партнера
    - удары ладонями наискосок
    - один ставит руки ладонями вверх, второй хлопает сверху по ним
    - одна рука повернута ладонью, вторая наоборот - накрывает ладонь партнера

    Играть можно по кругу : правая ладонь поверх левой ладони соседа
    Каждое слово - хлопок своей рукой поверх ладони соседа слева. Ну и на последнее слово руку надо было убрать, а предпоследний, соответственно, должен был прихлопнуть.

    Но самое интересное - это те тексты, которые нужно было произносить:)

    Начну с воспоминаний моего детства. Этой приговорке меня научила бабушка, а она ее знала с детства (если учесть, что в детстве бабушка жила в Китае - родители служили на КВЖД - то интересно, откуда все-таки корни)
    ***
    Жили-были три японца
    Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрак-Цитрони
    Жили-были три японки
    Ципи, Ципи-Дрипи, Ципи-Дрипи-Тримпомпони
    Женился Як на Ципи,
    Як-Цидрак на Ципи-Дрипи
    Як-Цидрак-Цидрак-Цитрони на Ципи-Дрипи-Тримпомпони
    Родились у Яка с Ципи - Шах
    Як-Цидрака с Ципи-Дрипи - Шах -Шадрах
    У Як-Цидрак-Цидрак-Цитрони с Ципи-Дрипи-Тримпомпони -
    Шах-Шадрах-Шадрах-Шетрони

    я знаю несколько вариаций на эту тему. Например
    жили были три японца:
    Як, Як-Драк, Як-Драк-Дрони,
    Вот они переженились:
    Як на Цыпе, Як-Дран на Цыпе-Дрыпе, Як-Драк-Дрони на Цыпе-Дрыпе-Лимпомпони
    Вот у них родились дети:
    Шах, Шах-Шарах, Шах-Шарах-Шарони
    Сидели на балконе, чай пили ложки били по японски говорили:
    Чаби, Чаряби, Чаряби-Чаби-Чаби

    есть вариант имен, и уже это не японцы а китайцы
    Чан, Чан-чупан, Чан-чупан-чупони.

    Ну, и конечно
    ***
    Зуба-зуба-зуба-за (знаю вариант Дзюба)
    Дони шведы, дони а
    А чарли буба раз-два-три
    А чарли буба,раз-два-три
    Ка-ми, раз-два-три
    Замри! Раз-два-три.

    ***
    Эни-бени-рики-таки
    буль-буль-буль каляки шмяки
    дэус-дэус краснодэус
    Бац!

    ***
    Кони-кони-кони-кони,
    Мы сидели на балконе,
    Чай пили, блюдца били,
    По турецки говорили,
    Чабе-чалябе,
    Чалябе-чаб-чабе.

    ***
    Если ты получишь 5 -
    мы пойдем с тобой гулять,
    Если ты получишь тройку -
    мы пойдем с тобой на стройку,
    Если ты получишь 2 -
    не пойдешь ты никуда,
    Если ты получишь кол -
    я впилю тебе укол.

    А вот эти тексты только для игры по кругу
    Летел лебедь
    По синему небу,
    Сломал крыло,
    Сказал число.

    есть вариация

    Летела ворона
    в голубых панталонах
    Читала газету
    Под номером...

    Еще одна
    Шла собака по роялю
    И сказала цифру...

    Слава поделился такой версией
    Летели дракончики
    Кушали пончики
    Сколько пончиков
    Съели дракончики?

    А интернет подсказал мне версию вот такую
    Улица Пушкина,
    Дом Колотушкина,
    Квартира номер...

    И с буквами, а не с числами
    Летела корова
    Сказала слово
    Какое слово
    Сказала Корова?
    (дальше говорится слово и его надо по буквам хлопать)
    аналогично и крокодил

    Шел крокодил
    Трубку курил.
    Трубка упала
    И написала:...

    у нас Корова и Крокодил не пользовалась в детстве популярностью, потому что в процессе начинались споры, как писать то или иное слово:)

    Из детства еще было такое

    ***
    Черти в озере купались,
    Черти попами толкались,
    Черт чертенка толканул,
    И чертенок утонул
    Мама плачет, папа плачет,
    А чертенок в речке скачет

    а вот эту нам рассказала бабушка из Москвы:)
    ***
    Жили-были дед да баба
    Ели кашу с молоком
    Рассердился дед на бабу
    Трах по пузу кулаком!
    Баба тоже не стерпела -
    Кочергой его огрела.
    Дед подумал, что пожар -
    Съел штаны и убежал.

    Вот эту приговорку я выучила не так давно, услышала ее в детском саду Славы (да, всего-то 7 лет прошло)
    Овечка и речка
    Протекала речка.
    Через речку мостик.
    На мосту овечка.
    У овечки хвостик.

    Это можно приговаривать не после каждого 4-стишия

    Пересохла речка.
    Поломался мостик
    У бедной овечки
    Оторвался хвостик.

    А ну ка 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,9,8,7,6,5,4,3,2,1

    Мы наполним речку,
    Мы починим мостик.
    И бедной овечке
    Присобачим хвостик.

    А ну ка 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,9,8,7,6,5,4,3,2,1

    И наконец, этот текст я принесла из походов, когда детей водила на заре туманной юности. Там было что-то еще, но я не помню. Славе и Алисе очень нравится:
    Мама сшила мне штаны
    Из березовой коры,
    Чтобы попа не потела,
    Не кусали комары.

    А вы играете с подрощенными детьми в ладушки? А что при этом говорите? А дети сами играют?

    Потешки для самых маленьких – это коротенькие, ритмичные стихи, которые, как правило, не несут в себе глубокого смысла. Некоторые молодые мамы задаются вопросом: зачем нужны потешки? Приносят ли они какую-то пользу малышу? Специалисты по раннему развитию уверенно отвечают: да! О значении потешек для самых маленьких – в материале ниже.

    Чем полезны потешки для самых маленьких?

    1. Успокаиваем или забавляем малыша

    Маленький ребенок воспринимает стихи гораздо лучше, чем обычную речь (что, впрочем, верно и для взрослого человека). представляют собой четко рифмованные стихи с ясным и простым ритмическим рисунком. Слыша такую речь, произнесенную родным и знакомым голосом, малыш успокаивается и прислушивается. Если озвучивать потешку с веселой, задорной интонацией – это развеселит карапуза, а если произносить слова медленно, задумчиво, можно успокоить малыша, подготовить ко сну, снять дневное перенапряжение.

    2. Учим с ребенком слова и тренируем его память

    Состоят из простых, легко произносимых слов. Даже если эти слова пока еще не понятны малышу, он запомнит их, а позже попытается произнести. Запоминая короткий веселый стишок, ребенок развивает память и внимание, активно работает речевой центр его головного мозга.

    3. Знакомим малыша с окружающим миром

    Сюжет большинства потешек для самых маленьких носит бытовой характер и знакомит ребенка с окружающим миром, с его предметами и событиями.

    4. Учим ребенка каким-либо действиям

    Некоторые потешки для самых маленьких направлены на то, чтобы в игровой форме научить малыша какому-либо полезному действию. Есть потешки, которые мама может произносить, занимаясь с грудничком гимнастикой, например:

    Ты, мышонок, потянись,
    Маме, кроха, улыбнись!
    А теперь давай, дружок,
    Повернемся на бочок!

    Есть потешки, помогающие малышу умываться, одеваться, и т.д.

    Тексты потешек для самых маленьких

    Наверное, самые популярные потешки для малышей – «Ладушки, ладушки, где были – у бабушки » и «Идет коза рогатая »:



    «Ладушки»

    Ладушки, ладушки!
    - Где были?
    - У бабушки.
    - Что ели?
    - Кашку.
    - Что пили?
    - Бражку.

    Кашка масленька,
    Бражка сладенька,
    Бабушка добренька,
    Попили, поели,
    Домой полетели,
    На голову сели,
    Ладушки запели!

    «Идет коза рогатая»

    Идет коза рогатая,
    За малыми ребятами,
    Ножками топ-топ,
    Глазками хлоп-хлоп.
    Кто каши не ест,
    Кто молока не пьет,
    Того забодаю, забодаю!

    Но есть и не очень популярные потешки, не менее забавные и полезные для развития малыша. Далее мы приведем тексты потешек для самых маленьких, объединенных по смыслу.

    Потешки о животных



    «В этом домике»

    В этом домике пять этажей:
    На первом живет семейство ежей,
    На втором живет семейство зайчат,
    На третьем - семейство рыжих бельчат,
    На четвертом живет с птенцами синица,
    На пятом сова - очень умная птица.
    Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
    На пятом сова,
    На четвертом синица,
    Бельчата на третьем,
    Зайчата - втором,
    На первом ежи, мы еще к ним придем.

    «Улитка-улитка»

    Улитка, улитка,
    Высунь рога,
    Дам тебе, улитка,
    Кусок пирога!
    Ползи по дорожке,
    Дам тебе лепешки.

    «Сидит белка на тележке»

    Сидит белка на тележке,
    Продает она орешки:
    (загибаем пальчики)
    Лисичке-сестричке,
    Воробью, синичке,
    Мишке толстопятому,
    Заяньке усатому,
    Кому в зобок,
    Кому в платок,
    Кому в лапочку.

    «Черепаха»

    Шла купаться черепаха
    И кусала всех от страха,
    Кусь-кусь-кусь-кусь
    Кусь-кусь-кусь
    Никого я не боюсь.

    «Лебёдушка»

    Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
    Выше бережка головушку несёт.
    Белым крылышком помахивает,
    На цветы водицу стряхивает.

    Потешки о частях тела (рассказывая, нужно показывать ребенку его пальчики, ножки, ручки – по смыслу потешки)



    «Ножки, ножки, где вы были?»

    Ножки, ножки, где вы были?
    - За грибами в лес ходили.
    - А вы, ручки, помогали?
    - Мы грибочки собирали.
    - А вы, глазки, помогали?
    - Мы искали да смотрели,
    все пенечки оглядели.
    Вот и Ванечка с грибком,
    С подосиновичком.

    «А где наши ручки?»

    А где наши ручки?
    А вот наши ручки.
    А где наши ножки?
    А вот наши ножки.
    Ну а это что? Живот.
    Ну а вот у крохи рот.
    А вот это глазки
    А вот это ушки
    А вот это щечки -
    мягкие подушки.
    Покажи-ка язычок
    Пощекочем твой бочок.
    Ай люли люли люли
    Кроху маме принесли.
    Кроха маааааленький
    Кроха маааменькин.
    (Вместо «Кроха» подставляем имя малыша).

    «Пальчик - мальчик, где ты был?»

    Пальчик - мальчик, где ты был?
    С этим братцем - в лес ходил.
    С этим братцем - щи варил.
    С этим братцем - кашу ел.
    С этим братцем - песни пел!

    «Раз, два три четыре пять!»

    Раз, два три четыре пять!
    Будем пальчики считать -
    Крепкие, дружные,
    Все такие нужные.
    На другой руке пять:
    Раз, два, три, четыре пять!
    Пальчики быстрые, хоть не очень чистые!
    Много пальчикам хлопот:
    То играют в ладушки,
    То зачем-то лезут в рот,
    Книжки рвут у бабушки...
    Переделав все дела,
    Тянут скатерть со стола.
    Лезут в соль и в компот,
    А потом наоборот.
    Пальчики дружные, все такие нужные!

    ***
    Этот пальчик хочет спать,
    Этот пальчик - прыг в кровать,
    Этот пальчик уж вздремнул,
    Этот пальчик уж уснул.
    Этот крепко, крепко спит,
    И тебе он спать велит.

    Потешки про умывание


    ***
    Ай, лады, лады, лады
    Не боимся мы воды,
    Чисто умываемся,
    Маме улыбаемся.

    ***
    Водичка, водичка,
    Умой наше личико,
    Чтобы глазоньки блестели,
    Чтобы щёчки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.

    ***
    Чище мойся, воды не бойся!
    Кран откройся, нос умойся!
    Мойтесь сразу оба глаза!
    Мойтесь уши, мойся шейка!
    Мойся шейка, хорошенько!
    Мойся, мойся, обливайся,
    грязь смывайся,
    Грязь смывайся!

    ***
    Ой-ой-ой-ой,
    Ой, кто голенький такой?
    Кто купаться пошел?
    Кто водичку нашел?

    Ах, водичка хороша!
    Хороша водичка!
    Искупаем малыша,
    Чтоб сияло личико!

    Потешки про первые шаги


    ***
    Киска, киска, киска, брысь!
    На дорожку не садись:
    Наша деточка пойдёт,
    Через киску упадёт.

    ***
    Топ, топ, топотушки...
    Удивляются игрушки,
    На окошко прыгнул кот:
    Оля по полу идет!
    Ходит не ладошками,
    А топочет ножками,
    Маленькими ножками,
    Красными сапожками.
    И сама удивлена,
    Что не падает она!

    ***

    Большие ноги
    Шли по дороге:
    Топ-топ-топ.
    Маленькие ножки
    Бежали по дорожке:
    Топ-топ-топ,
    Топ-топ-топ.

    Потешки про еду


    ***
    Трушки ту-тушки!
    Пекла бабка ватрушки.
    Всем по ватрушке
    Да молока по кружке.
    Ладушки, ладушки!
    Пекла бабка оладушки.
    Маслом поливала,
    Всех угощала.

    ***
    Лепим, лепим пирожки,
    Замесили из муки,
    Сели мы на лавочку,
    Угостили бабушку,
    Побежали в огород,
    Там собрался весь народ,
    Вот котёнку пирожок,
    Вот утёнку пирожок,
    И сыночку на зубок.

    ***
    В печи калачи,
    Как огонь горячи.
    Для кого печены?
    Для деточки калачи,
    Для деточки горячи.

    ***
    Ай тата, тата, тата!
    Пожалуйте решета:
    Мучки просеять,
    Пирожки затеять.
    А для нашей лапушки
    Затеем оладушки,
    Испечём блинка,
    Покормим сынка!

    ***
    Варись, варись, кашка,
    В голубенькой чашке,
    Варись поскорее,
    Булькай веселее.
    Варись, кашка, сладка,
    Из густого молока,
    Из густого молока,
    Да из манной крупки.
    У того, кто кашку съест,
    Вырастут все зубки.

    ***
    Кот на печку пошёл,
    Горшок каши нашёл.
    На печи калачи
    Как огонь горячи.
    Пряники пекутся,
    Коту в лапки не даются.

    Потешки для самых маленьких хороши не только для развлечения. Они знакомят малышей с окружающим миром, тренируют память, учат звукам и словам. Потешки отлично запоминаются, а если мама не вспомнила подходящий стишок – она легко может придумать его сама! Желаем Вам и Вашим малышам прекрасного настроения!

    Которые, развивая мелкие мышцы рук, способствуют развитию чувства ритма, памяти, внимания, координации движений, правильного темпа и ритма речи. Как правило, «В ладушки» играют двое, стоя или сидя друг напротив друга. Но возможны варианты, когда, играют одновременно несколько пар (чаще всего стоя по кругу). Тогда играющие во время игры могут менять своих партнеров, или игра может закончиться сменой партнера. Также игры могут заканчиваться «догонялками» или плавно переходить в подвижную игру. Что же представляют собой игры «В ладошки»? Это хлопки в свои ладоши или ладоши партнера, шлепки по своему телу или телу партнера с одновременным произнесением стихотворного текста, именно стихотворного , чтобы чувствовался темп и ритм.

    Движения — хлопки и шлепки — производятся строго в соответствии с темпом и ритмом речи. Тексты игр «В ладошки» нужно произносить ритмично или даже нараспев. Игры «В ладошки» можно проводить и под музыкальное сопровождение, тогда тексты нужно не проговаривать, а петь. Если к игре нет специального музыкального сопровождения, то слова можно напевать на любой знакомый вам и подходящий к тексту мотив. Например, игра «Огород». Слова к ней отлично ложатся на русскую народную мелодию «Ах, вы сени, мои сени».

    Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью и эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Музыка усиливает эмоциональные впечатления.

    В зависимости от варианта игры, в игры «В ладушки-ладошки» можно играть дома, уединившись с ребенком в комнате, на улице во время прогулки, в транспорте, когда дети устали от езды, и даже во время детского праздника можно организовать общую игру «В ладошки».

    Смотри также:

    Огород

    /Ритмично хлопать в ладоши: сначала хлопнуть в свои ладоши прямо перед собой, согнув руки в локтях, далее хлопнуть своей правой ладошкой в правую ладошку партнера, вытянув руку вперед, во время хлопка пальцы должны быть направлены вверх, затем опять хлопнуть в свои ладоши, а потом хлопнуть своей левой ладошкой в левую ладошку партнера, вытянув руку вперед. И так далее./

    Мы имеем огород

    И растим на нем укроп,

    Помидоры и салат…

    Огород наш – просто клад! –

    Есть петрушка и фасоль,

    Огурцы, редис, морковь,

    Кабачки и патиссоны,

    Свекла, редька, лук зеленый,

    И, конечно же, цуккини,

    И арбуз, и даже дыни…

    Все, что можно, посадили?

    /развести руками в стороны/

    Ничего не пропустили?

    (Громова О.Н.)

    /Назвать любое огородное растение, которое не было перечислено, например, горох, сладкий перец, горький перец, тыква, чеснок, капуста, репа или др. Игра может быть поводом для беседы об овощах и фруктах, съедобных и несъедобных растениях./

    **************************************************************************************************************

    Танец с кошкой

    Кошка замуж выходила,

    Нас на свадьбу пригласила.

    Мы станцуем танец с ней,

    Чтоб порадовать гостей.

    (Громова О.Н.)

    **************************************************************************************************************

    Улитка

    /Ритмично хлопать в ладоши, как описано в предыдущем упражнении./

    Улитка – раз, улитка – два…

    Ползет по стебельку она.

    Улитка – раз, улитка – два…

    Ползет так медленно она.

    / развести руками, удивляясь/

    А почему?

    /погрозить указательным пальцем/

    — Да потому…

    /опять ритмично хлопать в ладоши /

    — С собою носит все она:

    И шкаф, и стулья,

    и кровать,

    Чтобы в пути прилечь поспать,

    И стол, —

    Чтобы накрыть его,

    Чтоб причесаться —

    Зеркало,

    Для красоты –

    Горшок с цветком,

    Ну, во общем, —

    На спине весь дом!

    (Громова О.Н.)

    /Поучитесь рисовать улитку. Нарисуйте иллюстрации к тексту игры. /

    **************************************************************************************************************

    Птичья столовая

    Птичий домик, птичий домик

    Нам сосед вчера принес!

    Мы повесим этот домик

    Между двух сестер-берез.

    В этой маленькой столовой

    Будет полочка полна.

    Здесь воды прозрачной вдоволь,

    Вдоволь крошек и зерна.

    Птичьи вкусы и привычки

    Хорошо знакомы нам.

    Прилетайте в гости, птички,

    Рады будем мы друзьям.

    (Сайма Соопарт.

    Перевод с эстонского)

    /Особенность этой игры «В ладушки-ладошки» в том, что она является игрой по кругу. Играют двое, но пары играющих строятся в круг. Ритмично проговаривая стихотворение, дети ритмично выполняют хлопки в ладоши друг друга: на «1» — хлопок в свои ладоши прямо перед собой, «2» — хлопок в правую ладошку партнера своей правой ладошкой, вытянув руку вперед, «3» — опять хлопок в свои ладоши, «4» — хлопок левой ладошкой по левой ладошке партнера, вытянув руку вперед и так далее. С окончанием стихотворного текста дети, помахав руками, как крыльями меняются парами по кругу. Для этого дети, составляющие внешний круг перебегают на место соседа справа. Меняться местами можно и по-другому. Например, переход выполняют дети, составляющие внутренний круг, или дети меняются местами, «разлетевшись врассыпную», а затем опять собравшись в два концентрических круга, но, образовав пару с новым партнером, или как еще вы придумаете. Поменявшись парами, дети начинают игру сначала с новым партнером./

    **************************************************************************************************************

    Голубки

    /Игра, как и предыдущая, проводится по кругу. На первые две строчки стихотворного текста русской народной потешки дети машут руками, как крыльями, согнув руки в локтях./

    Прилетели голубки

    На зеленые лужки,

    /Играют « В ладошки»/

    Они пили, они ели,

    Возле берега сидели,

    /Машут руками, как крыльями, и все делают шаг вправо, меняясь партнерами. Далее играют «В ладошки» уже с новым партнером, произнося слова/

    Напились в холодке,

    Унеслись

    По реке.

    Шу!

    /На «Шу!» дети машут руками, как крыльями, и опять перемещаются вправо, но теперь на три шага, меняя партнера. Игра повторяется с самого начала./

    **************************************************************************************************************

    Ничевоки

    /На первую и вторую строчкустихотворения дети играют в ладошки, хлопая один раз в свои ладоши перед собой, затем ладошкой правой руки по правой ладошке партнера, опять в свои ладоши и левой ладошкой о левую ладошку партнера; повторяют хлопки с начала.На остальные строчки первого куплета бьют два раза в свои ладошки, а затем два раза в ладошки партнера, вытянув вперед руки, опять в свои ладошки два раза и так далее. В конце куплета надувают свои щеки воздухом и хлопают своими ладошками по своим щекам, чтобы воздух изо рта вышелсо звуком.

    Затем дети произносят строки второго куплета и повторяют движения, которые делали ранее. В конце второго куплета складывают обе руки ладошками и подкладывают под голову с правой стороны, наклонив голову вправо, как будто засыпают.

    Затем дети произносят слова третьего куплета, выполняя все те же движения. В конце стихотворения прижимают указательный палец к губам и произносят «Тс-с-с..»/

    ***

    Чики-воки, чики-воки,

    Жили-были Ничевоки –

    Ничего

    Не говорили,

    И не ели, и не пили,

    Только дулись,

    Дулись,

    Дулись…

    ***

    Но потом вдруг улыбнулись,

    И на маму поглядели,

    И попили.

    И поели,

    Над собой

    Похохотали,

    Да и спать легли.

    Устали.

    ***

    Чики-воки, чики-воки,

    Засыпают Ничевоки.

    Тише, тише, не шумите,

    Ничевок не разбудите…

    Тс-с-с…

    (Нина Пикулева)

    /Когда игра будет освоена, усложните ее другими вариантами хлопков. Например, делайте хлопки не прямо двумя руками «ладоши в ладоши»партнера, а сначала правую руку поверните ладонью вверх, подставляя под удар партнера, а левой ударьте по подставленной правой ладошке партнера; затем поверните левую руку ладонью вверх, подставляя под удар партнера, а сами ударьте правой ладонью по подставленной левой ладошке партнера. И так далее. То есть нужно вытянуть вперед одновременно обе руки, одну из них ладонью вверх, а другую для хлопка по ладони./

    **************************************************************************************************************

    Запасливая белка

    /Играть в ладошки: хлопнутьв свои ладоши, правой рукой по правой ладошке партнера, вытянув руку вперед, опять в свои ладоши, левой рукой по левой ладошке партнера, вытянув вперед левую руку, опять в свои ладоши и так далее./

    Рыжая белочка с рыжим хвостом

    Маленький рыжик нашла под кустом.

    \Вытянуть обе руки вперед: правую повернуть ладонью вверх, а левой выполнять ритмичные хлопки по вытянутой правой руке партнера./

    Маленький рыжик она засолила,

    /Теперь наоборот, то есть поменять руки ролями: Держать левую руку ладонью вверх, а правой ладошкой ударять по подставленной ладошке партнера.

    В банку большую его положила.

    /Выполнять ритмичные хлопки: сначала, вытянув вперед обе руки, выпрямив ладошки, пальцы вверх, хлопнуть в обе ладошки партнера, затем в свои ладоши прямо перед собой, потом опять в ладоши партнера и так далее./

    Белке теперь не страшны холода:

    Есть у нее на всю зиму еда.

    (Л.Венгер)

    **************************************************************************************************************

    Капли играли в прятки

    Капли играли в прятки.

    /Хлопок в свои ладоши прямо перед собой, правой рукой по правой руке партнера, опять в свои ладоши и левой рукой по левой руке партнера/

    Капли ныряли в грядки,

    /хлопок в свои ладоши прямо перед собой, по своим плечам скрестив руки накрест, то есть правой ладонью по левому плечу, а левой ладонью по правому плечу, затем опять хлопок в свои ладоши прямо перед собой, шлепок по своим коленям, опустив руки вниз: правой рукой по правому колену, а левой рукой – по левому колену/

    В клумбы,

    / хлопок в свои ладоши прямо перед собой/

    Ручьи и лужи.

    /шлепок по коленям, опустив руки вниз, хлопок в свои ладоши прямо перед собой/

    Все исчезали тут же.

    /обхватить себя руками и покружиться вокруг себя/

    Капли летели над лесом.

    /хлопок в свои ладоши прямо перед собой, хлопок двумя ладошами в ладоши партнера – пальцы вверх, хлопок в свои ладоши прямо перед собой, хлопок правой рукой по правой ладони партнера, подняв руку вверх/

    Прятались под навесом

    /повторить, но левой рукой/

    Мокрых веселых листьев,

    /Хлопок в свои ладоши над головой, шлепок по своим плечам руками накрест, шлепок по бокам, опустив руки вниз, хлопок в свои ладоши прямо перед собой/

    В дуплах и норах лисьих.

    /хлопок в свои ладоши прямо перед собой, затем правой рукой схватить левую ладонь партнера – «спрятать» в свою, как будто капли прячутся в нору, а свою левую руку протянуть партнеру, чтобы он сделал то же самое/

    В норах крота и мышки,

    /хлопок в свои ладоши прямо перед собой и левой рукой схватить правую руку партнера – «спрятать»/

    В старой берлоге мишки.

    / то же самое, но правой рукой схватить левую руку партнера/

    Звонкие капли-дождинки

    /хлопать левой ладонью по подставленной правой ладошке партнера/

    Прыгали вдоль тропинки.

    /поменять руки ролями/

    Прятали их травинки.

    Прятал в иголках ежик.

    / быстро «прятать» то правую руку в левой, то левую руку в правой/

    Капли играли в дождик.

    /хлопок в свои ладоши прямо перед собой, затем двумя ладошками по двум подставленным ладошкам партнера, вытянув руки вперед – пальцы вверх, опять хлопок в свои ладоши/

    (Н. Юркова)

    **************************************************************************************************************

    Дюба

    /Эта игра известна многим, так как является детским фольклором. Для начала игры партнеры подают друг другу левые руки ладонью вверх, а правые руки кладут на подставленные левые ладонями вниз. Согнув пальцы (только пальцы) обеих рук, партнеры цепляются за руки друг друга только пальцами./

    Дюба-дюба-дюба-дюба,

    Дюба дони-дони мэ!

    /держась за руки сцепленными пальцами, совершаете ритмичные движение руками вверх /

    А шарли буба

    /хлопок в свои ладоши прямо перед собой, а затем правой рукой по правой руке партнера, вытянув руку вперед, пальцы направлены вверх/

    Раз, два, три

    А шарли буба

    /хлопок в свои ладоши прямо перед собой, а затем левой рукой по левой руке партнера, вытянув руку вперед, пальцы направлены вверх/

    Раз, два, три

    /Слова «Раз, два, три» не произносятся вслух, а отбиваются в быстром темпе тремя хлопками в свои ладоши прямо перед собой/

    А шарли буба-буба-буба-буба

    /сначала хлопок в свои ладоши прямо перед собой, а затем, вытянув руки вперед и расположив ладони горизонтально – правая ладонь вверх, а левая вниз- партнеры хлопают двумя ладонями одновременно, на каждое слово «буба» меняя положение ладошек: сначала правая вверх, а левая вниз, затем левая вверх, а правая вниз и так далее/

    А-А-А!

    /держась за руки пальцами, совершать перекрестные махи обеими руками/

    А дони мэ

    /

    Раз, два, три

    А шарли бэ

    Раз, два, три

    /не произнося счет, три хлопка в свои ладоши в быстром темпе/

    А ми

    /хлопок в свои ладоши, а затем правой рукой по правой ладони партнера/

    Раз, два, три

    /не произнося счет, три хлопка в свои ладоши в быстром темпе/

    Замри!

    /хлопок в свои ладоши, а затем левой ладонью по левой ладони партнера, выставив руки вперед/

    Раз, два, три

    /не произнося счет, три хлопка в свои ладоши в быстром темпе/

    эни бени рики таки

    шурба урба сентябряки

    эус бэус касмадеус бац

    Ой! Ай! Ча! Ща!

    /хлопки то в свои ладоши прямо перед собой, то правыми руками, то опять в свои, затем левыми руками и так далее, то есть хлопки, которые и принято называть «игра в ладоши»/

    Например,

    Милая Маруся,

    Ты меня не бойся.

    Я тебя не трону,

    Ты не беспокойся!

    или

    Ой, вышла плясать

    Бабушка Пульхерья:

    Из-под подола сыпятся

    Куриные перья. /

    **************************************************************************************************************

    Тяпы-ляпы

    /Хлопать в ладоши: в свои прямо перед собой, затем правой ладонью по правой ладони партнера, выставив руку вперед, пальцы вверх; далее опять в свои ладошки прямо перед собой, а потом левой ладонью по левой ладони партнера, вытянув левую руку вперед, пальцы вверх. И так далее/

    По дороге в Тяпы-Ляпы

    Шли гуськом четыре шляпы.

    /Один партнер подставляет обе ладошки для ударов, вытягивая руки вперед ладонями вверх, а другой быстро ритмично хлопает по подставленным ладошками своими ладонями./

    Шляпу старую с пером

    /Меняются ролями: теперь первый партнер хлопает по подставленным ладошкам./

    Звали дедушкой Петром.

    Шляпу с ленточкою синей

    Звали бабушкой Аксиньей.

    Шляпу с красной ленточкой

    Звали внучкой Леночкой.

    Ну, а шляпу с козырьком

    Звали внуком Игорьком.

    /Опять играть в ладошки, то есть выполнять поочередные хлопки то в свои ладоши прямо перед собой, то в ладонь партнера, как в начале игры/

    Тяпы-Ляпы – это дача.

    Есть у шляп одна задача:

    Дождик ночью прошумел.

    В огороде уйма дел.

    /Далее выполнять хлопки, меняя положение рук на каждое слово: «И» — левую ладошку подставить для шлепка по ней партнеру, а правой рукой одновременно шлепнуть по подставленной руке партнера; «спешат» — поставить под шлепок партнера правую руку, а левой одновременно шлепнуть по подставленной правой руке партнера; «четыре»- подставить под шлепок левую ладошку, а правой шлепнуть по подставленной ладошке; «шляпы» — подставить под шлепок правую ладошку, а шлепнуть левой по подставленной правой. И так далее/

    И спешат четыре шляпы

    Лук полоть, картошку тяпать.

    /Два хлопка в свои ладоши прямо перед собой, а затем два хлопка в ладоши партьера прямо перед собой, пальцы — вверх./

    Вот пришли, передохнули.

    Разом тяпками взмахнули.

    Вскоре каждая из шляп

    Стала тяпать:

    /Три шлепка друг другу в ладоши, пальцы – вверх/

    Тяп-тяп-тяп!

    (Валентина Кудрявцева)

    **************************************************************************************************************

    Диета Термита

    /Автор игры О. Громова, автор стихов Б. Заходер ) Данная игра в ладошки одновременно интересна и трудна тем, что требует быстрого темпа как в произнесении стихотворного текста, так и в выполнении движений. Движения одинаковые на протяжении всего стихотворения, но их нужно выполнять быстро, четко, согласованно друг с другом: Сначала хлопнуть в свои ладоши прямо перед собой, затем правой ладонью по правой ладони партнера (пальцы вверх), опять в свои ладоши, левой ладонью по левой ладони партнера (пальцы вверх), правой рукой по левому своему плечу, левой рукой по правому своему плечу, правой рукой по своему правому бедру, левой рукой – по своему левому бедру. Затем движения повторяются с начала./

    Говорил
    Термит
    Термиту:
    — Ел я все
    По алфавиту:
    Ел
    Амбары и ангары,
    Балки,
    Бревна,
    Будуары,
    Вафли,
    Вешалки,
    Вагоны,
    Гаражи и граммофоны,
    Древесину
    Дуба,
    Ели,
    Съел
    Жестянку (еле-еле),
    Ел
    И зелень,
    И известку,
    Ел
    Изделия из воска,
    Ел
    Картины и корзины,
    Ленты,
    Лодки,
    Магазины,
    Нессесеры,
    Окна,
    Пенки,
    Потолки,
    Рояли,
    Стенки,
    Телевизоры,
    Ухваты,
    Фильмы,
    Фотоаппараты,
    Храмы,
    Церкви,
    Цирки,
    Чашки,
    Кушал
    Шахматы и шашки,
    Шпалы пробовал
    И штампы,
    Щетки
    И электролампы,
    Даже
    Юбками
    Питался,
    Даже
    Якорь
    Съесть
    Пытался
    И ни разу
    Не был сыт!..
    — М-да, — сказал другой Термит.
    –От диеты толку мало.
    Лучше лопай, что попало!

    (Б. Заходер)

    /Игру можно еще разнообразить и усложнить одновременно тем, что в конце, на ответ другого Термита поиграть в «цапки». Для этого, начиная со слов «М-да», выполнять следующие движения: сначала правую ладонь подставлять под удар, хлопая одновременно по подставленной правой ладони партнера левой ладошкой, затем наоборот -, подставляя под удар левую ладошку, хлопать правой ладонью по подставленной ладони партнера и так далее. На последнее слово «попало» нужно стремиться ударить ладонью по ладони партнера, а свою ладонь убрать. Партнер так же будет делать. Если оба участника игры внимательны, то они оба «ударят» воздух одной рукой, при этом спрятав другую. Кто же окажется невнимательным, тот не спрячет руку.

    **************************************************************************************************************

    Copyright © Громова О.Н., 2001. Все права защищены

    (для себя в качестве инфо)

    Старославянские игры «Ладушки» и «Сорока-ворона» великолепно развивают речь, мелкую моторику, память и чувст­во ритма у ребёнка. Кроме того, песенки, которые хорошо рифмуются, важны для по­знания математических азов, музыкальных законов и развития языка.

    Оказывается, игры типа «Сороки-вороны» и «Ладушек» – не игры вовсе, а лечебные процедуры. Другими словами, в древности детей пестовали. Пестование – это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребёнка и настройки ребёнка на биополе Земли.

    Так называемые «пестушки» мамы произносят, когда умывают ребёнка:

    Водичка, водичка,
    Умой моё личико –
    Чтоб глазки блестели,
    Чтоб щёчки горели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.

    «Сорока-ворона» или «Сорока-белобока».

    На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила» стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

    На центре ладони – проекция тонкого кишечника, отсюда и надо начинать массаж. Затем неторопливо увеличивайте круги – по спирали к внешним контурам ладони (здесь проекция толстого кишечника).

    Закончить «варить кашу» надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

    Описывая работу «сороки-вороны» на раздаче каши деткам (пальчикам), не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждый пальчик вашего ребёнка надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный – для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени, указательного – желудка.

    Большой палец (которому «не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил – вот тебе!») не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый «лёгочный меридиан». Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

    Игра «Сорока-ворона» подойдёт и взрослым. Решите сами, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

    Полный текст «Сороки-вороны».

    Развивающие игры для младенцев: «Ладушки» и «Сорока-ворона»Сорока-ворона
    (водим пальчиком по ладошке)
    Кашу варила,
    Деток кормила.
    Этому дала,
    (загибаем по очереди пальчики)
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    А этому не дала:
    Он дрова не рубил,
    Он воду не носил,
    Он печку не топил,
    Он кашу не варил,
    Он Машу не кормил.

    Подобные «пестушки».

    Пальчик-мальчик,
    Где ты был?
    - С этим братцем -
    В лес ходил.
    С этим братцем –
    Щи варил.
    С этим братцем –
    Кашу ел.
    С этим братцем –
    Песни пел!

    Этот пальчик – дедушка,
    этот пальчик – бабушка,
    этот пальчик – папа,
    этот пальчик – мама,
    этот пальчик – я.

    Этот пальчик хочет спать,
    этот пальчик – прыг в кровать,
    этот пальчик прикорнул,
    этот пальчик уж заснул.
    Встали пальчики. Ура!
    В детский сад идти пора.

    Раз, два, три, четыре, пять.
    Вышли пальчики гулять.
    Этот пальчик гриб нашёл.
    Этот пальчик чистить стал.
    Этот – резал.
    Этот – ел.
    Ну, а этот – лишь глядел!

    Этот мышонок в норке сидит,
    Этот мышонок в поле бежит,
    Этот мышонок колосья считает,
    Этот мышонок зерно собирает,
    Этот мышонок кричит: “Ура!
    Все собирайтесь, обедать пора!”

    Палец толстый и большой
    в сад за сливами пошёл.
    Указательный с порога
    указал ему дорогу.
    Средний палец самый меткий
    Он сбивает сливы с ветки.
    Безымянный подбирает,
    А мизинчик-господинчик
    В землю косточки сажает.

    Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак.

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Вышли зайчики гулять.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    В домик спрятались опять.

    «Ладушки».

    Хироманты (это люди, которые гадают по ладони) зажатый кулак или большой палец, «запрятанный» в кулаке, считают признаком слабоумия либо полного истощения жизненной энергии. Именно потому, по их мнению, у младенцев всегда сжаты кулачки, а по мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается.

    Психологи и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Вполне вероятно, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнёт работать.

    Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности – к собственной ладошке, к голове или к маминой руке.

    Ладушки, – говорите вы, – ладушки. – И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.
    - Где были? У бабушки! – соедините его ручки ладошка к ладошке.
    - Что ели? Кашку! – хлопнули в ладоши.
    - Что пили? Бражку! – ещё раз.
    - Кыш, полетели, на головку сели! – это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.

    А вот полный текст «Ладушек».

    Ладушки, ладушки!
    Где были?
    - У бабушки!
    - Что ели?
    - Кашку!
    - Что пили?
    - Бражку!
    Кашку поели,
    Бражку попили,
    Полетели-полетели-полетели,
    На головку сели!

    Подобные «пестушки».

    Ладушки, ладушки.
    Мы пекли оладушки.
    Получилось ровно пять:
    Один Жучке надо дать,
    Два – коту с усами,
    Два съедим мы сами.

    Мыли мылом ушки,
    (изображаем, как мы моем ушки)
    Мыли мылом ножки,
    (изображаем, как мы моем ножки)
    Ах, какие ладушки,
    (ладошки поднимаем над головой)
    Ладушки – ладошки.
    (крутим ладошками над головой)
    Наварили кашки,
    Помешали ложкой,
    (как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)
    Ах, какие ладушки,
    Ладушки – ладошки.
    Строили ладошки
    (ладошки изображают домик над головой)
    Домик для матрёшки.
    Ах, какие ладушки,
    Ладушки – ладошки.
    Прилегли ладошки
    (ладошки ложатся спать под щёку)
    Отдохнуть немножко.
    Ах, какие ладушки,
    Ладушки – ладошки.

    Стенка, стенка
    (потрогать щёчки)
    Потолок
    (потрогать лобик)
    Две ступеньки
    (прошагать пальцами по губам)
    Дзинь – звонок!
    (нажать на носик)

    Продолжаем разговор о играх, которые направлены на .

    Самая несложная из этой группы – знаменитая игра «Ладушки» Но и она вызывает у многих детей затруднения.

    Давайте вспомним как в нее играть. Вспомните фильм «Сказка о царе Салтане»: сесть друг к другу лицом и одновременно хлопать в ладоши и затем протягивать вперед правую руку по диагонали к протянутой правой руке ребенка, сделать хлопок. Затем хлопнуть своими ладошками и сделать то же самое, но левой рукойю Этот цикл повторяется много раз. Темп игры постепенно нарастает. Ваша задача – довести ее до максимальной скорости.

    - Ладушки, ладушки!

    - Где были?

    - У бабушки.

    - Что ели?

    - Кашку.

    - Что пили?

    - Бражку.

    Попили, поели,

    Домой полетели,

    Теперь о продуктивности игры. Как ее немного изменить.

    1 вариант. Попросите ребенка во время игры считать вслух до 6 в такт движениям, затем снова от 1 до 6. Так подключается к игре слуховой (аудиальный) канал. И левое полушарие.

    2 вариант. Чередуйте примерно полминуты быстрого темпа игры с очень медленным и плавным. Попытайтесь по команде сразу включить быструю скорость. Возможно такое, что ребенок не может переключаться с одной скорости на другую. Значит надо тренироваться.

    3й вариант. Игра вслепую. Попросите ребенка, не прекращая счета до 6 закрыть глаза и продолжать хлопать в ладоши. В данном случае ребенок должен будет ориентироваться только на прикосновения (тактильны) и звуковые ощущения, полностью отключив визуальный канал. Скорее всего данный вариант вызовет трудности. Это и понятно надо будет подстраиваться под изменяющийся ритм партнера, чтобы действия были одинаковыми.

    PS: Упрощенный вариант игры, где только надо хлопать в ладоши можно использовать с детьми, начиная с 6-8 месяцев. При этом положение ребенка будет на коленях взрослого, который помогает малышу хлопать в ладоши. Стихи можно изменить. Вариантов текста большое разнообразие. Можете придумать сами.

    Постепенно приучайте ребенка играть в игру повернутым к вам лицом. Как правило, дети имеющие нарушения речи, даже к 4 – 5 годам плохо управляют своими руками. А Это повод их потренировать с помощью игры «Ладушки»

    Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья.